Пинхас, поразивший Зимри, развратничавшего с женщиной из мидьян в стане Израиля, удостоился того, что Всевышний заключил с ним союз, как сказано: «И обратился Бог к Моше, чтобы сказать: «Пинхас, сын Элазара, сына коэна Аарона, отвратил Мой гнев от сыновей Израиля, когда возревновал ревностью Моей… И не уничтожил Я сыновей Израиля в ревности Моей. Поэтому скажи ему: «Вот Я устанавливаю с ним союз мира. И он будет ему союзом первосвященства вечным за то, что вступился за честь Всесильного Его и искупил сыновей Израиля» (Бемидбар, 28:10-13). Следовательно, если бы Пинхас не убил Зимри, то Всевышний уничтожил бы все колена.
Однако известно, что союз считается нарушенным только тогда, когда сыновья Израиля обращаются к идолам и начинают служить им. Нарушение любого другого запрета, каким бы строгим он ни был, не вызывает гнева Всевышнего и не грозит уничтожением всему народу. И значит, гнев, возгоревшийся на сыновей Израиля на стоянке в Эвель Шитим, свидетельствует о том, что приближение к женщине из другого народа равносильно идолопоклонству и потому является нарушением союза.
Это подтверждается и наградой, которую получил Пинхас: тот, кто восстановил разрушенный союз, удостоился личного союза.
Женщина из чужого народа
Сближение с женщиной из чужого народа оказалось не менее тяжелым грехом, чем грех золотого тельца. И так же, как у горы Синай, Всевышний хотел истребить всех сыновей Израиля и на стоянке в Эвель Шитим. И прежде, чем Пинхас убил Зимри, уже умерло двадцать четыре тысячи из колена Шимона.
Однако в Торе нет прямого запрета вступать в связь с идолопоклонницей. И запрещающая заповедь появляется только в том случае, если человек берет женщину из чужого народа в жены: «Не роднись с ними. Дочь твою не давай сыну его, и дочь его не бери для сына твоего. Ибо отвратит она сына твоего от Меня. И будут служить чужим богам, и возгорится гнев Всевышнего на вас, и истребит тебя быстро. Так сделайте им: жертвенники их разрушьте, и обелиски их разбейте, деревья святые их вырубите, и изображения божеств сожгите огнем» (Дварим, 7:3-5).
А «случайная» связь с идолопоклонницей… Вроде бы нет ничего в этом страшного: сошлись, разошлись… Каждый остался при своем. Нет параграфа в законе, запрещающего подобные отношения.
Но это только в письменном тексте Торы. А вот если мы обратимся к книгам, в которых нашла отражение традиция, передаваемая из поколения в поколение от горы Синай, то там мы найдем: «Тот, кто устанавливает отношения с женщиной из другого народа, – ревнитель может поразить его» (Йерушалми, Сангедрин, 9:7; Рамбам, Мишнэ Тора, Исурей бия, 12). Иными словами, человеку, который не может вытерпеть издевательство над святостью имени Всевышнего, Торы или народа Израиля, не прикажешь. Он и своей жизнью пожертвует, лишь бы прекратить осквернение Имени. И Тора – на его стороне.
Нет, никто не призывает брать закон в свои руки, и ревнитель предстанет перед судом. Но если будет доказано, что действительно имело место грубое надругательство над тем, что свято для сыновей Израиля, он будет оправдан.
О любви не говорят много
И все же, почему не сказать напрямую, что случайные отношения с женщиной из другого народа запрещены, и не определить соответствующее наказание?
Секрет заключается в том, что повсюду, где только речь идет о любви к Всевышнему, Тора, оставляет многое недоговоренным, потому что любовь не возникает по указке. И человек должен сам почувствовать, что любовь к Всевышнему, и любовь к идолопоклоннице или просто увлечение женщиной из другого народа – две вещи несовместные. А если он не чувствует этого, то есть в его душе какая-то принципиальная испорченность, и нет таких слов, которые могли бы объяснить ему, что земная любовь пересекается с любовью неземной. Они – две стороны одной медали. И не случайно человек не называется Адамом, существом говорящим, умеющим вести диалог с Богом, пока он не заключит брак с достойной женщиной по закону Торы.
Союз и союз
Пророки сравнивали союз с Всевышним с браком между мужчиной и женщиной. Так, например, Ошея говорил о вечном союзе народа Израиля с Богом: «И обручилась ты со Мной навеки, и обручилась со Мной, и справедливостью, и судом, и милостью, и милосердием. И обручилась ты со Мной верой и постижением Бога» (2:21-22). А царь Шломо написал Песнь песней, в которой сравнил любовь девушки к юноше с любовью Израиля к Всевышнему. О высокой поэзии Шломо сказано: «Весь мир не может сравниться с тем днем, когда была дана «Песнь песней» сыновьям Израиля, ибо все записанное людьми, обладавшими Божественным духом, – святое, а «Песнь песней» – святая святых» (Ядаим, 3:5).
Символ союза в Храме
В праздники, когда во дворах Храма собирались сыновья Израиля, коэны приподнимали завесу святая святых, и каждый мог увидеть на крышке ковчега союза золотых керувов, похожих на юношу и девушку с лицами, обращенными друг к другу. «Посмотрите, как Всевышний любит вас», говорили коэны, указывая на ковчег (Йома, 54а).