Сегодня, в те самые минуты, когда президент США Барак Хусейн Обама озвучивал программную речь перед лидерами американских еврейских общин, на набережной Тель-Авива у здания американского посольства собрались те, кого принято называть "рядовыми гражданами".
На акцию протеста, получившую в интернете название "Демонстрация с петлей на шее", участников не везли на заранее заказанных (и оплаченных каким-нибудь очередным миротворческим фондом) автобусах.
Добирались самостоятельно, кто на чем. Сами – от руки - писали по-английски плакаты, порой – с ошибками. И сами же – передавая друг другу слабосильный мегафон – выкрикивали то, что ужаснуло отнюдь не только израильское демократическое большинство, выдвиженцы которого одержали на выборах убедительную победу и сформировали правительство. Выкрикивали то, что даже школьнику понятно. При условии, что он родился и растет в Израиле, а не на Манхэттене.
Пока ораторы-волонтеры призывают администрацию Белого дома прозреть и на основе трезвого анализа геополитической ситуации (т.н. "арабская революция" на фоне примирения ФАТХа с доминантной террористической организацией ХАМАС) отказаться от идеи уничтожения Еврейского Государства, втиснув его в не поддающиеся обороне границы 1967 года, я знакомлюсь с одним из участников демонстрации. С виду Йоав (так зовут моего собеседника) – типичный обитатель Рамат-Авива. Нарушает гармонию лишь плакат, который он поднял высоко над головой.
- Что привело вас сюда по окончании рабочего дня?
- Меня до глубины души волнует создавшаяся ситуация, - говорит Йоав. – И я считаю, что даже если я не ношу кипу, мой долг – не сидеть дома за компьютером или у экрана телевизора, а приехать сюда, к зданию посольства США, и во всеуслышание выразить свой протест против политики, проводимой в последнее время администрацией Белого дома по отношению к Израилю. Все мы обязаны показать американскому руководству, что Израиль способен отстаивать свои жизненно важные интересы.
38-летний Йоав рассказывает, что его бабушка и дедушка – репатрианты из Германии.
- Во время Холокоста они смотрели смерти в глаза, - говорит он, - и хотя с тех пор ситуация коренным образом изменилась и у евреев появилось свое государство, опускать руки слишком рано – Израиль пока продолжает бороться за существование.
- Однако далеко не все разделяют вашу тревогу за будущее нашего государства, - возражаю я. – Например, сегодня утром, включив радио, я услышала, как Ярон Декель, ведущий программы "Все это разговоры" на "Решет Бет", на все лады критикует главу правительства Биньямина Нетаниягу за неповиновение перед президентом Обамой…
- С моей точки зрения, в пятницу глава правительства произвел своим выступлением настоящий переворот в сознании не только американцев, но и всего мира, - говорит Йоав. – Разве не в этом заключается призвание главы государства – публично, в любой ситуации отстаивать кровные интересы своей страны и своего народа! Мною уже давно владеет ощущение, что большинство израильских журналистов забыли, где они живут, гражданами какого государства они являются. Я тоже с утра слышу стенания журналистов: "Ой, как отреагирует на выступление Нетаниягу Конгресс? А Сенат? И что предпримет вслед за этим Обама?" По-моему, журналисты забыли, что они – израильтяне и единственное, что по-настоящему должно их тревожить, - это интересы Израиля.
- Как лично вы оцениваете поведение израильских СМИ?
- Меня оно шокирует и возмущает. В свое время, много лет назад, я был активистом движения "Шалом ахшав" и на выборах голосовал за МЕРЕЦ. Но по натуре я – реалист. И реальность, в которой существует Израиль, заставила меня кардинально пересмотреть свои юношеские взгляды. С моей точки зрения, в рамках "ословских соглашений" Израиль УЖЕ передал палестинцам все возможные территории – но что мы получили в ответ?! Вместо мира мы получили террор. Недопустимо в угоду Обаме, Европе, кому бы то ни было добровольно отказаться от нашей жизни здесь, на Ближнем Востоке, от цветущего современного государства, которое было создано с нуля и достигло невероятных вершин. И это мы обязаны разъяснить не только международному сообществу, но и волонтерам-агитаторам здесь, в Израиле.
Перед участниками митинга тем временем выступает на родном языке – американском английском – журналистка "Jerusalem Post" Кэролайн Глик, лауреат Израильской премии за критику прессы имени Кеннета Абрамовича.
"Пускай услышат меня в посольстве! – выкрикивает Кэролайн. – Пускай доведут до сведения президента Обамы, что за правительством национального лагеря – демократическое большинство народа Израиля".
Я тем временем знакомлюсь с Мазаль. Мать троих детей, она тоже приехала на набережную, чтобы выразить протест против попытки уничтожения Израиля.
- Позавчера я слушала, какую отповедь дал Биньямин Нетаниягу американскому президенту, и впервые за много последних лет ощущала себя гордой гражданкой своей страны, - говорит Мазаль. – На мой взгляд, давно уже не было у Израиля такого лидера. Американцы должны понять: Израиль не только зависит от США в плане военной помощи – он является их единственным преданным, испытанным союзником на всем Ближнем Востоке.
- Однако самые видные журналисты ивритских СМИ так не считают…
- Скажу вам откровенно: лично я давным-давно не слушаю ивритское радио и не читаю пропагандистские опусы журналистов. К счастью, наш народ здоров ментально. Мы – реалисты. И ангажированная "лагерем мира" пресса больше не в состоянии "промывать нам мозги".
Знакомлюсь с группой репатрианток из США.
- Я приехала 18 лет назад из Бостона, штат Массачусетс, - говорит врач-терапевт Риса Грин (ныне пенсионерка). – И сейчас впервые за все эти годы мною владеет ощущение, что из преданного друга Израиля Америка превращается в нашего врага. Я ощущаю себя брошенной, неуверенной в завтрашнем дне. Даже Билл Клинтон не оказывал на Израиль такого давления, как Обама.
- А я в Израиле уже 31 год, - вступает в беседу Кэролайн Гольдин, преподаватель английского языка Открытого университета. - В последнее я просто в ужасе от того, что США – моя родина бросила Израиль на произвол судьбы, на растерзание врагу. Невыносимое чувство. Мы глубочайше разочарованы президентом Обамой. Только что позвонил мой сын и сообщил, что в речи перед лидерами еврейских общин Обама якобы несколько смягчил свою позицию. Но кто слушал эту речь и кто в нее вдумывался? 11.000 активистов AIPAC – а как же весь мир, международное сообщество, арабские страны, наконец?! Миру Обама заявил – и сегодня повторил это снова – что Израиль должен отступить в границы 1967 года. Но имеет ли Обама хотя бы отдаленное представление о том, что это означает на практике? Я живу в Раанане. И сколько терактов было совершено по соседству в Кфар-Сабе?!
- А у нас – в Нетании!.. – откликается Риса. – На моей памяти – два взрыва в торговом центре и около него, у базара – во вторую интифаду Нетания истекала кровью…
- Обама не имеет ни малейшего понятия о наших реалиях, - продолжает Кэролайн Гольдин. – Точно так же никакого представления о реалиях Израиля не имеют его советники, включая евреев. С моей точки зрения, нет ничего хуже евреев, которые ненавидят самих себя лишь из-за того, что им "не посчастливилось" и они родились евреями.
- Видимо, ни Обама, ни его советники понятия не имеют, что нет никаких "границ 1967 года", в действительности есть линия прекращения огня 1949 года, - говорит Риса Грин. – Однако оборонять эту, с позволения сказать, "границу", не в состоянии даже ЦАХАЛ.
Демонстрация у посольства США завершается хоровым пением "Атиквы". Поют чисто, не фальшивят. И любят эту Страну – всем своим существом.
Евгения КравчикZMAN.com