После тридцати девяти лет скитания по пустыне сыновья Израиля, проделав трудный путь от горы Сеир до восточного берега реки Ярдэн, подошли к границе земли Кнаан. Путь им преградил царь народа эмори Сихон, чьи земли находились в восточной части долины Ярдэна. Новое поколение, выросшее в пустыне, умело держать в руках оружие и не боялось войны, и царство Сихона, отказавшегося пропустить народ Израиля в его наследный удел, было стерто с лица земли. Балак, царь Моава, узнав, что все города в долине Ярдэна уничтожены, пришел посмотреть на стан народа, «слизавшего, как бык траву», самого сильного из его соседей. И он испугался. И обратился за помощью к колдуну Билъаму. А тот, убедившись, что проклятия бессильны против сыновей Израиля, велел народу мидьян сделать то, что должно было направить гнев Всевышнего против избранного народа. Мидьяне подчинились Билъаму и послали своих женщин, чтобы те разбили лагерь недалеко от стана сыновей Израиля в Эвель Шитим. Чуть ли не все женское население оставило свои жилища в центре Синайского полуострова и, проделав длинный путь, добралось до восточного берега Ярдэна. Колено Шимона, оказавшееся ближе всех к их шатрам, не выдержало соблазна и было сурово наказано Всевышним: двадцать четыре тысячи из них умерло. Если бы не Пинхас, убивший князя Зимри и тем самым остановивший разврат, сыновья Израиля могли не досчитаться целого колена.
Но на этом война с народами, которые хотели воспрепятствовать сыновьям Израиля войти в землю Кнаан, не закончилась: «И обратился Всевышний к Моше, и сказал: «Отомсти народу мидьян за сыновей Израиля…» И сказал Моше народу, говоря: «Выделите из своей среды людей, чтобы они выступили войском и отомстили народу мидьян за осквернение имени Всевышнего. По тысяче человек выделите в войско от каждого колена» (Бемидбар, 31:14).
Народ мидьян поставил своей целью истребить сыновей Израиля, а в качестве оружия выбрал моральное разложение, которое должно было вызвать гнев Всевышнего. Колено Шимона проявило слабость, было наказано за это и страданием искупило свою вину. А вот злодейство мидьян осталось без возмездия. Но стоит ли мстить целому народу, который живет в отдалении и не представляет собой опасности?
На первый взгляд, это представляется противоречащим правилу Торы «не мсти и не храни зла…» (Ваикра, 19:18). И даже если обратить внимание на то, что эта заповедь относится только к народу Израиля, то все равно невозможно отрицать, что Тора, стараясь привить человеку высокие качества души, стремится отдалить его от мести. Ведь от нее нет никакой пользы. А если человек получает моральное удовлетворение от того, что воздает злом за зло, то это свидетельствует об испорченности его души.
Действительно, мстительность – плохое качество. Но это можно декларировать только в том случае, если речь идет о частном человеке, стремящемся «отыграться» за нанесенное ему оскорбление или за принесенный материальный ущерб. Однако когда в роли потерпевшего оказывается весь народ, месть становится заповедью, и нет никакого права отказаться от ее исполнения. Это доказывает закон о защите достоинства царя: «Если даже царь простил комуто обиду, обида не прощена. Это вытекает из слов Торы (Дварим, 17): «Обязательно поставь над собой царя, чтобы страх перед ним был на тебе» (Сангедрин, 19б). И, с точки зрения закона, судьи обязаны привлечь к ответственности обидчика, даже если царь, не желая наказывать его, говорит: «Ну, что с него возьмешь?» или «Как же я буду сводить счеты с родственником?»
Тора, настаивая на защите достоинства царя, исходит из практических соображений: правитель, позволяющий оскорблять себя, демонстрирует свою слабость и тем самым провоцирует агрессию против своего народа. Так, царь Шауль в начале своего правления не захотел наказать людей, которые не признали за ним права на престол, несмотря на то, что он был выбран и помазан на царство пророком Шмуэлем. Его мягкость повлекла за собой вторжение Нахаша, царя Амона, который внимательно следил за всем происходящим в Израиле и, узнав о мягкости Шауля, решил, что тот не способен править и не сможет даже собрать войско, чтобы противостоять ему.
Всякий, кто оскорбляет слугу царя, оскорбляет и самого царя. Когда царь Амона Ханун обрил половину бороды каждому из посланников Давида и, обрезав одежды, отправил их домой, Израиль вышел на войну против своего соседа. Победив, Давид сурово наказал всех подданных Хануна, чтобы никто не думал, что сыновья Израиля будут переносить унижения молча. И об этом говорится: «А народ, который в нем (в городе Раба), вывел и поставил (работать) на перетаскивании (камней), и на копях (где добывают) железо, и на рубке (деревьев топорами из) железа… И так сделал во всех городах сыновей Амона. И вернулся Давид и весь народ в Йерушалаим» (Шмуэль II, 12:31).
Сегодня нет над нами царя. Но это не значит, что закон Торы, защищающий достоинство правителей Израиля, не применим. Его можно сформулировать так: оскорбление, нанесенное представителю Израиля, не может быть прощено. Например, если ктото оскорбил человека за то, что он является гражданин Израиля, или за то, что он принадлежит к народу Израиля, – это является оскорблением всей страны и требует незамедлительной реакции. Никто не призывает начинать изза этого войну, но следует принять все необходимые меры, чтобы подобные случаи не повторялись. Ибо правительство, которое позволяет оскорблять себя, своих представителей и своих граждан или оставляет безнаказанными тех, кто угрожает его народу, ставит в опасное положение всю страну.
Примечание
Несмотря на требование Торы оказывать уважение царю и трепетать перед ним, закон не предполагает, что ему нельзя возражать и даже протестовать против его решений или действий: подданные обязаны исполнять только те постановления и распоряжения правителя, которые не противоречат законам Торы (Сангедрин, 49а). Поэтому критика в адрес правительства не может быть приравнена к оскорблению власти в том случае, если борьба идет за еврейский характер государства, за целостность земли Израиля, против действий, которые подвергают опасности жизнь граждан страны.