Давид Левин обновлено February 13, 2011

Категории

Теги автора Давид Левин

Архивы

Обзор статей » Общество

  • Исламо-демобратия

    Кратковременные цели хороши тем, что затушевывают значение долговременных. Даже незначительные и второстепенные детали имеют свой вес. Главное - не ошибиться с весами. В последнем воскресном выступлении Барак Обама высказал в общем-то вполне банальную мысль: Египет уже никогда не будет таким, каким он был прежде. Здесь бы ему поставить точку. Однако сработал "синдром жабы". Ей хоть и несвойствено чувство тщеславия, но ведь и она считает себя красивой. Пусть немного и тусклой, зато посмотрите, какие у нее глаза! 

    Как бы то ни было, но Обама вдруг заговорил о  "Мусульманском братстве", назвав его всего-навсего одной из политических сил в стране, которая не пользуется широкой поддержкой населения. Хотя и подпитывается антиамериканской неприязнью. Вот и думай после этого: то ли президент использует способ, то ли способ использует президента? Чтобы лучше это понять, вернемся к истории вопроса. "Мусульманское братство" ("Аль-Ихван аль-Муслимун") было создано в Египте учителем Хасаном аль-Банна в 1928 году. К концу Второй мировой войны организация прочно утвердилось в соседних Ираке, Сирии и Палестине и насчитывала полмиллиона активных штыков.

    Зубы "братство" впервые показало в декабре 1948 года, отправив в лучший мир египетского премьер-министра Махмуда аль-Нуграши. Шесть лет спустя лишь чудо спасло Абдель Насера, который в ответ объявил полувоенному движению беспощадную войну. С тех пор братья ушли в глубокое подполье, но от борьбы не отказались. Они выдвигали своих кандидатов либо по спискам зарегистрированных партий, либо в качестве "независимых". И эта тактика приносила успех. Так, на выборах 1984 года "братья" выступали в блоке с либеральной партией "Новый Вафд" и провели в парламент восемь своих кандидатов.

    Через три года они баллотировались уже в союзе с Либерально-социалистической партией и Социалистической партией труда, объединившихся в "Исламский альянс", получив 37 мест. А на выборах в 2005 году участвовали уже как независимые депутаты, добившись впечатляющего результата. 88 мест обеспечили им пятую часть состава парламента, позволив создать самую сильную по численности оппозиционную фракцию. На прошлогодних выборах почувствовавший явную опасность Хосни Мубарак эксперементировать не стал, а ввел жесткие ограничения, сведя на нет многолетние усилия "братьев".

    Арабские "полицейские государства" потому и жизнеспособны, что не приемлют "тщеслабия". В этом плане примечателен пример Сирии. Местное "Мусульманское братство" особенно активизировалось в 70-е годы прошлого века, развязав террор против набиравших силу алавитов. В феврале 1977 года был убит ректор Дамасского университета Мохаммед Фадель, год спустя - генеральный прокурор Дамаска Адель Мини. В июне 1979 года расстреляны курсанты артиллерийского училища в Алеппо. Не успели похоронить 80 трупов, как в результате взрыва в артиллерийском колледже в Халебе погибли 32 военнослужащих и еще полсотни стали инвалидами. А с осени, несмотря на арест вице-президента "братьев" Хосни Махмуда Абу, теракты проводились чуть ли не ежедневно.

    Правда, и "Мусульманское братство", как и всякое революционно-анархическое движение, не избежало болезни роста. Весной 1981 года организация провела съезд в западной Германии, на котором раскололась на "политическое" и "боевое" крыло. Боевиков возглавил Аднан Окла. Он ввел новшество, используя начиненные взрывчаткой автомобили. Только один такой взрыв у армейского призывного пункта в Аль-Азбакийя унес жизни 90 человек и искалечил почти полторы сотни. Кульминацией стало восстание в Хаме, организованное 2 февраля 1982 года.

    Хафез Асад бросил на его подавление две мотострелковые бригады, усиленные артиллерией  и танками. Общее командование он поручил своему брату Рифату. Не щадили никого - ни женщин, ни детей, ни стариков. В этой бойне было уничтожено 25 тысяч человек, а город просто стерли с лица земли. Оправиться от этого страшного удара "братья" уже не смогли. И в 1985 году Аднан Окла и остатки его группы сдались властям. Не менее жестко расправлялись с братьями в Иордании, Йемене, Кувейте и Саудовской Аравии.

    У "Мусульманского братства", схожие с "Аль-Кайдой" цели, что, впрочем, неудивительно: большинство "аль-кайдовцев" вышло из их шинели. В 2004 году руководивший тогда египетским "братством" Мухаммад Акеф сформулировал краткосрочные и долговременные задачи: сначала возродить арабский халифат, а затем создать всеевропейский и всеамериканский. В интервью ежедневной газете "Аль-Карама" он говорил, ссылаясь на опыт аш-шуры (консультативного совета при халифе), что именно «ислам и его ценности предшествовали появлению за Западе подлинной  
    демократии».

    Сказано это  было без тени иронии. Просто Акеф вкладывал в это утверждение свой смысл. Дело в том, что многие годы с "братьями-мусульманами" активно сотрудничали и ЦРУ, и британская "Ми-6".

    Их использовали против Насера, мешая его планам национализации Суэцкого канала. После неудавшегося покушения многие бежали в Дамаск, где всячески противодействовали инициативе объединения Сирии с Египтом. Западные спецслужбы придавали огромное значение  работе с верхушкой "Мусульманских братьев", не обращая внимания ни на их девиз: "Аллах - идеал, пророк - вождь, джихад - средство достижения цели, смерть во имя Аллаха - заветная мечта", ни на эмблему - Коран с двумя скрещёнными саблями.

    Нечто подобное происходит и сейчас. Мало кто знает, что в деспотичном Египте не первый год выходит на нефтяные деньги красочный журнал "братства". Из номера в номер он призывает к установлению «истинно исламской власти», причем, только путем вооруженной борьбы. Эпиграфом служит высказывание пророка Мухаммеда: "Я пришел к вам с мечом". В Лондоне тоже издается журнал. В 2001 году, буквально накануне терактов 11 сентября, он вышел с набранным на обложке аршинными буквами лозунгом: "Наша миссия - всемирное господство". Журнал изъяли, но часть тиража так и не уничтожили.  
     

    Колодца иглой не выкопаешь, говорят арабы. "Мусульманское братство" иглой и не копает. В "восстании" против Хосни Мубарака, безоговорочно поддержанном Бараком Обамой, группировка увидела "руку Аллаха". Ведь из все еще подпольного образования она сразу стала легитимным партнером по переговорам с правительством о путях преодоления кризиса власти в стране. О таком подарке даже не мечталось. "Братья" шли в авангарде массовых акций протеста, умело направляя неорганизованную толпу в нужное русло. Их цель - власть. Но сразу они ее брать не будут, уступив место "правительству Керенского".

    Один из лидеров  "братства" Рашад аль-Баюми сказал в интервью японскому телевидению, что первым шагом будет присоединение к переходному правительству. Это необходимо для того, чтобы «добиться отмены мирного договора с Израилем, поскольку он оскорбляет достоинство арабов и противоречит интересам Египта и других арабских государств». Но и это не главное. «Мы действительно намерены активно участвовать в политической жизни и процессе демократизации, - отметил аль-Баюми, - но не потому, что безоговорочно принимаем принципы западной демократии, а оттого, что процесс демократизации можно и нужно использовать для установления в Египте исламского режима». 

    Запоздалое предчувствие - особая форма политического "гриппа". Можно догадаться, что критическая масса мыльного пузыря соответствует его размеру, но как узнать заранее? Биньямин Нетаниягу, выступая в Кнессете перед представительной делегацией европейских парламентариев, говорил о негативных последствиях, к которым, не исключено, приведет смена режима в Египте. «Меня больше всего беспокоит, как бы наши соседи не пошли по пути Ирана, подавляя собственные свободы и угрожая всем вокруг», - заметил он. Самая большая взаимовыручка у больных. Но чужая боль, как морская болезнь: винят обычно не море, а самих людей.

    Опасения Нетаниягу  не столь уж и беспочвенны. Американцы, к примеру, под шумок вдруг заговорили о необходимости эвакуировать с Синая авиабазу с наблюдателями MFO, на которых возложена ответственность следить за выполнением израильско-египетского мирного договора. На базе, где объявлено чрезвычайное положение и начался демонтаж оборудования, ждут транспортных самолетов военно-воздушных сил США. Зачем понадобилось срочно сворачивать миссию наблюдательных сил, сказать трудно. Аналитики предполагают, что это один из рычагов давления на Хосни Мубарака. Но какой смысл на него давить, если он и сам, по существу, отказался от власти? 

    "Братья" чутко улавливают идущие из Вашингтона сигналы. Пока они не форсируют событий, охотно раздавая интервью, которые не менее охотно берут падкие на сенсации журналисты. Хотя, как заметил Уинстон Черчилль, умный человек старается делать как можно меньше ошибок, давая шанс и другим. Гамаль аль-Халбави в интервью информационному агентству "PressTV" поблагодарил верховного аятоллу Али Хаменеи за «поддержку египетской революции». И выразил надежду, что Египет достигнет такого же высокого уровня научно-технического прогресса и сформирует такое же "прекрасное правительство" во главе с таким же "бесстрашным президентом", как Махмуд Ахмадинеджад. 

    Похоже, болезнь  и в самом деле принимает здоровые формы. Только как бы, вкладывая средства в призрачные цели, снова не получить воздушные замки. "Демократизация" Египта руками "Мусульманского братства" под американским протеже - нечто неслыханное в новейшей истории. Это даже не авантюризм. Это гораздо хуже. Почему Белый дом не поддержал прошлогодние демонстрации протеста в Иране? Или почему не начал "перестройку" с Сирии, куда тот же Обама в обход Конгресса назначил послом Роберта Форда? Причем в тот самый момент, когда международный Гаагский суд готов объявить вердикт о виновности Башара Асада в организации убийства ливанского премьер-министра Рафика Харири. 

    Эти вопросы  почему-то никто не задает, что само по себе весьма странно. Но рано или поздно их придется задать. Хотя, вполне возможно, спросить уже будет не с кого. Пока тревогу Биньямина Нетаниягу разделяют только разведслужбы. Французская DCRI подготовила доклад, в котором утверждается, что, по крайней мере, порядка ста европейцев, включая четырнадцать французов, проходят подготовку в террористических лагерях на Ближнем Востоке. «Эти люди жили в приютившей их Европе, к которой они пылают ненавистью, - пишет газета "Le Figaro". - Способствуя падению режима Бен Али в Тунисе и выстрелив в спину Мубараку, мы, тем самым, лишь "раззадорили" собственных мусульман». 

    Всякое действие вызывает противодействие. Чтобы придти к демократии, революции не требуется. А чтобы произошла революция, нужна демократия. Этих прописных истин, как выясняется, в вашингтонах и парижах не знают. Там все еще думают, что демократия дает всем свободу открывать рот, забывая о том, что нужно давать еще и пищу. Поэтому демократия на Ближнем Востоке может вылиться только в "исламо-демобратию". И как бы ее потом не экспортировали назад в Америку и Европу.

     

    Анатолий Гержгорин

    МАОФ

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев