Филипп Плещунов Россия Публицист, редактор, контент-менеджер обновлено September 5, 2011

Категории

Теги автора Борис Гринберг

Архивы

Обзор статей » Общество

  • Каким был Рамадан в Европе в 2011 году

    Священный мусульманский месяц поста Рамадан уже давно стал для Европы обычным явлением. И это неудивительно, ведь ислам является второй религиозной конфессией континента. Сегодня среди европейских адептов ислама куда более жаркие дискуссии вызывает не пост сам по себе или наличие в Европе необходимых условий для его соблюдения, достаточного количества мечетей и т.д., а такие специфические вопросы, как необходимость соблюдения поста по всей строгости футболистами-мусульманами, которые в настоящее время в большом количестве играют в лучших чемпионатах Старого Света. Действительно, привычная для коренных европейцев реальность меняется на глазах, и в некоторых европейских футбольных клубах мусульмане составляют по-настоящему мощную ударную силу. Рамадан в этом году практически полностью совпал с августом по обычному календарю, а именно на это время в большинстве европейских первенств приходится начало чемпионата. Так что проблема с соблюдением поста футболистами стала ещё более актуальной.

    Сегодня в Европе мало кого удивишь запруженными мусульманами улицами вокруг мечетей во время празднования окончания поста – Ид аль-Фитр. Ведущие политики стран, где мусульманские общины составляют значительный процент от общей численности населения и играют заметную роль в обществе, не забывают выступать с приветственными обращениями к адептам ислама в начале священного месяца и по его окончании. Однако такое повышенное внимание к Рамадану со стороны общества имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Открытая демонстрация мусульманами своих религиозных убеждений вызывает раздражение у многих коренных европейцев, которым крайне сложно мириться с засилием на континенте иммигрантов, представителей иных культур и убеждений. Как следствие – набирают силу всевозможные правые течения и организации, стремящиеся получить несколько быстрых очков за счёт различных исламофобских выходок. Так и получается, что во время, когда большинство истинных мусульман стремится проявить свои лучшие качества, неизбежно находятся люди с противоположными намерениями.

    С тех пор, как Рамадан стал в Европе обычным явлением, он стал и чрезвычайно насыщен событиями, причём, далеко не всегда приятными для мусульман. Посмотрим, что принёс мусульманскому сообществу и коренному населению Европы Рамадан в 2011 году.

    Источником самых негативных новостей в течение последнего месяца неожиданно стала Скандинавия. Сперва норвежский ультраправый фанатик Андерс Брейвик в преддверие Рамадана устроил в Осло и на острове Утойа кровавую бойню, мотивируя её необходимостью борьбы с засилием мусульман в Европе. Затем выстрелами ознаменовался уже праздник разговения Ид аль-Фитр в датском Копенгагене 30 августа. Некоторые мусульманские СМИ поспешили растиражировать новость о террористической акции очередного Брейвика. Однако довольно быстро выяснилось, что на этот раз стрельбу друг по другу открыли сами мусульмане. В результате перестрелки один человек погиб. Сразу после праздничного намаза в мечети Института мусульманской культуры (Muslim Culture Institute), располагающейся на западе Копенгагена, что-то между собой не поделили две группы молодых адептов ислама пакистанского происхождения. Судя по всему, проблема была настолько серьёзной, что стрельба в своих единоверцев после праздничного намаза в людном месте была единственным выходом. В чём именно заключалась суть дела, сейчас выясняет датская полиция. Уже известно, что 24-летний погибший пакистанец в 2005 году был осуждён за покушение на убийство американского студента.

    С одной стороны подобное поведение молодых пакистанских мусульман может вызвать удивление, ведь Институт мусульманской культуры, основанный в 1970-м году пакистанскими иммигрантами, является крупным и уважаемым центром исламской культуры в Европе. Кроме мечети здесь открыты классы, в которых мальчиков и девочек на датском языке учат основам ислама. С другой, можно вспомнить, что выходцы из Пакистана, где до сих пор практикуются убийства чести, браки по принуждению или публичные летальные экзекуции за демонстрацию символов другой религии (например, христианского крестика), зачастую продолжают и в других странах активно следовать набору архаичных традиций, которые они ошибочно принимают за ислам. После этого всё сразу встанет на свои места.

    На фоне этих, в общем-то, бытовых разборок (хотя и демонстрирующих крайне низкий социально-культурный уровень, на котором находятся их участники), куда более серьёзной представляется кампания, организованная незадолго до окончания Рамадана датскими исламистами. Причём направлена она была тоже против мусульман.

    Сегодня в Дании, как и во многих других европейских странах, для обеспечения соблюдения гражданских прав своих единоверцев, для противостояния расизму, исламофобии и исламизму, многие мусульмане стремятся активно участвовать в политической жизни, в том числе посредством выборов в государственные и местные органы власти. В настоящее время в Дании как раз идёт очередная избирательная кампания, заметными фигурами в которой являются адепты ислама, в особенности женщины-мусульманки, предвыборные плакаты которых развешены по всему Копенгагену. В конце августа практически все эти плакаты были заклеены исламистскими слоганами: «Законодательство – прерогатива Аллаха. Демократия – лицемерие. Лицемерие – в аду». Так были испорчены плакаты Йилдиз Акдоган (Yildiz Akdogan) из Социально-демократической партии Дании, Озлем Секик (Цzlem Cekic) и Камаля Куреши (Kamal Qureshi), представляющих Социалистическую народную партию. Политики заявили, что эти акты вандализма, вероятнее всего, совершили активисты исламистского движения Хизб ут-Тахрир, но пока эта информация не нашла подтверждения.

    Если бы не попадание в список жертв вандализма мусульманина Камаля Куреши, впору было бы воспринять эту деструктивную акцию исламистов как их очередной выпад с целью максимально нивелировать место женщины в исламе (частью этой стратегии вполне можно считать принуждение женщин к ношению никаба). Таким образом исламисты решили «поблагодарить» истинных мусульман за их усилия в деле налаживания конструктивного диалога и взаимодействия между исламской общиной и коренным населением Дании (да и Европы в целом). Особенно активной можно признать работу на этом поприще Йилдиз Акдоган, являющейся одной из основательниц датского политического движения «Демократические мусульмане» (Democratic Muslims). Движение было основано в феврале 2006 года, после скандала с публикацией карикатур на религиозных учителей (и в том числе пророка Мухаммеда) датской газетой Jyllands-Posten. «Демократические мусульмане» считают своей главной целью мирное сосуществование ислама и демократии. Устав и цели движения говорят, что оно было создано для того, чтобы стать своего рода дискуссионным форумом для датских мусульман, а также чтобы продвигать инициативы, демонстрирующие, что ислам совместим с демократическим государством и принципами свободы слова (что было особенно важным в свете карикатурного скандала).

    Примечательно, что первоначально движение называлось «Умеренные мусульмане» (Moderate Muslims), однако очень быстро сменило имя. Представляется, что это решение было верным, поскольку новейшая история отчётливо продемонстрировала несостоятельность данного термина. Очевидно, что умеренных мусульман просто не существует, как не существует и «агрессивных мусульман». Сегодня как никогда необходимо чётко провести черту, которая отделяет истинных верующих в Аллаха от тех, кто всеми силами пытается исказить саму суть ислама путём подмены понятий – исламистов. Такие люди автоматически теряют право называться мусульманами и должны всячески вытесняться не просто на периферию общества (прежде всего, исламского), но за его пределы. Потому что в то время, как мусульмане демонстрируют решимость максимально полно участвовать в жизни общества через общепринятые в Старом Свете институты, в то время, когда они стремятся проявить свои лучшие качества, постясь в течение священного месяца Рамадан, экстремисты попирают сами основы их веры.

    Активны в Рамадан исламисты были и в соседней Германии. Именно они стали главной движущей силой антиизраильского марша на улицах Берлина, прошедшего в субботу 27 августа в ознаменование Международного дня Аль-Кудса, установленного Ираном после победы исламской революции в стране, сообщило издание Ynet News в материале «Исламисты провели антиизраильский марш в Берлине». Более тысячи человек прошли по улицам города, скандируя антиизраильские лозунги. Сочетание групп, собравшихся вместе для проведения марша, можно назвать весьма показательным. Кроме традиционно враждебно настроенных по отношению к Израилю исламистов и симпатизирующих им мусульман, в акции приняли участие иранские клерики, а также евреи-антисионисты, проживающие в Европе. «То, что происходит в Израиле, является Шоа (Холокостом) для палестинцев», - сказал один из них, рабби Бек, передаёт издание. «Мы ждём дня, когда сионизм потерпит поражение и евреи с мусульманами смогут мирно жить бок о бок», - продолжил демонстрант. Протестующие держали в руках плакаты с обвинениями Израиля в совершении военных преступлений, а также фотографии аятоллы Хомейни. Они скандировали «Свободу Палестине». В то же время, большая группа произраильски настроенной молодёжи, собравшаяся в месте проведения протестного митинга, скандировала в ответ «Освободите Газу от ХАМАСа». Каких-то столкновений или широкого резонанса этот марш не вызвал, однако стал знаковым явлением уже сам по себе, потому что продемонстрировал, что в колыбели европейского национал-социалистического антисемитизма сегодня зарождается его новый вид, основанный на набирающем силу в Европе исламизме.

    Толерантность вообще не была характерна для многих представителей европейских мусульманских общин в течение священного Рамадана, несмотря на то, что в последние годы именно они обычно активно обвиняют коренных европейцев в её отсутствии. Речь идёт в первую очередь о толерантности к своим собственным единоверцам, в особенности к женщинами. Так, вечером 3 августа в Брюсселе троё молодых адептов ислама напали на женщину-мусульманку и избили её за то, что она поддерживает отношения с немусульманином. Избив женщину, молодые люди бросились бежать. К счастью, одного из нападавших удалось быстро задержать. Им оказался 19-летний Мухаммед, на допросе заявивший, что атаковал мусульманку, поскольку считает неприемлемыми её отношения с немусульманином.

    По словам члена парламента Брюсселя Фуада Ахидара (Fouad Ahidar), это не первый подобный случай в Бельгии: «В прессе мы нечасто слышим о таких выходках, однако в реальности дела обстоят куда хуже. Такое действительно периодически случается. Я хочу подчеркнуть, что подобное не является актом веры. Эти действия совершает экстремистски настроенная молодёжь, получившая плохое воспитание. Более того, меня удивляет, что такое может происходить во время Рамадана. Сейчас мусульманин должен относится к другим людям с большим уважением, чем в другое время. Я сам женат на фламандке, и у нас никогда не было каких-то проблем с этим. Надеюсь, этих молодых людей строго накажут».

    Неизбежно возникает вопрос. Если европейские мусульмане не готовы с пониманием и толерантностью относится к собственным единоверцам, то чего же они тогда хотят от правых движений, на агрессивные действия которых постоянно жалуются? Впрочем, позиция Фуада Ахидара показывает, что такие настроения свойственны далеко не всем адептам ислама в Европе. Продемонстрировать это вскоре после инцидента в Брюсселе поспешили сами бельгийские мусульмане. Организация мусульман-франкофонов «Прогрессивные мусульмане» (Musulmans Progressistes) организовала специальную петицию в поддержку толерантности и мультикультурализма в обществе, чтобы продемонстрировать своё отвращение к насилию в отношении кого бы то ни было. Инициатива, спору нет, благородная. Вот только либо авторы петиции сознательно закрывают глаза на определённые вещи, либо пребывают в наивном невежестве, но своей петицией они лишь поощряют тенденции, приводящие в итоге к инцидентам, подобным тому, что случился в Брюсселе. Кажется, уже почти вся Европа согласна с тем, что именно мультикультурализм, фактически поощряющий сегрегацию этно-религиозных меньшинств и жизнь в соответствии с архаичными верованиями и традициями, является одной из главных причин того, что на улицах европейских городов бесконтрольно творят насилие молодые пакистанцы, воспитанные своими родителями по варварским и неприемлемым для европейского общества обычаям.

    Что касается варварских традиций, то к ним, несомненно, относится принуждение женщин носить никаб, которое в Европе сегодня всё чаще встречается среди тех, кто считает себя мусульманами. Пропорционально нарастает и ответная реакция со стороны коренных европейцев, у которых расхаживающие по улицам европейских городов фигуры в наглухо закрытых чёрных одеяниях предсказуемо вызывают страх и неприязнь. Одна за другой европейские страны запрещают ношение никаба на своей территории. Вот и в Великобритании состоявшийся в преддверии Рамадана опрос, проведённый 5-м каналом (Channel 5), показал, что 67% респондентов согласны с тем, что ношение паранджи и никаба на территории Соединённого Королевства должно быть запрещено. Стоит отметить, что исламофобия в стране в последние годы только возросла. Очередным её проявлением стала атака на мечеть в Лютоне, состоявшаяся незадолго до начала Рамадана. Вандалы разбили стёкла в мечети и разрисовали её стены надписями EDL, аббревиатурой названия анти исламского движения Лига защиты Англии (English Defence League).

    Британским мусульманам Рамадан принёс непростые испытания, хотя они и не были напрямую связаны с религией. Подобно другим британцам разного вероисповедания и культурного бэкграунда, живущим на доход от мелких лавочек, мусульмане страны сильно пострадали от погромов, случившихся в Лондоне в начале августа. В ходе беспорядков погибли как минимум трое мусульман, на которых преднамеренно наехал на автомобиле один из погромщиков, когда они пытались защитить своё имущество. Инцидент произошел между городами Сметик и Бирмингем, и какое-то время и без того накалённая ситуация в этом районе грозила и вовсе выйти из под контроля, когда разгневанная толпа скорбящих людей собралась перед городской больницей. В другое время всё могло бы закончится очень плачевно, однако в этот раз мусульмане продемонстрировали свою гражданскую позицию и не стали уподобляться погромщикам, осознавая, что так же как и они от этих бессмысленных беспорядков страдают и многие коренные англичане.

    Если тех из иммигрантов-мусульман, кто, даже переехав в Европу, до сих пор практикует убийства чести и браки по принуждению, можно назвать варварами в традиционном понимании этого слова, то юные погромщики, разрушившие в одночасье сотни судеб простых людей лишь для того, чтобы повеселиться, являются варварами новой формации. Пока ещё эти две части британского общества существуют в разных вселенных, но общий ход событий указывает на то, что рано или поздно они столкнуться всерьёз. Это можно было бы представить как неизбежный конфликт противоположных убеждений, вот только в отличие от традиционалистов у юных погромщиков их нет вовсе. Либо все убеждения и жизненные ценности элементарно сводятся к лозунгу «Бери, что плохо лежит». Так что европейцам не только следует беспокоится о засилии иммигрантов и о том, как те воспитывают своих детей, но и о том, во что превращаются их собственные дети.

    Между тем, мусульман в Европе с каждым годом действительно становится всё больше. Исламские общины уже давно есть даже в тех уголках Европы, в которых общественное сознание по-прежнему их представляет с трудом. Так, в августе издание Iceland Review сообщило, что арабский телеканал «Аль-Джазира» снимает в Исландии документальный фильм о жизни мусульманских общин страны, который продемонстрируют в декабре. В фильме будет показано, как мусульмане соблюдают Рамадан у границ Арктики. Характерно, что среди интервьюируемых не только иммигранты, но и коренные жители страны, обратившиеся в ислам: Олаф Али Халлдорссон, ведущий молитвы в Мусульманской Ассоциации Исландии (Muslim Association of Iceland) и кинорежиссёр Эгил Нур Праннер. Первый принял ислам ещё 20 лет назад, тогда как для Праннера, обратившегося лишь в феврале, этот пост стал первым в новой вере. По словам Халлдорссона, съёмочная группа «Аль-Джазиры» особенно была заинтересована в том, чтобы зафиксировать, как, в силу специфических природных условий, правила Рамадана не соблюдаются в Исландии столь прямолинейно, как в других частях света. Из-за чересчур долго светового дня пост здесь нарушается ещё до захода солнца. «В других странах о таком не могли бы даже подумать», - говорит исландец-мусульманин.

    Рамадан предоставляет европейским мусульманам большие возможности для демонстрации своей открытости и разных аспектов вероучения. Эти возможности уже не первый год успешно используют исламские общины Нидерландов. 5 лет подряд здесь проходит Фестиваль Рамадана, в рамках которого устраиваются концерты, лекции, общественные дискуссии, которые может посетить любой желающий. Фестиваль рассчитан прежде всего на немусульман, которые могут поближе познакомиться с исламом, что призвано способствовать улучшению взаимопонимания. Важным пунктом программы фестиваля является ифтар (вечернее разговение во время Рамадана) под открытым небом для всех желающих, организуемый при непосредственном участии турецких ассоциаций и мечетей. Один из учредителей фестиваля Аиша Лагха рассказала, как возникла такая идея: «Большинство немусульман никогда не ужинали вместе с мусульманами. Мы решили изменить это». Подобная политика уже принесла свои плоды. Согласно данным опроса, проведённого в начале августа центром Ruigrok/NetPanel, более 50% жителей Нидерландов знакомы с традициями Рамадана, 69% немусульман и 74% мусульман одобряют идею межрелигиозного диалога, приученного ко времени поста.

    Прошедший Рамадан в очередной раз продемонстрировал, что сегодня в Европе множество разных течений борется за влияние на исламское сообщество континента: исламисты, традиционалисты и обычные мусульмане пытаются продемонстрировать друг другу и коренным европейцам, что только их взгляды являются единственно верными, и только они могут говорить от лица всего европейского ислама. В этом смысле ситуация не слишком отличается от того, что происходит в странах мусульманского мира. Однако есть и как минимум одно существенное различие. Можно с уверенностью говорить о том, что у истинных мусульманам, единственной силы, которая имеет право говорить об исламе и от его имени, все отчётливее проявляются признаки гражданского самосознания. А не только религиозного, как в государствах мусульманского мира, где адептам ислама не приходится бороться за место в обществе как уникальной в религиозно-культурном отношении группы людей.

    Парадоксально, но деструктивные действия исламистов и традиционалистов провоцируют европейских мусульман выходить из изоляции и активнее участвовать в диалоге с принимающим обществом, в деятельности институтов Европы с тем, чтобы очистить свою веру от нездорового налёта всевозможных искажений и архаичных традиций. И в течение прошедшего Рамадана эти тенденции проявились особенно ярко.

    Рамадан в 2011 году стал красноречивой демонстрацией того, что во время, когда мусульмане особенно уязвимы, ислам нередко подвергается особенно жёстким и изощрённым атакам. Прежде всего, со стороны исламистов и традиционалистов. Первые сознательно пытаются разрушить учение пророка Мухаммеда извне посредством разнообразных деструктивных акций, вторые же, сами того не ведая, подрывают ислам изнутри своим невежеством, стремлением придерживаться откровенно варварских традиций и, кажется, абсолютной неспособностью к ведению конструктивного диалога, следствием чего становятся инциденты, подобные стрельбе у мечети в Копенгагене. На этом фоне даже деятельность всевозможных правых партий и движений представляется не столь разрушительной для европейского ислама, поскольку они «играют в открытую», чаще всего прямолинейно заявляя о своей неприязни к иммигрантам вообще и мусульманам в частности. Правые не пытаются манипулировать мнением европейского мусульманского сообщества, как это делают исламисты и не навязывают опосредованно образ жизни и поведение, не совместимые с ценностями ислама. И в этом смысле только преодоление изоляции, участие в процессах интеграции, открытая демонстрация настоящих принципов своей веры и последовательное противостояние всем попыткам её исказить (особенно со стороны исламистов) являются для европейских мусульман единственной возможностью лишить правых влияния, которое сегодня увеличивается год от года.

    Институт Ближнего Востока

     

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев