В главе «Шофтим» говорится: «Когда ты придешь в землю, которую Б-г Всесильный твой дает тебе, и поселишься в ней, и скажешь: «Поставлю-ка я над собой царя, как все народы, которые вокруг меня», (тогда) поставь обязательно над собой царя, которого выберет Б-г Всесильный твой, из среды братьев твоих поставь над собой царя. Не можешь ты поставить над собой человека чужого, который не брат твой» (Дварим, 17:14).
А царя Тора предупредила: «…и серебро, и золото пусть не умножает очень» (Дварим, 17:17). Ибо, погрузившись в заботы об увеличении материальных благ, человек забывает о духовных ценностях. И об этом говорил пророк Йешаягу: «И наполнилась земля его серебром и золотом – и нет конца сокровищам его… и наполнилась земля идолами – изделию рук своих поклоняются, тому, что сделали пальцы» (2:7-8). Идолами здесь названо все то, на что надеется человек, забывая о Всевышнем. Однако это не значит, что не стоит развивать экономику или совершенствовать технологии. Просто не нужно думать, что они, а не Всевышний, спасут в трудную минуту.
И еще один запрет поставила Тора перед царем: «Только пусть не умножает у себя коней… чтобы не возгордилось сердце его, и не стал он пренебрегать братьями своими, и чтобы не отошел он от соблюдения заповедей вправо или влево, чтобы продлились дни правления его и сыновей его в среде (народа) Израиля» (Дварим, 17:16,20). А в трактате Сангедрин (21б) говорится, что в том случае, если приобретение или разведение коней рассматриваются царем как способ прославиться, покупка даже одного коня становится нарушением закона. А, по мнению Рамбана, запрет распространяется даже на войско Израиля: царю не следует умножать конницу и колесницы, чтобы не забыть о том, что безопасность страны зависит от его праведности и духовного уровня народа (Дварим, 17:16). И об этом сказал пророк Йешаягу: «Горе (тем, кто) спускаются в Египет за помощью, полагаются на коней и на колесницы надеются, ибо многочисленны они, и на всадников, ибо очень сильны они! Но не обратились они к Святому Израиля и Бога не искали» (31:1).
И еще одно предупреждение прозвучало в адрес царя «Пусть не умножает жен, чтобы не совратилось сердце его» (Дварим, 17:17).
Царю разрешено иметь не более восемнадцати жен. Но для современного мира, когда многоженство ушло в прошлое, этот запрет, как таковой, перестал быть актуальным. Однако слова Торы «чтобы не совратилось сердце его» никогда не потеряют своей важности. Человек должен иметь правильные представления о мире и о принципах управления им, об обязанностях человека по отношению ко Всевышнему и к своим ближним и о задачах, стоящих перед сыновьями Израиля. И это относится и к тем, кто женат, и к тем, кто холост. К тому же, не только жены могут повлиять на сердце царя. И примером этого может служить история духовного падения Шломо, которая должна стать предупреждением для всех сыновей Израиля сталкивающихся с культурой, философией и искусством народов мира, и постоянно напоминать, что они должны выбирать между полезным и вредным, основываясь исключительно на принципах Торы.
Рассказывается об ошибке, которую допустил царь Шломо: «В ту ночь, когда он закончил строительство Храма, взял он в жены дочь фараона. И крики радости тех, кто приветствовал царя и его жену, были громче криков тех, кто радовался завершению работ.
Войдя во дворец, дочь фараона повесила над ложем Шломо полотно и укрепила на нем драгоценные камни и жемчужины так, что они напоминали созвездия. Всякий раз, когда Шломо просыпался и хотел встать, он видел над собой звездное небо и, будучи уверен, что утро еще не настало, засыпал снова. В тот сыновья Израиля были опечалены, так как прошло уже четыре часа после восхода, а постоянная жертва не была принесена. И ничего невозможно было сделать, так как боялись разбудить Шломо. Пошли и рассказали Бат Шеве. Пошла она и разбудила его (Бемидбар раба, 10:4). В этом мидраше содержится намек на те представления, которые дочь фараона хотела привить Шломо и сыновьям Израиля: созвездия управляют судьбой людей и народов, будущее записано в книге небес, и ничего нельзя изменить.
А сыновья Израиля из поколения в поколение воспитывались на традиции Авраама, которому Всевышний, выведя его за пределы звезд, дал взглянуть на мир снаружи (Раши, Берешит, 15:5).. Иными словами, для сыновей Израиля, которые обращаются ко Всевышнему с молитвой, исполняют Его заповеди и постигают учение, творятся чудеса, явные и скрытые, которые, направляя события, меняют судьбу.
А еще одна агада Талмуда говорит о том, что дочь фараона с самого начала хотела при-близить царя к тому образу жизни, который она вела в Египте: «Когда Шломо женился на дочери фараона, она внесла к нему тысячу музыкальных инструментов и сказала ему: «Так служат (играя) такому-то идолу, а так служат такому-то идолу». И он не возразил ей и не оборвал ее. И сошел ангел Гавриэль на землю и воткнул деревянный шест в морское дно, и вокруг него начала собираться глина (и образовался полуостров), на котором был построен Рим (чьи воины разрушили Храм и изгнали народ Израиля со своей земли)» (Шабат, 55б). Шломо было интересно знакомиться с искусством идолопоклонников, он хотел знать, какие музыкальные инструменты и какие звуки они связывают с теми или иными силами природы. Из игры на музыкальных инструментах в честь идолов он хотел понять мировую гармонию. Его привлекала возможность почерпнуть часть из тех знаний, которыми владел Адам и которые он передал своим потомкам. И он не сомневался, что сможет отбросить «шелуху» и взять плод: освободиться от представлений идолопоклонников и оставить лишь то, что соответствует истине. Но он забыл, что человеку запрещено получать удовольствие от идолопоклонства и от всего, что связано с ним. Иначе он утратит чистоту души и отдалится от Б-га.
Мудрецы Талмуда считали, что утрата духовного уровня ослабила власть Шломо. «Сначала Шломо правил над ангелами… потом он правил только в нижнем мире… потом – только над сыновьями Израиля… а потом – только в Йерушалаиме... А кончилось тем, что он правил только над своим посохом» (Сангедрин, 20б).
Таким образом, три запрета для царя, приведенные в Торе: не умножать серебро и золото, не умножать коней и не позволять своему сердцу отклониться от представлений Торы о мире, являются не только конкретными заповедями для правителя, но и ориентирами для всего общества Израиля. При создании государства не стоит чрезмерно полагаться на экономическую или военную мощь, а следует всеми силами сохранять свою культуру и свои приоритеты ценностей и не забывать, что чужие «измы» распространяют неверные представления о мире, роли человека и целях, стоящих перед ним.