Достойно ли и оправдано ли установление в Иерусалиме мемориальной таблички в память о еврее, получившем звание героя СССР за участие в Финской и Великой отечественной войнах? Потомки определили место героя СССР в еврейской истории.
21 июля состоялось торжественное собрание в мемориале на Гиват а-Тахмошет (Арсенальной горке) в Иерусалиме по поводу установления мемориальной таблички в память о герое Советского Союза, полковнике Аврааме (Леониде) Бубере. В церемонии приняли участие брат еврея-героя и его потомки в трех поколениях. Мероприятие было инициировано и проведено, совместно с руководством мемориала, организациями "Шахар" и "Шиши-Шабат Исраэли".
Принявшие участие в мероприятии представители израильской Ассоциации ветеранов войны с нацизмом, приняли Авраама (Леонида) Бубера, посмертно, почетным членом в эту организацию. Выступивший на митинге член дирекции мемориала Гиват а-Тахмошет, ветеран трех войн Израиля, Шимон Каганер (Кача) заявил, что хотел бы видеть имена всех евреев, заслуживших звание героя Советского Союза в войне с нацистской Германией, увековеченными в Иерусалиме.
Известно, что в рядах Красной Армии воевало 500 тысяч евреев, 200 тысяч из них погибли во Второй мировой войне. 25 тысяч евреев-партизан воевали на Украине, 12 тысяч евреев воевали в партизанских отрядах Белоруссии. Правительственные награды получили 200 000 воинов-евреев, что составляет 40% их численности в Красной Армии. Более ста воинов-евреев заслужили высшую государственную награду, став Героями Советского Союза - ни одно из населявших СССР нацменьшинств не может похвастаться таким числом.
Проявленный героизм и заслуженное звание героя СССР не отвели от Авраама (Леонида) Бубера опасность сталинских репрессий - он чудом спасся, в отличие от подавляющего большинства своих товарищей по Антифашистскому комитету, расстрелянных НКВД. О своем героическом прошлом и чудесном избавлении от репрессий он долгое время опасался рассказывать даже своим потомкам.
Сам он до конца жизни остался в России, но все его потомки построили свою жизнь и будущее в Израиле - этот аспект и определил его место не в советской, не в российской, а в еврейской истории.
В переживаемый израильским обществом пост-сионистский период, когда целенаправленно развенчиваются мифы о еврейском героизме и пересматриваются результаты побед Израиля над врагами, когда общество захлестывают течения прагматизма и ставится под сомнение способность Израиля выстоять в борьбе за существование, память о героях, хранимая в семьях репатриантов из СНГ, является хорошим подспорьем в воспитании достойного молодого поколения.
Эти аспекты отметил в своем выступлении на митинге один из лидеров организации "Шахар", Александр Каргин. "Одной из важнейших целей нашей организации, кроме контрпропаганды в защиту Израиля, является борьба против ассмимиляции. К сожалению, мы убедились, что и в Израиле еврей может ассимилироваться, попав под влияние сил, пропагандирующих различные нееврейские ценности и упаднические настроения. Нам необходимо воспитывать молодое поколение на примерах героизма и самоотвержености, нужно создавать настоящие еврейские семьи, нужно внедрять сознание того, что именно Иерусалим и Израиль являются объединяющими всех евреев", - подчеркнул он.