Житейская мудрость утверждает, что интимные отношения – естественный инстинкт. Это самое обычное и безобидное человеческое занятие, это то, что происходит между мужчиной и женщиной, то, что делают все люди, и нужно просто расслабиться и получать удовольствие, правильно?
Кажется, все так просто. Но если бы все это было так просто, зачем нам снова и снова напоминать себе, что это естественно, безобидно, приятно, происходит со всеми, и надо только расслабиться и получать удовольствие? Более того, СМИ так долго, разнообразно и изобретательно бомбардировало нас этой информацией, что возникает вопрос, почему эта идея до сих пор не усвоена. Почему у нас по-прежнему стесненное, неуверенное и озадаченное отношение к своей сексуальности?
В мире, сотворенном Всевышним, существует три состояния. Первое – бытовое, светское, будничное состояние – обыкновенные принадлежащие нам вещи. Второе – святое, Б-жественное состояние – настолько возвышенные вещи, что мы не можем обладать ими. С этими двумя состояниями вроде бы все довольно просто и понятно. Труднее для понимания третье состояние – сакральное, священное. Хотя сакральное значит исключительное и недоступное, оно не является совершенно недоступным. Сакральное – это то, что священнее обычного, но не настолько святое, что мы не можем приблизиться к нему. Это то, что находится посредине между тем, чем мы обладаем, и тем, чем мы обладать не можем.
Запутались? Давайте попробуем рассмотреть простой пример. Всевышний благословляет нас возможностью иметь детей. Итак, у нас есть дети. Ваши дети. Мои дети. Но когда мы говорим "мои дети", подразумевает ли слово "мои" некую собственность? Владею ли я своими детьми? Ответ, конечно, нет. Они не совсем мои. Они не принадлежат мне. Когда я говорю "моя жена", разве я имею в виду, что я ее владелец? Разве "мой" в отношении мужа означает, "тот, что мне принадлежит"? Конечно, нет. И тем не менее мы используем столь обыденное выражение, как "мой", для обозначения таких вот понятий нашей жизни. Это священная часть жизни, и если мы в своей самонадеянности будем неосторожны, то можем начать претендовать на то, что никогда не будет нам принадлежать, и лишь утратит свою святость.
Так к какому же уровню относится сексуальность? По своей природе – не по Б-жественному определению, не по религиозным верованиям или предписаниям – сексуальность относится к категории сакрального. Ее можно ощущать, но нельзя обладать ею. Туда можно прийти, но там тебе не место. Можно быть сексуальным, но нельзя владеть своей собственной сексуальностью. И этому есть очень естественное и простое объяснение. Находиться в интимной близости – значит зайти на частную, сакральную, недоступную территорию. Сексуальность – это когда один человек проникает в частную, сакральную часть существования другого человека.
Вы не можете овладеть интимностью другого человека. Она недоступна. Даже если человек захотел бы передать вам такое право собственности. Этим нельзя поделиться. Это одна из тех данных нам Всевышним вещей, которой мы никогда не сможем владеть. Я не могу владеть моими детьми. Я не могу владеть своей супругой. Я не могу владеть моим Создателем. Я даже не могу владеть своей жизнью. Я абсолютно точно не могу владеть внутренней, сакральной, принадлежащей лишь ему частью другого человека.
Ну хорошо, если это настолько недоступно, что я не могу этим обладать, тогда какое отношение, какая связь у меня может быть с этим?
Это святость, которую мы можем ощущать, но которой не можем владеть. И именно поэтому удовольствие в интимных отношениях гораздо сильнее, чем любое другое удовольствие. Вы можете получать удовольствие от вкусной еды, и это огромное удовольствие, но не такое, как сексуальное удовольствие, потому что вы владеете своей едой. Она ваша. Вы посадили овощи, вырастили их, собрали и в итоге съели. Они ваши. Тут нет никакого трепета. Сексуальное удовольствие – это сочетание обладания и необладания. Это сочетание обыденного и потустороннего одновременно. Это что-то врученное вам, но вы не можете этим владеть и обладать. И именно ощущение этого сочетания, удовольствие от нахождения в интимном пространстве другого человека при одновременном осознании того, что вы здесь посторонний – это не ваша территория и никогда не станет вашей – вот что делает сексуальность настолько особенной.
Ключевое понятие здесь – обыденность. Нельзя допустить, чтобы сакральное стало привычным. В том, что касается Б-жественного такой опасности нет. Это вам недоступно – забудьте об этом. Будничное и светское, наоборот, должно быть для вас привычным и обыденным. Так когда же обыденность становится кощунством? В каких случаях она действительно разрушительна и нежеланна? В священном. Если для вас стала обыденной, слишком обыденной интимная частью жизни другого человека, физической, эмоциональной или ментально, то вы подвергаете риску святость.
В нашем откровенном мире довольно сложно представить себе разрушительность обыденности. Но вы не называете родителей по имени - потому что это слишком обыденно. Мы не употребляем имя Всевышнего в суе - потому что это слишком обыденно. Для наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек интимные отношения были сакральной вещью, о которой не говорят - потому что это будет слишком обыденно. Отношения между мужем и женой скрывались за закрытыми дверями. Это была сакральная вещь, что-то, чем не разбрасываются, не делятся и о чем даже не говорят. Вот почему наши бабушки и дедушки не говорили про свои интимные отношения. Они не хранили секреты – они хранили нечто сакральное.
Сегодня человеческая сексуальность преподносится как то, что должно быть для нас обыденным. Мы утверждаем, что наша собственная сексуальность нам уже вполне привычна, и стыдимся признать, что это не так. Мы устранили святость, а все потому, что думали, что наши строгие родители хранили от нас секреты. СМИ непрестанно проповедуют нам о естественности и открытости человеческой сексуальности, но это нас не убеждает. Как бы мы ни старались, мы не можем игнорировать то, что знали наши бабули и дедули: брачное ложе священно, но это так лишь тогда, когда ты относишься к нему со святостью.
Недостаточно доказательств? Посмотрите внимательнее на тех же бабушек и дедушек. Эти двое людей, которые были женаты 50, 60, 70 лет, по-прежнему немного застенчивы друг с другом. Они по-прежнему краснеют друг перед другом. Они по-прежнему волнуют друг друга. Это и есть человеческая сексуальность. Это святость. И это последнее слово об интимности.
Перевод Анны Каллер
Chabad.org