1000-летний черепок, найденный на Храмовой горе с изображением, напоминающим менору, может пролить свет на многовековую дискуссию о том, как на самом деле выглядела менора в Храме.
Артефакт был обнаружен недавно при просеивании мусора, незаконно вывезенного из района Храмовой горы в 1999 году исламским Вакфом, оспаривающим святость этого места для евреев.
Археолог и соучредитель специального Проекта по просеиванию вывезенной с Храмовой горы земли, Цахи Двира считает, что фрагмент изображения на обломке керамики, скорее всего представляет собой попытку изобразить храмовую менору.
"Основываясь на типе глины и ее текстуры, черепок восходит к периоду византийского владычества над Иерусалимом, от 324 до 640 годов нашей эры", - говорит Двира.
"То, что делает эту находку значимой, это то, что она обнаружена на самой Храмовой горе. Конструкция меноры, изображенной на черепке может пролить свет на многовековую дискуссию о внешнем виде меноры, стоявшей в Гейхале - зале Первого и Второго храмов", - пояснил археолог.
По словам Двиры, упоминание формы меноры можно найти в Книге Исхода (25:32-40).
"И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его ... И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его".
Тем не менее, в библейском описании нет указаний на то, были ли ветви меноры закругленными или прямыми, что привело к затяжной дискуссии среди мудрецов, в том числе Раши (1040-1105), рабби Авраама Ибн-Эзры (1089-1167), и Рамбама (1135-1204).
По словам Двиры, на черепке видно только левые ветви меноры, ее центральную часть и фрагмент основания.
"Основание меноры можно частично увидеть, и, вероятно, оно состоит из трех ног - двух угловых и одной прямой. В верху видно, что ветви заканчиваются полигональными впадинами, которые могут представлять собой миндалевидные чаши, в которых находилось масло для фитилей", - пояснил он.
Ветви на гравюре прямые, в отличие от других древних представлений о меноре, где они расходятся по полукругу, что может быть связано с тем, что "очень трудно создать круговые линии при гравировании керамики", говорит Двира.
"Поскольку черепок датируется несколькими веками после разрушения Второго храма, то гравировка была сделана после обжига глины, и очень трудно вывести на нем что-либо конкретное относительно первоначальной формы меноры. Но мы можем узнать и о том, как евреи, живущие в Иерусалиме во время византийского периода, или позже, понимали дизайн меноры", - сказал он.
Курсор