JewishNet Media Center Израиль / США / СНГ обновлено August 16, 2011

Категории

Теги автора Анна Гусева

Архивы

Обзор статей » История

  • Андрей Шептицкий. Коллаборант или "украинский Шиндлер"?

    Профессор Шимон Редлих родился в 1935 году во Львове, был спасен во время Холокоста украинской семьей, в 1950 году эмигрировал в Израиль. Окончил Иерусалимский и Гарвардский университеты. 
    В интервью журналу Tygodnik Powszechny он делится опытом поиска исторической правды о главе Украинской греко-католической церкви (1901–1944) митрополите Андрее Шептицком.

     Профессор, почему вы заинтересовались митрополитом Андреем? 
    – В 1985 году меня попросили подготовить доклад на международной конференции в Университете Торонто на тему: «Шептицкий и евреи во время Второй мировой войны». Именно тогда я открыл для себя проблему  отношений между евреями, украинцами и поляками в Восточной Галиции. 
    С тех пор я лоббирую присвоение митрополиту звания Праведника народов мира. Шептицкий спас – лично или через своих людей – около 150 евреев. На сегодняшний день из них в живых осталось восемь или девять человек. И то, что митрополиту до сих пор не присвоили звание Праведника, – очень несправедливо.

     А почему не присвоили? 
    – Потому что комиссия, которая этим занимается уже более 20 лет, встретилась только 13 раз, и всегда звучали голоса против. Спасенные неоднократно обращались в «Яд ва-Шем», но безрезультатно.  
    Комиссия оставила возможность вернуться к рассмотрению дела, если будут представлены новые материалы. А сам я нашел кое-что, что не было рассмотрено комиссией.

     Что же это? 
    – Среди прочего это, скажем, пасторское письмо Шептицкого «О милосердии», подобное его известному письму «Не убий!». Написано оно в июне 1942 года, когда гитлеровская политика в отношении евреев стала совершенно ясна. 
    В письме «О милосердии» не случайно так много цитат из Ветхого Завета и Пророков. В пункте 48 митрополит обращается к своему народу, к своим прихожанам, к украинцам с просьбой быть готовыми посвятить жизнь спасению ближнего. В пункте 49 однозначно осуждается любое убийство человека. «Каждый ближний – брат и часть человеческой семьи». В контексте того времени это звучит сильно и драматично.

     Потому что имеются в виду не только украинцы или христиане… 
    – Да, это отрицание расистского мышления. Также сохранились письма Шептицкого в Ватикан, где описываются действия немцев по отношению к евреям. Несколько лет назад международная католическо-еврейская комиссия исследовала документы Святого Престола по Холокосту. Именно тогда было установлено, что в конце августа 1942 года митрополит Андрей Шептицкий передал Папе письма, в которых детально описал трагедию истребления евреев и местного населения. Историки этой комиссии считают, что ни один из католических иерархов не предоставил такого количества непосредственных свидетельств и не был так озабочен судьбой еврейского народа.

     Что же тогда помешало присвоить митрополиту звание Праведника? 
    – Несколько лет назад «Яд ва-Шем» озвучил список обвинений. И очень интересно, как люди зациклены в своих интерпретациях.  
    Первое обвинение: Шептицкий поддержал создание дивизии СС. А у еврея все, что связано с буквами «СС», пробуждает определенные эмоции. Сам факт, конечно, имел место, однако поддержка этой дивизии не означала поддержки Гитлера, а тем более – национал-социализма. Это происходило весной и летом 1943 года, после Сталинграда, когда немцы уже отступали. 
    По моему мнению, которое разделяют другие историки, Шептицкий боялся, что с отступлением немцев и приходом Советской армии наступит анархия и тотальное безвластие.

     Хотя изначально надеялся, что… 
    – …что Украина будет свободна. Надеялся, что украинское военное подразделение, пусть даже созданное немцами, будет в эпоху безвластия защищать местное население. 
    Это было наивно – вероятно, он рассчитывал, что после поражения Германии  между Востоком и Западом возникнут некие договоренности, создающие условия для независимости Украины. И полагал, что хорошо, если народ будет иметь какую-то собственную армию.

    – После Бога самым важным делом жизни была для него независимая Украина. 
    – Я бы даже сказал, что они были на одной ступени. Я историк, еврей, и все это представляю примерно на одном уровне. Он был украинским националистом, я не отрицаю этого, но одновременно и истинным гуманистом. 

    Это трагическая фигура, разрывавшаяся между одним и другим. В этом заключается его трагедия, а не в том, что он поддерживал немецкую политику в отношении евреев. Он спасал евреев. 
    Второе обвинение: спасение евреев было второстепенным фактором в         деятельности Шептицкого. Чтобы так думать, нужно быть идиотом. Понятно, что как у митрополита у него было много других дел. 

    Третье обвинение: Шептицкий был политическим авторитетом Украины и поэтому отвечает за аморальное поведение украинцев. Мой ответ таков – он был религиозным и моральным лидером, но никогда политическим. 

    Есть еще одно обвинение: Шептицкий публично не призывал украинцев не  убивать евреев. Мол, почему в пасторских письмах «Не убий!» и «О милосердии» он не написал черным по белому: «Не убивайте евреев»? Отвечаю: так думать может только тот, кто не знает истории. Если бы он написал «не убивайте евреев», то все эти письма были бы конфискованы, а сам он – арестован. 
    И еще один интересный пункт, демонстрирующий стереотипы мышления: мол, Шептицкий ненавидел большевиков и Советскую Россию, а между тем она  спасала евреев. 

    На мой взгляд, как специалиста по Советской России, это аргумент абсолютно ложный. Советский Союз не собирался ни спасать, ни убивать евреев. 250 тысяч польских евреев спаслись в Советской России потому, что осенью 1939 года как «опасный элемент» были этапированы на окраины страны. Они спаслись не благодаря симпатиям советской власти к евреям, а потому, что были в ссылке. 

    Я сам на протяжении долгих лет испытывал сильные чувства к Красной армии, потому что она меня освободила. Но она не пришла освободить Редлиха от немецкой оккупации. Она пришла, потому что шла покорять Запад. 

     А претензии относительно антисемитских высказываний Шептицкого? 
    – Такой тогда была христианская теология. Раввин Львова, Давид Кахане, которого спас Шептицкий, вспоминал разговор в библиотеке собора Св. Юра.             Шептицкий процитировал известное высказывание: «Кровь Его пусть падет на нас и наших детей». На следующий день за эти слова, как вспоминал Кахане, митрополит извинился. Сказал то, что сказал, но обдумал и исправил самого себя. 
    Еще говорят, что он не вмешался, когда в первые дни немецкой оккупации украинцы начали погромы во Львове. Это факт. Толпы украинцев убили тогда несколько тысяч евреев во Львове и соседних городах и местечках. Но попробуем поставить себя на место Шептицкого. Я считаю, хотя не могу этого доказать, что митрополит был потрясен тем, что происходило на улицах Львова. Лето 1941 года, все летит кувырком, ошалелая толпа сумасшедших… Что конкретно он мог сделать, чтобы остановить эту толпу? 
    И последнее обвинение – в конце концов, тоже идиотское – что Шептицкий был идеологическим союзником Гитлера. Основанием для него стало письмо, отправленное летом 1941 года Гитлеру. Это письмо было подписано несколькими украинцами, в том числе и митрополитом. Они приветствовали Гитлера как освободителя от советского ига. Так тогда это понимали. 
    Шептицкий был многогранной личностью со своими положительными и отрицательными чертами. На мой взгляд, общий итог все-таки положительный. Я могу об этом дискутировать как с евреями, так и с поляками.

     Коммунистическая пропаганда всегда изображала его негативно... 
    – Коммунистическая пропаганда влияла даже на тех, кто был настроен антисоветски. По мнению Ротфельда, документы, касающиеся Шептицкого, сфальсифицированы КГБ и НКВД. Я этого не исследовал, поэтому ничего не могу сказать.

     К счастью, еще живы те, кого он спас. 
    – Они его боготворят. Например, Лили Полман из Лондона вспоминает, как, прибыв в собор Св. Юра, она попала в кабинет митрополита. Он положил ей на голову руку и сказал по-украински: «Не бойся, дитя!».

     А чего боится «Яд ва-Шем»? Общественного мнения? 
    – Да. Когда в Израиле говоришь что-то хорошее об украинцах, люди сразу нападают. На меня не раз нападали. С поляками нечто похожее, однако хуже всего – с украинцами.

     Потому что «украинцы шли с Гитлером»? 
    – Да, и убивали евреев. Но ведь не все. Меня спасла украинка.

    Справка: 
    Греко-католический митрополит Андрей Шептицкий еще в августе 1939-го осудил национал-социализм. После того, как Львов вошел в состав СССР, он рекомендовал священникам быть лояльными к новой власти. 

    Когда началась война между Третьим рейхом и СССР, Шептицкий поддержал – как и многие украинцы – Гитлера, веря, что последний сделает возможным создание независимой Украины. После того, как немецкие войска вошли во Львов, он написал приветственное обращение к Вермахту, а в июле 1941 г. от своего имени и от имени украинского народа направил Гитлеру декларацию о поддержке «нового порядка в Европе».

    Однако, несмотря на давление со стороны своего окружения, он не призывал украинскую молодежь вступать в украинскую дивизию СС в 1943 году. А также не поддерживал – но и не осуждал – деятельность УПА. Но во всех пасторских письмах всегда осуждал убийства и убийц. 

    Тогда же он создал организацию помощи евреям, которая спасла как минимум несколько сот человек (в своем доме митрополит укрывал двух раввинов). Он также выступал в защиту евреев в письме Гиммлеру (в феврале 1942 года), а также оккупационной власти – как известно, безрезультатно. 
    Дважды, в 1958 и 1962 годах, были сделаны попытки беатификации Шептицкого, но Святой Престол отклонял прошения. 

    Галицкий еврей Шевах Вайс (бывший председатель Кнессета, экс-посол Израиля в Польше) назвал митрополита «украинским Шиндлером». 

     

    Tygodnik Powszechny/«Історична правда»

     

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев