Ее нет на свете уже 27 лет, а о ней продолжают говорить, вспоминать, смотреть фильмы с ее участием, пересыпать собственную речь ее афоризмами.
Великая женщина и великая актриса, считавшая, что всю жизнь "проплавала в унитазе стилем баттерфляй", на самом деле прожила необычайно трагическую жизнь, которую отчаянно пыталась представить в виде фарса.
Невозможно забыть ее героинь, созданных в таких популярных фильмах, как "Подкидыш", "Пышка", "Свадьба", "Человек в футляре", "Весна", "Золушка" и других. И хотя Раневской чаще всего доставались эпизодические, почти бессловесные роли, она не умела молчать на экране. Наделенная незаурядным чувством юмора, Фаина Георгиевна сама придумывала такие остроумные тексты для своих персонажей, что зрители по сей день смеются над ними до слез.
Но она могла играть и серьезные роли. К примеру, ее Роза Скороход из социально-психологической драмы Михаила Ромма "Мечта" потрясла даже Америку. В Белом доме картину видел президент США Рузвельт, который сказал после просмотра: "На мой взгляд, это один из самых великих фильмов Земного шара, а Раневская - блестящая трагическая актриса.
Сейчас в это трудно поверить, но в свое время Раневскую не приняли ни в одну из театральных школ. Экзаменаторы сочли абитуриентку неуклюжей, смешной, некрасивой. Но что обиднее всего - бездарной. Вердикт был суров и, как выяснилось, несправедлив - просто талант Раневской оказался настолько неординарен, что не вписывался в привычные рамки.
Кстати, Раневская - это псевдоним великой актрисы. Не трудно догадаться, что заимствован он из чеховской пьесы "Вишневый сад". Существует легенда, что однажды по дороге домой у Фаины Фельдман (ее настоящая фамилия) из сумочки выпали деньги. Их подхватил ветер, а она лишь рассмеялась и сказала: "Как красиво они летят!" Ее спутник тогда заметил: "Фаина, Вы совсем как Раневская!" Так и закрепилась за ней эта фамилия.
Театр она обожала. Своим учителем считала Станиславского, хотя никогда у него не училась. Работала в разных труппах, но дольше других - в Театре имени Моссовета.
Она играла на сцене до 86 лет. В 1983 году ушла из театра, объяснив, что ей "надоело симулировать здоровье". Никто тогда еще не знал, что ей оставался всего лишь год жизни.
MIGnews.com