В этот день поколение, совершившее исход из Египта, было приговорено к сорокалетнему блужданию по пустыне, и ему не было дано войти в Землю. В этот же день был разрушен Первый Храм, в этот же день был разрушен Второй Храм, в этот же день был захвачен Бейтар (последний оплот сопротивления Бар Кохбы), в этот же день римлянами был распахан город (Йерушалаим в знак того, что никогда не будет восстановлен)" (Таанит, 26:2).
А что дальше? Можно ли представить себе будущее Израиля?
Нельзя. В доказательство можно привести положение: "Не воображай невообразимое". Его можно было бы найти в сентенциях Козьмы Пруткова, если бы он его записал...
История еврейского народа не подчиняется обычным правилам развития событий. Это отмечал и историк-революционер Морозов и француз-антисемит Ренан, и Лев Гумилев в своей работе об этносах. Это справедливо не только для древнего периода, но и для наших дней. Все современники сыновей Израиля: египтяне, персы, греки, римляне - сошли со сцены истории, и только мы продолжаем играть свою роль. "Вечный жид" - назвали нас антисемиты, будучи не в состоянии осмыслить нашу живучесть и способность сохранять себя и свою культуру.
На своем веку мы не раз были очевидцами таких поворотов судьбы вечного народа - что только держись, чтобы не занесло на скорости! Голда Меир приехала в Москву, и тысячи евреев пришли посмотреть на нее и пожать ей руку! И это в сталинские времена! И вы хотите, чтобы такой народ развивался по обычным схемам?
Кто не помнит те дни Шестидневной войны, когда мы с напряжением прижимали ухо к радиоприемникам и сквозь вой глушителя пытались разобрать слова "Голоса Израиля". Бои, бои, бои… Один мой товарищ - обыкновенный советский еврей, сын репрессированного отца, - молился тогда такими словами: "Б-г мой! Если нужно - забери мою душу, только помоги Израилю!" Он только и знал, что у евреев есть свой Б-г - и больше ничего. Даже слова "Тора" от рождения не слышал, но и этого достаточно, главное, чтобы было Кого попросить. И вдруг - победа! "Ибо есть ли такой народ великий, к которому боги были бы бы столь близки, как Б-г Всесильный наш (к нам) всякий раз, когда мы взываем к Нему" (Дварим, 4:7). Эйфория. Мы тогда не умели пользоваться словом "чудо". Только сердце преисполнялось радостью и гордостью за свой народ… И мы не умели благодарить Б-га и рассказывали глупые анекдоты, которые, в конечном итоге, прославляли Освободителя Израиля: "Исполняется новое симфоническое произведение "Полет Шмуля". Или: "Один антисемит спрашивает у другого: "Откуда в Москве столько евреев?" А тот ему отвечает: "А ты газеты читай. Позавчера их видели в синайской пустыне, вчера - под Каиром, а сегодня - уже здесь". Или: "Вовочка получил двойку, потому что перепутал Моше Кутузова с Моше Даяном".
А потом рухнул Советский Союз! Никто не мог предвидеть такого распада колосса. И поднялся железный занавес, и евреи вспомнили Гагарина, который первым сказал "Поехали". Чем не чудо? Чем не исход? Только вот песнь благодарности забыли мы сказать, когда нас судьба переносила, как предсказано - на крыльях орла. А так бы была песнь на небе, как при исходе из Египта песнь на море!
Не знали кому? Знали!
Так и нынешняя ситуация… Она кажется безысходной. Террористы лезут изо всех дыр, перелезают через забор, Америка рассматривает Израиль как компенсацию арабскому миру за их молчание по поводу войны в Ираке. Иран грозит ядерной бомбой. Экономика страдает из-за непрекращающейся войны. Люди уезжают из Израиля, образование и воспитание хромают. Ну куда ни глянь… Но известно: если не видно просвета - жди чуда! Но ведь говорят, что нельзя полагаться на чудо.
Но это только в тех случаях, когда еще что-то остается сделать самому. Ведь только от безысходности может прийти в голову рыть канал на границе с Египтом (25 метров ширины, 15 метров глубины), чтобы заполнить его морской водой и тем самым прекратить постоянную транспортирвку оружия из Египта в палестинскую автономию по подземным туннелям. Нет, уж лучше полагаться на чудо.
И хотя немало людей начинают говорить словами тех, кто отказался войти в Землю Израиля 3000 лет назад и плакал 9 числа месяца ав над своей судьбой: "По ненависти Б-га к нам вывел Он нас из земли египетской, чтобы предать в руки эморейцев на истребление" (Дварим, 1:27), большая часть народа Израиля упрямо повторяет: "Хороша земля эта очень-очень!" И потому будет хорошо.
А как это случится?
В крайнем случае - чудом.