Я. Йеошуа Израиль Директор исследований MEMRI (Middle East Media Research Institute) обновлено July 3, 2011

Категории

Теги автора Анна Гусева

Архивы

Обзор статей » Политика

  • Примирение ФАТХ и ХАМАС: было ли соглашение?

    История соглашения о палестинском примирении – «Расёмон» противоречивых версий и интерпретаций. Сегодня, спустя месяц после церемонии примирения по-прежнему неизвестны детали этого соглашения. Единственным определенным элементом является документ о договоренностях, сопровождающий это соглашение, копия которого (с инициалами) была опубликована в арабской и палестинской прессе. Что касается документа, к которому относятся эти договоренности (соглашение), то его содержание по-прежнему неизвестно, и, по всей видимости, существует молчаливая договоренность не публиковать этот документ. В результате были опубликованы различные версии этого соглашения и его детали, что можно рассматривать как попытки преднамеренного обмана.

    По всей видимости, основная цель межпалестинского соглашения – любой ценой продемонстрировать единство, вопреки существующим разногласиям между сторонами, чтобы поддержать палестинскую дипломатическую инициативу, намеченную на сентябрь 2011 года. Однако с обеих сторон есть те, кто сомневается в эффективности этой дипломатической инициативы.

    Исследование договоренностей, достигнутых сторонами, показывает, что в ближайшей перспективе ФАТХ одержал победу. Соглашение, составленное на фоне восстаний в арабском мире, удовлетворило требование палестинского народа положить конец расколу между ФАТХом и ХАМАСом, таким образом освободив Палестинскую автономию и ООП от давления со стороны общественности, которое в основном было направлено на них. Кроме того, несмотря на то, что ФАТХ позволил ХАМАСу принимать участие в работе правительства, последний пошел на некоторые уступки: было принято решение, что до проведения выборов будет сформировано правительство технократов – не правительство национального единства – которое, в противоположность требованию ХАМАСа, не будет заниматься дипломатическими делами. Более того, Махмуд Аббас, как президент Палестинской автономии, будет управлять переговорами с Израилем в следующем году, если они состоятся. Также было согласовано, что временное руководство – орган, в который войдут представители всех палестинских партий, которые будут заниматься дипломатической деятельностью – не будет ущемлять полномочия ООП. 

    Стороны также пришли к соглашению, что до проведения выборов президента, а также в Палестинский законодательный совет (ПЗС) и Палестинский национальный совет (ПНС) будет сохранен статус-кво политики и безопасности. Согласно некоторым сообщениям, ХАМАС позволил ООП продолжить переговоры с Израилем в течение года; во время этого периода движение будет соблюдать «тахдию» (затишье) и прекратит запуск ракет по территории Израиля из сектора Газа.

    Согласно заявлениям высокопоставленных чиновников ХАМАСа, уступки, на которые пошло движение, должны способствовать палестинской инициативе – добиться признания независимого Палестинского государства ООН в сентябре 2011 года, преодолев основное препятствие, то есть раскол между ФАТХом и ХАМАСом. ХАМАС выразил готовность признать государство в границах 1967 года и представил это как переходный период в процессе уничтожения Израиля и стратегию, одобренную бывшим лидером ХАМАСа шейхом Ахмедом Ясином. В то же время чиновники ХАМАСа подчеркнули, что Палестинское государство будет создано не ООН, а посредством джихада.

    По всей видимости, ХАМАС считает, что сотрудничество с ФАТХом принесет ему пользу в далекой перспективе, так как реализация этого соглашения и результаты выборов приведут к существенным изменениям в структуре палестинского руководства и его стратегии. Более того, полностью интегрировавшись в палестинское правительство, ПЗС и ООП, ХАМАС обретет легитимность на международной арене, к которой стремился с момента захвата Газы. ХАМАС преуменьшил значение своих уступок и подчеркнул, что переговоры между ООП и Израилем обречены на провал, и что это заставит палестинцев принять новую стратегию в отношении Израиля. ХАМАС также отметил, что временная заинтересованность движения в «тахдии» не означает, что оно выбрало мир и отказалось от сопротивления.

    Следует отметить, что наряду с правительством Египта египетские «Братья-мусульмане» сыграли ключевую роль в посредничестве при заключении этого соглашения. Верховный руководитель движения «Братьев-мусульман» Мухаммед Бади заявил, что представители палестинских партий провели встречу в новой штаб-квартире «Братьев-мусульман» в Мукаттам и достигли соглашения за четыре дня.[1] Участие «Братьев-мусульман» можно рассматривать как одно из проявлений сотрудничества между этим движением и постреволюционным правительством Египта; это также можно рассматривать как попытку «Братьев-мусульман» сдерживать ХАМАС, чтобы улучшить свою репутацию накануне египетских выборов. ХАМАС в свою очередь может опасаться возможного падения сирийского режима. Эти опасения могли подтолкнуть ХАМАС на сближение с новой администрацией Египта и египетскими «Братьями-мусульманами».

    Это соглашение было подписано на фоне серьезных разногласий между сторонами. Большинство разногласий не было урегулировано в соглашении и было отложено для обсуждения на более поздний срок; некоторые из них будут рассмотрены только после проведения выборов, почти через год. Эти разногласия и тот факт, что соглашение не было предано огласке, а также противоречивые заявления и интерпретации, сделанные представителями двух движений после его подписания, поставили под сомнение шансы на его успех.

    Это исследование попытается установить, какой документ был подписан ФАТХом и ХАМАСом, каковы были цели этого примирения, и какие договоренности были достигнуты, несмотря на существующие принципиальные разногласия между сторонами.

     

    Какие документы были подписаны?

    Даже спустя полтора месяца после церемонии примирения непонятно, какие документы были подписаны сторонами.[2] Чтобы исследовать этот вопрос, необходимо рассмотреть два документа: документ о договоренностях и соглашение о примирении:

     

    1. Документ о договоренностях

    27 апреля 2011 года представители ФАТХа и ХАМАСа подписали документ о договоренностях, копия (с инициалами) которого была опубликована в арабской и палестинской прессе. В этом документе перечислены оговорки, сделанные ХАМАСом в отношении соглашения о примирении, которое он отказался подписывать в 2009 году. Содержание договоренностей не обсуждается, хотя существуют некоторые разногласия по поводу интерпретации определенных пунктов.

    В документ о договоренностях входят следующие пункты: будет сформирована избирательная комиссия на согласованной основе; будет учрежден избирательный суд; в течение года будут проведены выборы президента, а также в ПЗС и ПНС; будет сформирован Высший совет безопасности на согласованной основе; будет определена «сфера деятельности временного руководства», чьи решения не будут противоречить решениям ООП; будет назначено правительство на согласованной основе, которое будет готовиться к выборам и управлять делами, связанными с примирением, восстановлением Газы, прекращением осады, объединением учреждений в секторе Газа, на Западном берегу и в Иерусалиме, управлением благотворительными и общественными организациями, формированием ПЗС и т.д.[3]

     

    2. К какому документу относятся договоренности?

    Ситуация с документом, к которому относятся эти договоренности – соглашение, подписанное в мае 2011 года – еще более непонятна. Египет и ХАМАС не предали огласке этот документ, тогда как Палестинская автономия и ФАТХ опубликовали две разные версии. В отличие от документа о договоренностях, на копиях этого соглашения нет подписей сторон.

    Две версии документа:

    AЕгипетский документ под названием «Попытка Египта положить конец палестинскому расколу», который был представлен палестинским партиям в сентябре 2009 года, когда попытки Египта как посредника в процессе примирения достигли своей высшей точки. После церемонии примирения, состоявшейся в Каире в мае 2011 года, палестинское информационное агентство ВАФА опубликовало этот документ вместе с документом о договоренностях (ВАФА, 06.05.2011).

    В этом документу приводятся пункты соглашения между сторонами, а также спорные вопросы и идеи, предложенные египетской администрацией для преодоления разногласий. Этот документ был опубликован в палестинских СМИ в сентябре 2009 года (например, «Аль-Айям», 12.09.2009).

    B«Договор о национальном примирении», который был опубликован в палестинской прессе 14 октября 2009 года, за день до подписания соглашения о примирении ФАТХом («Аль-Айям» и связанный с ХАМАСом сайт Palestine-info.info, 14.10.2009). Сайт Комитета по национальным отношениям ФАТХа (Fatehwatan.ps), который недавно начал свою работу и связан с чиновником ФАТХа Аззамом аль-Ахмадом, опубликовал этот договор как «документ, подписанный в Каире в мае 2011 года».

     

    Сомнения по поводу копии документа, опубликованной ВАФА

    Тот факт, что не существует официальной копии соглашения, подписанного сторонами (а также противоречивые сообщения в СМИ ФАТХа и ХАМАСа о том, какой документ был подписан), свидетельствует о том, что Египет и палестинцы пытаются запутать факты и утаить содержание соглашения (если предположить, что было подписано какое-то соглашение). Это в отличие от документа о договоренностях, который, был, несомненно, подписан и после этого опубликован различными СМИ; на документе стоят подписи лидеров ХАМАС и ФАТХ.

    Исследование и сравнение этих документов показывают, что документ, представленный палестинским информационным агентством ВАФА как соглашение – неверная версия; публикация этого документа, по всей видимости, является осознанной попыткой ввести в заблуждение и скрыть текст, который был подписан в действительности.[4]

    Скорее всего, соглашение, которое было подписано в действительности (если было подписано какое-то соглашение) и к которому относится документ о договоренностях – это документ под названием «Договор о национальном примирении», который был опубликован в палестинских СМИ накануне подписания соглашения о примирении ФАТХом в 2009 году; или документ, очень похожий на этот Договор.

    Это предположение основано на следующих фактах:

    1. Документ под названием «Попытка Египта положить конец палестинскому расколу» был сформулирован как предварительный посреднический документ и представлен палестинским партиям в сентябре 2009 года. Его опубликовали в палестинских СМИ (например, в газете «Аль-Айям») 12 сентября 2009 года, когда попытки Египта как посредника в процессе примирения достигли своей высшей точки.
    2. Месяц спустя, незадолго до того, как ФАТХ подписал соглашение, предложенное египтянами, палестинские СМИ («Аль-Айям», Palestine-info.info, 14.10.2009) опубликовали другую (предположительно обновленную) версию египетского соглашения под названием «Договор о национальном примирении». Этот документ содержит более подробную информацию и сформулирован как соглашение, нежели посреднический документ. Более того, многие считают, что именно этот документ был подписан ФАТХом в октябре 2009 года.
    3. В октябре 2009 года, после того как посреднические попытки не увенчались успехом, и ФАТХ подписал соглашение, предложенное Египтом, а ХАМАС отказался его подписывать, ХАМАС подал на рассмотрение Лиги арабских государств меморандум, в котором перечислил свои оговорки в отношении соглашения, подписанного ФАТХом. В этом меморандуме приводятся выдержки из «Договора о национальном примирении».[5] Это свидетельствует о том, что документ, подписанный ФАТХом, действительно был «Договором о национальном примирении», а не египетским посредническим документом, недавно опубликованным информационным агентством ВАФА как «соглашение о примирении».
    4. В официальном заявлении, сделанном Египтом 27 апреля 2011 года, четко говорится, что ХАМАС подписал «Договор о национальном примирении», который был подписан ФАТХом в октябре 2009 года.[6]

     

    Входит ли в соглашение Устав чести?

    Непонятно, прилагался ли к этому соглашению Устав чести. В октябре 2009 года, накануне подписания соглашения о примирении ФАТХом, были опубликованы сообщения, что к соглашению прилагается документ под названием «Устав чести». 14 октября 2009 годасвязанный с ХАМАСом сайт Palestine-info.infoи катарская газета «Аш-Шарк» опубликовалитекст этого Устава.[7] Сайт Fatehwatan.ps сообщил, что этот документ также является приложением к соглашению о примирении, подписанному в мае 2011 года.

     

    Кто подписал соглашение?

    Также непонятно, участвовали ли другие палестинские партии в подписании этого соглашения. Согласно некоторым источникам, это соглашение подписали все палестинские фракции.[8] Другие источники, особенно чиновники организации «Исламский джихад», утверждают, что это двустороннее соглашение, то есть оно заключено только между ХАМАСом и ФАТХом, и что другие партии, приглашенные для его подписания, согласились соблюдать его в неполной мере.[9] Генеральный секретарь организации «Исламский джихад» Рамадан Абдалла Шалах заявил газете «Аль-Хаят», что он объяснил египтянам, «что «Исламский джихад» решил не участвовать в соглашении о примирении и будет только наблюдателем». Он добавил, что «в результате египтяне добавили в документ о договоренностях целую статью, отметив, что [палестинские] партии будут обязаны соблюдать это соглашение в такой мере, в какой они его поддержали и приняли его условия».[10]

    Полную версию статьи на английском языке читайте здесь: http://www.memri.org/report/en/0/0/0/0/0/0/5402.htm

     


    [1] Ikhwanonline.com, 26.05.2011.

    [2] Лидер организации «Исламский джихад» в Ливане Абу Самер Муса выразил недоумение по этому поводу и потребовал, чтобы были опубликованы все «скрытые документы» и договоренности. Paltoday.ps, 14.05.2011.

    [3] «Аль-Айям», Палестинская автономия, 30.04.2011; «Аль-Ахбар», Египет, Palestine-info.info, 29.04.2011. Основные пункты документа о договоренностях были сформулированы во время дискуссий, которые состоялись в Дамаске в конце сентября 2009 года и в Газе в апреле 2010 года, и, основываясь на инициативе Аббаса (16 марта 2011 года) создать правительство независимых экспертов, которое возьмет курс на проведение выборов президента, в ПЗС и ПНС.

    [4] В документ «Попытка Египта положить конец палестинскому расколу» не включены пункты, в публикации которых, возможно, не заинтересована Палестинская автономия. Например, в нем не упоминается право палестинского народа на сопротивление, которое включено в «Договор о национальном примирении».

    [5] Fajer.ps, 27.03.2010; «Аль-Хаят», Лондон, 26.10.2010.

    [6] «Аль-Хаят», Лондон, 28.04.2011. О «Документе о национальном примирении» смотрите Исследование и анализ MEMRI № 566, «Египетский документ о палестинском примирении», 23.11.2009,http://www.memri.org/report/en/0/0/0/0/0/0/3805.htm .

    [7] Газета «Аль-Айям» упомянула о существовании этого документа, но не опубликовала его.

    [8] Смотрите заявления Аззама аль-Ахмада, опубликованные в газете «Аль-Кудс» (Иерусалим) 4 мая 2011 года.

    [9] Лидер организации «Исламский джихад» в Ливане Абу Самер Муса заявил, что это «примирение только между двумя [движениями] и не является национальным примирением». Paltoday.ps, 14.05.2011. Газета «Аль-Кудс аль-Араби» также подчеркнула двусторонний характер этого соглашения и заявила, что другие партии не подписывали соглашение, в котором упоминается «тахдия» с Израилем на Западном берегу и в Газе. «Аль-Кудс аль-Араби», Лондон, 03.05.2011.

    [10] «Аль-Хаят», Лондон, 04.05.2011.

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев