Ксения Светлова Израиль Тележурналист 9-го канала («Израиль плюс»), корреспондент Jerusalem Post обновлено September 8, 2011

Категории

Теги автора Анна Гусева

Архивы

Обзор статей » Политика

  • Антиизраильские маневры султана Эрдогана

    "Военно-воздушные силы Турции нанесли ряд авиаударов по курдским районам треугольника, расположенного на границах Турции, Ирана и Ирака, обстрелу подверглись районы Хакурк, Сидекан, Синин и Лолан, где находятся военные лагери запрещенной в Турции Курдской Рабочей Партии" сообщает курдский вебсайт Kurdistan.ru со ссылкой на турецкое издание Miliyet. 

    На протяжении последних нескольких месяцев подобные сообщения из северного Ирака, а также из курдских районов Турции, стали появляться все чаще и чаще. Турция без устали бомбит курдских сепаратистов в районе иракской границы, благо официальный Багдад не протестует, и жестко подавляет антиправительственные демонстрации у себя дома. Одновременно, Анкара полностью поддерживает всех остальных мятежников и оппозиционеров на Ближнем Востоке – египетских, сирийских, ливийских, йеменских – до тех пор, пока не звучит волшебное слово "курды". 

    Ведь предоставление курдам автономии, неизбежно выльется в создание независимого курдского государства, после чего пост-оттоманская Турция очень сильно сократится в размерах. Такой шаг совершенно не входит в планы Реджепа Таипа Эрдогана, которого на родине некоторые в насмешку именуют "султаном Эрдоганом". Сильная и большая Турция может претендовать на почетный титул лидера Ближнего Востока, о чем турецкий премьер мечтает во сне и наяву. Слабая, маленькая и раздробленная Турция неизбежно попадет в сферу влияния соседнего Ирана, другого регионального "тигра", который тоже рассчитывает неплохо заработать на "арабской весне". 

    Поэтому, в понимании турков, курдов нужно давить, а арабских революционеров, поддерживать, потому что договариваться в будущем все равно придется с ними. Прозорливый Эрдоган был одним из первых ближневосточных лидеров, который осознал весь потенциал "арабской весны", и наряду с американским президентом Бараком Обамой понял, что Мубараки, Бин-Али, Салехи и Каддафи уже стали историей, а будущее находится в руках у тех, кто скандирует на площадах Тахрир и Тарьир (по-арабски "свобода" и "перемены") "Долой режим!". Или, по крайней мере, у тех, кто сможет вовремя направить эту революционную энергию в правильное русло. Поэтому Эрдоган и его министр иностранных дел Даутоглу так торопятся признать независимость свободной Ливии, заключить оборонный союз с новым Египтом, и принять у себя дома дорогих гостей из Дамаска – худших врагов его бывшего лучшего друга Башара Асада. 

    Анкара уже несколько лет назад взяла курс на восток – ведь, как оказалось, на Западе к Турции по-прежнему относятся с подозрением. 

    К лучшему, или к худшему, Турция так и не стала членом Евросоюза, и теперь уже, наверное, вряд ли станет. Европейскими стали только цены в стамбульском аэропорту, да и торгует Евросоюз с Турцией весьма охотно, только дальше дело не пошло. Стеклянный потолок, видите ли. Неизвестно, что бы было, если бы в Брюсселе приняли другое решение, но поскольку все произошло так, как оно произошло, Эрдоган, лидер исламистской партии "Справедливости и развития" (правда, совсем уж заядлые фундаменталисты упрекают турков в чрезмерной мягкости и называют турецкий ислам "ислам-лайт") решил попробовать и совершить камбэк на арабском Ближнем Востоке. Начал премьер-министр с того, что завязал крепкие связи с президентом Сирии Башаром Асадом – семьи дружили домами и вместе проводили отпуск – и заключил с Сирией несколько экономических и оборонных союзов. Этот шаг оказался ошибочным, зато Турция доказала, что всерьез заинтересована в арабском пространстве. 

    Затем последовали контакты с палестинским террористическим движением ХАМАС, многочисленные атаки Израиля, и "Флотилия Свободы" в Газу. И вскоре Эрдоган стал "Человеком года" во многих арабских странах, хотя раньше там к Турции относились скептически, и не раз осуждали за излишне тесные связи с еврейским государством и США. Когда началась "арабская весна", Эрдоган немедленно поддержал протестные движения, предложил свои посреднические услуги, пожурил диктаторов, и в целом, весьма хорошо зарекомендовал себя в арабском мире, в особенности по сравнению с Ираном, где восхваляли "арабскую весну" до тех пор, пока она не добралась до их сирийских союзников. Тогда "благородная революция" сразу была переквалифицирована в "дьявольский мятеж, организованный врагами мусульман в США и Израиле). 

    Железо надо ковать пока горячо, сказал Эрдоган, и решил вновь потребовать от Израиля извинений за убийство девятерых участников "Флотилии мира". А не то он выгонит израильского посла взашей, поедет на турецком эсминце в Газу и вообще начнет бряцать оружием. Поскольку в Иерусалиме и до того не сильно хотели извиняться, то после публикации отчета Палмера, который счел морскую блокаду Газы вполне законной, желания выполнять султанскую волю Эрдогана стало еще меньше. А так как Турция, которая теперь органично вписывается в ближневосточное арабское пространство, уже не испытывает острой нужды в дружеских отношениях с Израилем (так считает сам Эрдоган и его окружение, но не турецкая оппозиция), то процесс экстракции слона из маленькой мухи завершился полным успехом. Оборонные союзы между странами заморожены, турки придираются к израильским туристам в Стамбуле, а израильтяне – к турецким в Тель-Авиве, израильский посол и первый советник покинул Анкару, и теперь все ждут долгожданного визита Эрдогана в Газу в гости к лидерам ХАМАСа. Что, конечно, нанесет удар не только по интересам Израиля, но и по интересам Палестинской автономии, во главе которой находится Махмуд Аббас, в гости к которому Эрдоган ехать не собирается. 

    Но ведь Эрдоган смотрит в будущее, и, видимо, не видит там никакого Аббаса, а видит себя в султанском убранстве с портретом Гамаля Абд аль-Насера на фоне. Кстати, последний также всегда любил пускать в ход палестинскую карту. И какое-то время ему это неплохо удавалось. Поэтому и нынешний турецкий премьер охотно ухватился за это достойное и благородное дело и теперь активно дружит с палестинцами против Израиля. 

    А что до курдов, которые гибнут под ударами турецкой авиации, это, как говорят, c'est la vie. Они, в отличии от всех прочих поддерживаемых Турцией сепаратистов и мятежников, стоят на пути у грядущего величия Анкары.

    ZMAN.com

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
2 комментариев