Обзор статей » Еврейская традиция

  • Ко дню дарования Торы

    Суть человека в том, что он создан для диалога с Всевышним. Но об этом не сказано напрямую. И комментаторы раскрывают этот секрет Торы, опираясь на стих: «И сотворил Б-г Всесильный человека из глины, (взяв ее) из земли, и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (Берешит, 2:7).

    Раши поясняет: «Тора, говоря, что Адам стал душой живой, имеет в виду, что он стал душой говорящей. В отличие от животных, также наделенных силой жизни, человек обрел дар речи, а не только способность издавать звуки».

    Способность понимать речь и высказывать свои мысли и желания – наша суть, потому что именно это позволяет нам вести диалог с Всевышним. И Тора – это основа, без которой он был бы невозможен.

    Однако то, что было даровано нам на горе Синай, – это нечто большее, чем средство, позволяющее общаться на вербальном уровне. Это то, что помогает нам узнать и Всевышнего и самих себя.

    Сотворение мира, жизнь праотцев, исход из Египта, дарование Торы, заповеди, завоевание земли – через этот рассказ, который имеет бесконечное множество пластов понимания, мы узнаем, что Б-г – это Тот, Кто сотворил небо и землю из ничего; Тот, Кто управляет всеми силами, оставаясь отделенным от мира; Тот, Кто выбрал наших праотцев; Тот, Кто ведет нас по тропам истории, оберегая, давая пророчества и наказывая. И об этом было сказано Моше перед исходом из Египта: «Я буду в том, что будет». Иными словами: если Тора – это наша основа, то вся история – раскрытие Божественного Присутствия.

    Но есть один секрет: диалог с Всевышним невозможен за пределами Земли Израиля – как на индивидуальном, так и на национальном уровне. Всевышний просто не разговаривает за пределами границ святости.

    Может показаться, что сегодня, это не так важно, так как пророчество (прямое обращение Творца к Своим творениям) прекратилось вскоре после разрушения Первого Храма. Но это не так: диалог с Всевышним на святой земле продолжается, так как «если сыновья Израиля – не пророки, то они дети пророков» (Псахим, 66а). Иными словами: даже утратив способность воспринимать пророческое откровение, мы сохранили особое видение мира, при котором духовность перестает быть теоретической и виртуальной и воспринимается как часть и неотъемлемая составляющая реальной действительности. И в наше время только на земле Израиля еврей становится хотя бы немного пророком: все происходящее в мире воспринимается им живо и остро (и поэтому он постоянно слушает новости и обсуждает их); будущее народа, предсказанное пророками, его волнует не меньше, чем собственная карьера; духовные проблемы врываются в его жизнь и требуют разрешения так же настойчиво, как и материальные. И он вольно или невольно оказывается частью великого процесса, который называется собирание рассеянных, становление государства, возрождение народа Израиля на своей земле.

    Ведь не случайно, давая повеление Аврааму переселиться в землю Кнаан, Всевышний сказал ему: «Иди к себе из земли твоей, оставив родину твою и дом отца твоего, в землю, которую Я тебе покажу. И сделаю тебя народом великим» (Берешит ,12:1,2). «Иди к себе» – найди себя. А поскольку узнать себя можно, только ведя диалог с Творцом, то, придя на эту землю, где Он говорит с человеком, мы постигаем себя как индивидуумы, и как часть народа.

    Таким образом, Тора, человек и земля неразделимы. Отказываясь от одной из этих составляющих, мы отказываемся и от двух других, и в любом случае – отказываемся от самих себя.

    И, если мы начинаем сомневаться, кто мы есть на самом деле, Всевышний ставит нас перед испытанием, чтобы в борьбе с теми, кто говорит о нашей бесполезности и отрицает право на существование нашего народа, мы поняли, зачем мы нужны самим себе и человечеству. И об этом в Торе говорится: «Они сердили меня (тем, что жили) без Бога, а Я им буду досаждать (руками тех), кто не является народом» (Дварим, 32:21). Иными словами, если сыновья Израиля живут без Бога - решают все вопросы, исходя из чисто практических соображений, не учитывая, что уровень духовного развития народа определяет его успех или неуспех, то Он  – как мера за меру – направляет против нас тех, кто не является народом: не имеет никакой позитивной идеи, и живет только отрицанием нашего права на существование. Поэтому нам следует осознать самим, и открыто сказать другим: «Мы – это и есть Тора, которая преобразовала и продолжает преобразовывать весь мир, и прийти к диалогу с Творцом можно только через нее. Мы – это и есть земля Израиля, из которой распространяется благословение на весь мир». А вместо этого мы доказываем свою уникальность тем, что изобрели удобное подсоединение внешней памяти к компьютеру. И когда нас вновь и вновь спрашивают все нации: «Зачем вам быть народом на своей земле? Вас же больше никто не преследует. А развивать науку и сельское хозяйство можно во Франции или Америке, или – в крайнем случае – на клочке святой Земли, который мы вам отведем, как пострадавшим в катастрофе» - нам нечего ответить.

    Так что в день дарования Торы нам бы следовало вспомнить, что нам необходимо не только изучать ее, но и сделать основой всей нашей жизни: образования, экономики, армии, политики, и риторики в диалоге с мировыми державами и религиями, и нигде и никогда не отказываться от самих себя.

    Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
3 комментариев
  • Мирьям Фейга Бунимович кто автор иллюстрации? она давно мне нравится...
    June 4, 2011
  • Алла Лурье
    Алла Лурье "...и нигде и никогда не отказываться от самих себя." Полностью подписываюсь под этими словами!
    June 5, 2011
  • Федор Кожуховский «Зачем вам быть народом на своей земле? Вас же больше никто не преследует. А развивать науку и сельское хозяйство можно во Франции или Америке, или – в крайнем случае – на клочке святой Земли, который мы вам отведем, как пострадавшим в катастрофе» - затем...  больше
    June 5, 2011