Анна Гусева обновлено July 17, 2011

Категории

Теги автора Анна Гусева

Архивы

Обзор статей » История

  • Армянский квартал Иерусалима

    Как попасть в Армянский квартал Иерусалима? Очень просто. Зайдите через Сионские ворота в Старый город. Если вам нужно к Стене Плача – поверните направо. Налево – в Армянский квартал. Как раз на границе Еврейского и Армянского кварталов раньше располагалась еще одна «Стена плача» – стенд с материалами о геноциде армян в 1915 году. Совсем недавно его убрали...

    Собор Святого Иакова Армянской Апостольской Церкви выглядит довольно странно. Дверей нет, а вход прикрывает полог из кожзаменителя. Окон тоже нет – храм освещается лампадками.

    Туристы сидят у входа на лавочках, собственно прихожан в храме не особенно много. При входе в собор стоит служитель, который строго следит за фасоном одежды посетителей – не допускаются мужчины в шортах, женщины в откровенных нарядах. (Впрочем, при посещении Старого города Иерусалима вообще следует заранее одеться так, как будто идешь в святое место.) Кроме того, в храме Святого Иакова существует еще один интересный обычай – гостям, сидящим на лавочках, запрещено скрещивать ноги: в этом усматривается неуважение к совершающемуся богослужению.

    Считается, что в храме захоронена отрубленная мечом царя Ирода Агриппы I голова апостола Иакова Зеведеева, или Иакова Старшего, а под алтарем похоронен Иаков Младший, «брат Господень» (некоторые свидетельства называют Иакова Младшего двоюродным братом Иисуса). Так что собор было бы правильнее называть «храмом святых Иаковов».

    Во дворе храма можно увидеть висящие на цепях большие деревянные доски – «накосы». Вплоть до конца XIX века господствовавшие над Иерусалимом мусульмане запрещали перезвон церковных колоколов, и армяне, чтобы призвать верующих к молитве, били в гулкие деревянные доски.

    Армяне – монофизиты, то есть верят в единую Божественную природу Иисуса Христа. Среди христианских Церквей есть и другие монофизитские Церкви, но существует несколько особенностей, выделяющих Армянскую Апостольскую Церковь из их числа. Например, у армян есть обычай жертвоприношения («матаха»). Животное (бычка, барана, петуха или голубя) закалывают и варят в подсоленной воде. При этом используется только особая, освященная соль. Мясо частично съедают сами священники, частично раздают нуждающимся, при этом все необходимо съесть сразу – нельзя оставлять мясо на следующий день.

    Несложно увидеть в этом обычае влияние традиции жертвоприношений, совершавшихся в Иерусалимском Храме по таким же (или весьма похожим) законам. Это свидетельствует о глубочайшей древности Армянской Церкви.

    Однако есть и еще одна своеобразная традиция, которую продолжают соблюдать армяне. При совершении евхаристии они используют неразбавленное водой вино. Такое можно наблюдать только в армянском храме. Впервые добавлять воду в вино при причастии стал Александр, епископ Римский (105–115). Смешивание вина и воды должно было напоминать верующим о крови и воде, вытекших из раны Иисуса во время страданий на кресте. Это нововведение быстро распространилось как на Западе, так и в восточных Церквах. Так что использование неразбавленного вина при совершении евхаристии также говорит о древних корнях Армянской Церкви. Хлеб при причастии, как и у католиков, используется исключительно пресный (православные священники причащают заквашенным хлебом).

    Друзья и знакомые часто меня спрашивают: может ли простой армянин из Армении или другой страны приехать и поселиться в Армянском квартале?

    Теоретически – нет. Практически – может, хотя это и непросто осуществить.

     

    К моменту основания Государства Израиль в Армянском квартале проживали примерно 15 000 армян, сегодня – их всего около 2000, при этом только 600 человек имеют израильское гражданство.

     

    Если армянин приезжает в Иерусалим и хочет пожить в Армянском квартале, он может снять там квартиру (не очень дорого – 500–700 долл. в месяц за двухкомнатное жилье). Местные армяне говорят на западноармянском диалекте, а большинство приезжих армян – на восточноармянском, в котором немало заимствований из русского. Впрочем, при желании все друг друга понимают.

    Поскольку Израиль – еврейское государство, то гражданства вновь прибывшим не дают, но визу продлевают без проблем.

    В Армянском квартале функционирует семинария, где постоянно обучаются 30–40 слушателей из Армении и других стран.

    В основном армяне – народ деликатный. За исключением одного дня в году – Вербного воскресенья перед Пасхой. Уже 1400 лет идет нескончаемая тяжба между Армянской и Православной Церквами Иерусалима за исключительное право присутствия при возжигании Святого огня в храме Гроба Господня. К сожалению, почти ни одно Вербное воскресенье не обходится без драки между священниками обеих конфессий.

    Однако вернемся в Армянский квартал, от которого мы несколько отдалились. Если вы туда попадете – обязательно осмотрите здание Патриархии, железные ворота которой сооружены в 1646 году по инициативе армянского ПатриархаИерусалима Крикора. При Патриархии есть очень интересный музей (вход – по предварительной записи) и библиотека, располагающая уникальными манускриптами. Нынешний армянский Патриарх Иерусалима Торгом Манукян – уже 96-й по счету! Занимает пост он с 1990 года.

    …Через весь Армянский квартал тянется Араратская улица. Там проживают около 30 армянских семей, обитавших в этих краях, вдалеке от Армении и Малой Азии, на протяжении многих веков. А сама гора Арарат сейчас находится на территории Турции и не принадлежит армянам. Вот такой парадокс истории этого народа.

    Впрочем, в Армянском квартале обитают не только армяне. Кроме еврейских и мусульманских, тут расположены коптские, эфиопские, сирийские святыни. В Армянском квартале нашел приют ассирийский монастырь с храмом XII века. И ничего, никому не тесно…

    Что еще интересного в Армянском квартале Иерусалима? Пожалуй, магазины с уникальной керамикой. Армяне вообще доминируют в производстве керамических изделий и торговле ими в городе. Яркие, своеобразные поделки охотно раскупаются туристами.

    Армянский квартал – место довольно сказочное, как, впрочем, и весь Иерусалим. Тут трудно отличить правду от вымысла, а религиозную аллегорию – от исторического факта. Одно можно утверждать определенно: в местных тавернах всегда найдется настоящий армянский коньяк. И так будет, наверное, всегда, пока армяне остаются в Иерусалиме.

    Александр Рыбалка

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
2 комментариев