Много лет назад я услышал от одного из верховных, наиболее уважаемых лидеров еврейского народа потрясшую меня фразу: «Я преклоняюсь перед еврейским народом, но я его не люблю». Вот уже десятилетия она сидит в моей памяти, как дробина в дубовом брусе. Сегодня, несколько переиначив эту фразу, я в состоянии применить ее по отношению к самому себе: «Я люблю еврейский народ, но далек от преклонения перед ним». Мы, евреи, вольны любить или не любить свой народ — это наше дело. Но, гоняясь за любовью к нам других народов и искренне переживая по этому поводу, мы тратим время понапрасну. Мы не девушка, чтобы искать любовь не в своей семье, а на стороне. Да и где это видано, чтобы один народ любил другой бескорыстной чистой любовью? Когда? В какой части света? Можно любить человека из народа — еврея, русского, папуаса. Любить целый народ, состоящий из массы людей, невозможно — наряду с достойнейшими представителями рода человеческого в этой массе густо встречаются негодяи и жулики, аферисты и ворье, а то и головорезы. Как же любить или ненавидеть всю эту пеструю публику, собранную в единый народ? Но доводы рассудка нас не останавливают, в нашей среде то и дело слышатся горькие жалобы: «Ах, русские нас не любят! Французы нас не любят! Турки нас не любят!» Не любовь нам нужна от чужих народов, а уважение к нашим несомненным успехам, к нашей военной мощи, к разуму и политической ответственности наших лидеров — если, разумеется, все эти замечательные качества можно разглядеть, не прибегая к помощи микроскопа.
Да и в недрах собственного народа довольно-таки аморфное понятие «любовь» эксплуатируется, как говорится, по полной программе. Не говоря уже о том, что страницы печати и телевизионные экраны буквально кипят от навязчивого внедрения «любовной темы» в политическую жизнь, любовь занимает чуть не головную строку в системе национальных приоритетов — как будто это она, а вовсе не широкие и узкие интересы правящих политиков, направляет движение нации или ее уморительный бег на месте. Со времен сватовства влюбленного Яакова к дочери жуликоватого Лавана эта тема очень нас всех интересует. СМИ с упоением излагают содержание меню на свадьбах богачей и ничтожных кумиров толпы, поголовно пересчитывают и называют именитых гостей и поднесенные ими подарки; вся эта желтая чепуха осталась нам в наследство от недавнего местечкового прошлого. Как будто свадьба молодых, союз, заключаемый, якобы, по законам нежных чувств, подобных неповторимой любви Яакова к Рахели — это не внутрисемейный бизнес, а общенациональное дело первостепенной важности.
Извращенная смекалка организаторов рекламных авантюр доходит до анекдота — скверного анекдота. Гей-сообщество решило «прославить» Израиль на весь свет и объявить «безостановочный город» Тель-Авив мировой столицей голубых, розовых и трансвеститов в придачу. Веселенькая компания, ничего не скажешь! Страна, находящаяся в состоянии войны с целым рядом арабских стран, ведущая с террором ежедневную борьбу на выживание, станет международным центром сексуального свободомыслия для педерастов и лесбиянок! От таких интересных новостей чистосердечный Яаков вместе со своим отцом Ицхаком и дедом Авраамом пришел бы в ужас. Но время неумолимо движется вперед, мир меняется на глазах, а вместе с ним меняются и люди — далеко не всегда к лучшему.
Эпоха рассеяния, почти две тысячи темных лет, самым коренным образом изменила представления евреев о самих себе и своем древнем племени. Обреченные жить среди разных народов, преследуемые и гонимые, они вынуждены были, чаще всего нехотя и через силу, а иногда и под давлением определенных обстоятельств, перенимать чужие обычаи и нравы. Бытовое общение с чуждыми культурами, с различными этносами наложило свой отпечаток на когда-то вольных кочевых евреев. Возвращаясь в Национальный дом после образования независимого Государства Израиль, свой опыт переменчивой и приспособленческой жизни в странах рассеяния евреи везли с собой. Эта сомнительная кладь, вместе с ее носителями, в значительной степени легла в основу возрожденной еврейской страны.
Кто мы, израильтяне? Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Скорее всего, нравится нам это или не нравится, мы — часть еврейского народа, упрямо не желающего порвать узы, связывающие его со странами проживания, и вернуться на историческую родину. Более того: немало уроженцев страны — сабр — эмигрируют в страны Запада в поисках новой доли, и, не сближаясь там, как правило, с местными евреями, образуют свой узкий израильский круг. Эта характерная особенность внушает надежду на то, что израильские евреи движутся по пути становления собственного национального образования — смуглокожего племени, склонного, как и все без исключения народы Средиземноморья, к облегченному образу жизни и повышенной торговой активности, не всегда безупречной. Такое явление наблюдалось и в истинно сионистский период «государство в пути», но в совсем иных, не внушавших серьезных опасений масштабах.
Так или иначе, но отнюдь не выдуманная местечковыми фантазерами любовь к фаршированной щуке под красным хреном объединяет израильтян в единый народ, вернувшийся на родину своих предков. У нас тут и щука-то не водится, поэтому меткая русская поговорка «На то и щуки на Руси, чтоб не дремали караси» неприменима к нашим условиям. И террористические щуки у нас сугубо свои — в черных намордниках, с автоматами «калашников». А объединяет нас любовь — опять эта любовь! — к нашему историческому прошлому на холмах Иудеи и Самарии, где наши прославленные предки гоняли баранов и козлов, и балаганному средиземноморскому настоящему, где мы играем далеко не последнюю роль.
«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №25 (538), 2011 г.
http://www.e-slovo.ru