"Пусть пожилой президент уйдет достойно, думали люди. Но Мубарак спустил своих цепных псов", - рассказывают участники демонстраций в Каире. Не надо думать, что Египет неизбежно окажется в руках "Братьев-мусульман", пишут аналитики: победа "Хамаса" на палестинских выборах 2006 года показала, что антидемократические партии просто нельзя допускать к выборам. Но демократия в Египте еще под вопросом.
В ходе уличных боев в столице Египта погибли 13 человек, были ранены более тысячи, сообщает Berliner Zeitung. В среду на площадь Тахрир в центре Каира прорвались тысячи сторонников действующей власти, спровоцировав столкновения.
"Выступление Мубарака по ТВ в ночь на среду, - рассказал изданию египетский журналист Валид Эльшейх, - многих успокоило и настроило более миролюбиво. Пожилой президент, отец, защитник, думали люди. Он уйдет достойно - пускай досидит на своем посту оставшиеся 5 месяцев. Однако он спустил своих цепных псов. Он показал всем, что на самом деле думает о народе. В случае чего он может дать приказ стрелять по людям". По мнению Эльшейха, подобный цинизм лишает Мубарака последней легитимности.
По рассказам Эльшейха, армия в ходе последних столкновений оставалась практически безучастной. "Военное руководство пообещало не стрелять в свой народ. Оно не пойдет на это, поскольку армия все еще символизирует власть Мубарака, главнокомандующего. И если он отдаст приказ открыть огонь, то его судьба будет практически решена".
Солдаты пытались разнимать противоборствующие стороны, когда "стали наступать бандиты с палками и длинными ножами". Однако, говорит египтянин, в какой-то момент они потеряли контроль - не помогали даже предупредительные выстрелы в воздух. "И тут начался хаос, абсолютный хаос, - говорит Эльшейх. - Но мы отстояли площадь".
"Беспорядки в Египте делают опасной работу с места событий - избиения репортеров иногда производят впечатление спланированных", - пишет газета Süddeutsche Zeitung. Немецкие телеканалы ARD и ZDF покидают свои каирские студии из соображений безопасности и временно перебираются в отели. В дальнейшем ARD планирует эвакуацию своих сотрудников из зоны риска.
Главный редактор ZDF Петер Фрай утверждает, что нападения на журналистов в Каире являются "целенаправленными". После того, как репортер ZDF Дитмар Оссенберг во время прямого репортажа попал под лазерный прицел, в четверг его команда перебралась в посольство Германии.
"Их называют baltajieh, они - наемники ближневосточных режимов, - пишет Гуидо Олимпио в Corriere della Sera. - Это агенты полиции, партийные активисты, люди, которые потеряют все, если очередной тиран будет изгнан. Египетская полиция в первые дни восстания не сдержала удар толпы демонстрантов, но не стоит забывать о том, что у властей есть в распоряжении и другие силы. Мухабарат (военная разведка) и спецслужбы могут рассчитывать на тысячи информаторов и "хулиганов", которых бросают против оппозиционеров и прессы".
"По мнению оппозиции, выпады против манифестантов и иностранных журналистов координируются сверху. Омар Сулейман, нынешний вице-президент, а до недавнего времени глава разведки, - человек, которого совесть не мучает, - утверждает журналист. - Для его людей пытки - не исключение, а правило. Египетский режим копирует действия правительств, которым удалось подавить народные протесты: Китай, Иран, Мьянма. Чтобы задушить протесты, необходимо избавиться от неудобных свидетелей, и иностранные журналисты становятся первыми мишенями. Вот почему такое важное значение обретают baltajieh".
Воспоминания о палестинских парламентских выборах 2006 года, на которых "Хамас" одержал неожиданную победу, нависают тенью над демонстрациями в Египте, пишет в аналитической статье The Wall Street Journal. "Хамас" является ответвлением египетских "Братьев-мусульман", напоминает издание.
Основная ошибка США в 2006 году состояла в том, чтобы "настаивать на выборах в ПА до проведения необходимой подготовительной работы", говорится в статье. И это позволило вооруженному "Хамасу" участвовать в политическом процессе. Между тем "антидемократические партии не могут быть частью демократической системы - этот урок мир должен был извлечь еще в 1933 году", считает издание.
Те, кто полагает, что демократический Египет неизбежно окажется в руках "Братьев-мусульман", обычно ссылаются на выборы 2006 года, но они показали одно: "Хамасу" нельзя было разрешать участвовать. Если "Братья-мусульмане" хотят участвовать в выборах, они должны обещать играть по демократическим правилам, уважать религиозный и социальный плюрализм и чтить договорные обязательства Египта, особенно перед Израилем. А поскольку власть имущие способны нарушать обещания, Египту необходима система проверок и противовесов, чтобы устоять перед попытками наделить властью одного человека, одним голосованием, навсегда, говорится в статье. "У Египта может быть жизнеспособное демократическое будущее - при условии, что демократия будет существовать для демократов", - заключает издание.
"Египет на пути к демократии? Гарантий нет" - так озаглавлена статья Эрика Пеллетье в La Presse. При взгляде на происходящее в Египте напрашивается сравнение с событиями в России в 1915-1916 годах, когда страна наблюдала за развалом государства, но была не в силах что-либо изменить, полагает автор.
"В обоих случаях зарождалась и росла оппозиция, ставящая целью "избавиться" от правительства и установить парламентский режим. В обоих случаях "революционное" движение охватывало народные массы, доведенные до отчаяния материальными трудностями. В начале XX века революционное движение перекинулось в Германию, Венгрию, Францию и Италию, и, хотя в конечном итоге "революция" там потерпела фиаско, возник новый порядок, основанный на демократии и уважении к людям. В то же время "история учит нас, что по всей Европе после подчас непродолжительных периодов парламентской демократии устанавливались авторитарные или полуавторитарные режимы".
Станет ли пример египетской "революции" стимулом, который подтолкнет арабский мир к тому, чтобы изменить свою судьбу и тоже обратиться к демократии, или, напротив, заставит режимы еще больше замкнуться? Арабский мир вступает в решающий период своей истории, который изменит его судьбу. И демократия - не единственно возможный итог этой истории, пишет автор статьи.
Перевод InoPressa