Обзор статей » Еврейская традиция

  • От меноры к меноре через менору

    «И сказал Б-г Моше так: «Поговори с Аароном, братом твоим, и скажи ему: «Когда ты будешь возносить лампады, семь лампад должны светить на лицевую сторону меноры» (Бемидбар, 8:1).

    Через этот стих Торы раскрывается деталь закона, о которой не говорилось раньше: фитили должны быть направлены к лицевой стороне меноры – к той, которая обращена к золотому столу, с двенадцатью хлебами, расположенному у северной стены Мишкана.

    Неужели только ради того, чтобы этот закон был записан в Торе заговорил Всевышний с Моше?

    Все эти важные подробности: как расположить фитили в лампадах, сколько налить масла, когда очистить чаши, когда и как зажечь светильник – можно было перечислить в каком-либо справочнике для коэнов, а не записывать в Торе, в которой раскрываются тайны духовного мира. В этом стихе вечный смысл, имеющий отношение к каждому из сыновей Израиля.

    И мудрецы Талмуда искали непреходящий смысл этого стиха, опираясь на устную традицию, передававшуюся из поколения в поколение от Моше.

    «Зачем зажигать менору? – спросил рав Шешет. – Разве нужен коэнам ее свет, чтобы передвигаться в Мишкане или в Храме? Ведь сорок лет Всевышний светил сыновьям Израиля, озаряя все огненным столпом. И, когда нужно было, люди шли даже ночью». И тут же разъяснил: «Менору зажигали, чтобы она была свидетельством того, что Б-жественное Присутствие не оставляет сыновей Израиля» (Шабат, 22б). Или, иными словами, свидетельством того, что Б-жественный свет пронизывает наши души.

    Но как доказать, что Его свет с нами, что он – наш разум, пророческий дар, интуиция, доброта, чувство прекрасного и силы, позволяющие постигать тайны духовных миров, делать научные открытия, создавать произведения искусства, раскрывающие мировую гармонию, и воспитывать будущее поколение? Ведь духовный свет невидим! И можно подумать, что всех наших успехов мы достигли «собственной силой и силой нашей руки». Поэтому в Мишкане, а затем в Храме, происходило постоянное чудо: в меноре соединялись сила огня и сила горения души, пронизанной Б-жественным светом. Несмотря на то, что в лампады наливали ровно столько масла, что его должно было хватить только на ночь, по крайней мере, две из лампад продолжали гореть и днем. И от фитиля одной из них коэн, заходивший вечером в Мишкан, а позднее – в Храм, вновь зажигал все остальные лампады. Потому менора и называется «свеча постоянная».

    Зажечь менору не только огнем, но и силой своей души – «вознести лампады» – это заповедь Аарона, которая впоследствии была возложена на его потомков-первосвященников.

    Исполнить ее не так-то просто. Поэтому Тора и поставила в заслугу Аарону, что он справился с ней, как сказано: «И сделал Аарон так: семь лампад засветили (по направлению) к лицевой стороне меноры». А Раши поясняет: «Это сказано, чтобы рассказать о достоинстве Аарона», о том, что он смог соединить свет своей души с пламенем фитилей меноры.

    Во Втором Храме, когда ушел из жизни первосвященник Шимон а-цадик, лампады меноры перестали гореть днем: все они погасали к утру. Это произошло из-за того, что сыновья Израиля загрязнили свои души, поддавшись влиянию греческой культуры, которая начала распространяться в Иудее еще до завоеваний Александра Македонского. Но восстание Хашмонаев искупило этот грех и вернуло Б-жественный свет в души того поколения. И не случайно при возобновлении служения в Храме Всевышний сделал чудо для Йеуды Хашмоная, его воинов и всех сыновей Израиля: менора, в которую налили такое количество масла, которого должно было хватить только на одну ночь, горела восемь дней непрерывно.

    А светится ли наша душа Б-жественным светом, когда Храма нет?

    И на этот вопрос ответили мудрецы эпохи Талмуда, приоткрыв тайну через историю, приведенную в мидраше. Аарон очень огорчился, когда увидел, что князьям всех колен было дано принести жертвы в день освящения Мишкана, а ему – нет. И тогда Всевышний сказал ему: «Тебе будет дана заповедь, которая еще значительнее, чем та, которую исполнили князья. Их заповедь (жертвоприношения) исполняется только тогда, когда стоит Мишкан или Храм, а твоя будет действительной, даже если Храм будет разрушен» (Ваикра раба).

    Но ведь менору не зажигают в дни изгнания, когда Храм лежит в развалинах!

    Как же понять слова мудрецов?

    Возникшее в дни Аарона соединение душ сыновей Израиля с Б-жественным светом вечно и неразрывно. Б-жественный свет не оставляет нас и в изгнании, хотя и не светит так же ярко через наши души, набравшие нечистоту. Тускнеют и блекнут наши способности, а пророческий дар исчезает совсем. И, тем не менее, соединение души со светом бесконечности, возникшее благодаря заповеди, исполненной Аароном, не исчезает. И не случайно символом надежды на возвращение из изгнания и восстановление Храма стала менора, изображенная на триумфальной арке Тита. Пленные сыновья Израиля несли ее на своих плечах две тысячи лет. И вот в 1956 году большая бронзовая менора с изображенными на ней важнейшими вехами истории еврейского народа была установлена перед Кнессетом, в саду роз.

    Менора, унесенная в изгнание и пребывавшая там в среде сыновей Израиля, вернулась. Да, конечно, еще предстоит построить Храм и поставить в нем менору из чистого золота, расположить фитили в ее лампадах так, чтобы они были наклонены и в сторону золотого стола и в сторону центрального ствола, и зажечь их, и стать свидетелями нового чуда. И все же, даже пока все это еще не сделано, и еще не произошло чудо, нельзя отрицать, что соединение души сыновей Израиля с Б-жественным светом начало раскрываться и действовать в мире вновь.

    Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
1 комментарий