Божественное Присутствие никогда не оставляет еврейский народ. И уже в период исхода колдун Билъам, взглянув на стан сыновей Израиля, с великой ненавистью отметил их неспособность уподобиться другим «семействам земли»: «народ один проживает и среди других народов не числится» (Бемидбар, 23:9).
Ощущение духовности, прокладывающей себе путь в материальный мир, настолько раздражает всех тех, кто привержен идолопоклонству и колдовству, что они, столкнувшись с сыновьями Израиля, начинают ненавидеть самих себя. И поэтому сказано о египтянах: «…и стали они противны сами себе из-за сыновей Израиля» (Шмот, 1:12), а после них – о народе Моава: «И опротивел Моав сам себе из-за сыновей Израиля» (Бемидбар, 22:3).
И поэтому в нееврейском мире нет более общей и более постоянной тенденции, чем непримиримая ненависть к избранному народу. Она господствует и тогда, когда часть из сыновей Израиля забывает о своем предназначении быть теми, через кого Божественное Присутствие раскрывается в мире.
КОРНИ АМАЛЕКА
Катализатором мировой ненависти к сыновьям Израиля всегда был народ Амалека, появившийся на исторической сцене вследствие отказа Эсава от веры и традиций, в которых он воспитывался в доме Ицхака.
-----------------------------------------
Мудрецы Талмуда обратили внимание на то, что числовое значение имени Амалек совпадает с числовым значением слова сафек («сомнение»). Они видели в этом не случайное совпадение, а указание на то, что этот народ привнес в мир сомнение в том, что Всевышний присутствует повсюду, и что Его возможности не ограничены.
-----------------------------------------
Придя к выводу, что при жизни человека хорошие дела остаются невознагражденными, а будущего мира не существует, Эсав решил отбросить все моральные принципы.
После того, как Небеса лишили его права стать наследником Ицхака и Аврагама, и отец благословил Яакова и передал ему в наследный удел землю Кнаан, Эсав возненавидел брата. Он постоянно искал случай свести с ним счеты, но каждый раз обстоятельства оборачивались против него. Ненависть к Яакову не угасала в Эсаве до конца жизни, и он завещал своим детям приложить все силы для того, чтобы истребить его потомков. Но прошло время, и сыновья Эсава забыли наставления отца, а его первенец Элифаз, отказавшись верить в то, что будущий мир не существует, и желая обрести заслуги, решил помогать сыновьям Яакова (Ялкут Шимони, Бешалах, 268).
Однако ненависть Эсава не исчезла из мира: ее унаследовал сын Элифаза, Амалек, воспитывавшийся в доме деда и воспринявший его наставления.
АМАЛЕК В ПЕРИОД ИСХОДА, ЗАВОЕВАНИЯ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ И ПРАВЛЕНИЯ СУДЕЙ
Племена Амалека, как и все потомки Эсава, жили в горах Сеир, простиравшихся на юг от земли Кнаан. Предпочитая скотоводство земледелию, они постепенно начали проникать в Нэгев и обосновались в районе города Арад, где проживали кнаани. Разбив там свой основной стан, они добились господства над городом и окружавшими его территориями.
Именно оттуда вышли воины племени Амалека в поход против народа, совершившего исход из Египта, и напали на него на стоянке в Рэфидим (Шмот, 17:8-16), а через год – у границ Святой земли, возле Кадэш Барнэа: «И сошли амалеки и кнаани… и разбили их (сыновей Израиля), и наносили им удары до Хорма» (Бемидбар, 14:45). Через 39 лет, когда Всевышний повелел войти в землю, сыновья Израиля подверглись еще одному нападению (Бемидбар, 21:1): «…царь Арада… выступил в сражение с Израилем и захватил у него пленных». Раши поясняет, что сыновья Израиля приняли нападавших за войско царя Арада, но на самом деле на них напали племена Амалека.
В период завоеваний Йегошуа и в эпоху судей Амалек был слаб, но никогда не упускал случая присоединиться к тем, кто вторгался в наделы колен (Шофтим, 3:13; 5:15; 6:3; 33:12).
АМАЛЕК В ЭПОХУ ЦАРЕЙ
Во времена Шауля племена Амалека, обосновавшиеся в Нэгеве, грабили поселения, находившиеся на юге страны, и колено Йегуды не могло справиться с их набегами самостоятельно. Поход Шауля положил конец этому бедствию. Однако за несколько лет племена Амалека восстановили свои силы и в начале правления Давида возобновили набеги на земли колена Йегуды. Когда это стало настоящим бедствием, Давиду пришлось возобновить войну в Негэве (Шмуэль I, 30; Шмуэль II, 8:12). Его действия вынудили племена Амалека перейти в район горы Сеир, а в дни царя Хизкиягу колено Шимона, проживавшее в южной части надела Йегуды, нанесло им еще одно поражение и завладело их землями (Диврей га-ямим I, 4:42, 43). После этого Амалек перестал существовать как народ.
-------------------------------------------
Мудрецы Талмуда подняли вопрос о том, следует ли сыновьям Израиля разыскивать потомков Амалека и уничтожать их после тех изменений, которые произошли в мире. Раби Йегошуа (II в. н. э.) разъяснил, что после нашествия Санхерива (586 г. до н. э.), который переселил все побежденные народы, дальнейшее исполнение заповеди истребления Амалека стало невозможным. Однако это не освобождает от обязанности истребить из мира носителей его идеи, призывающих уничтожить еврейский народ.
-------------------------------------------
АМАЛЕК НЕ ИСЧЕЗ
Через двести десять лет (367 г. до н. э.) он вновь дал о себе знать, появившись на сцене истории как персидский вельможа, которому удалось настроить царя против евреев и уговорить уничтожить их во всех ста двадцати семи подвластных тому провинциях. Речь идет об Амане, который вел свою родословную от царя Агага. И лишь вмешательство Всевышнего спасло сыновей Израиля: все, кто собирался поднять руку на Его народ, были убиты в один день.
АМАЛЕК СРЕДИ НАРОДОВ МИРА
Со временем потомки Амалека, рассеянные по всей земле, полностью слились с другими народами и забыли о своих корнях, и лишь неистребимый генотип не дает им возможности смириться с самим существованием евреев. Не имея сил действовать в одиночку, они заразили своей ненавистью население большинства стран и научили людей видеть в евреях изгоев, за убийство которых никто и никогда не спросит.
Как закваска, попадая в тесто, приводит к его интенсивному брожению, так Амалек сделал ненависть к евреям одной из главных составляющих повседневной жизни простых людей, неотъемлемой частью творчества многих деятелей культуры, краеугольным камнем наиболее распространенных религий, повседневной темой проповедей священнослужителей, а также разменной монетой политиков [i].
Ненависть подогревалась в каждом поколении: сначала народными сказаниями и преданиями, всегда представлявшими евреев коварными злодеями, а в XIX и XX вв. преступления, совершаемые в отношении сыновей Израиля уже обосновывались «научными исследованиями», выявлявшими «врожденные недостатки этого народа».
Даже в том из сыновей Израиля, кто оставлял соблюдение закона, изменял своей вере и отказывался от приверженности своему народу, неевреи всегда чувствовали нечто чужое и враждебное им: особую силу души, которая ищет своего проявления, и ничто не может заглушить ее.
----------------------
Рассказывают, что в годы сирийского владычества войско, посланное из Дамаска, вошло во дворы Храма, чтобы прекратить служение в нем. Но воины, испугавшись мести Всевышнего, не решались войти в Его дом и хотели, чтобы первым в Святое помещение вошел кто-нибудь из евреев.
Нашли некоего Йосэфа Мешита и обещали подарить ему все, что он сможет вынести. Тот согласился, вошел в Храм и вышел с золотой менорой. Вопреки своему обещанию, сирийцы отобрали у него этот драгоценный предмет и велели зайти второй раз, чтобы он взял что-нибудь поменьше. Неожиданно Йосэф отказался: «Довольно того, что я разгневал Бога один раз». Его просили, заставляли, пытали, но он не захотел вновь переступить порог дома Бога и умер смертью мученика (Берешит раба, 65:22; Ялкут Шимони, Толдот, 115). Неожиданное превращение человека, готового совершить преступление ради наживы, в праведника, трепещущего перед святостью Храма, свидетельствует о том, что Всевышний не покидает даже тех, кто оставляет Его, и не разрывает Свой союз ни с одним из сыновей Израиля. И не случайно самый страшный враг евреев, не различавший между верующими и неверующими, соблюдающими закон Торы и пренебрегающими им, приверженными своему народу и ассимилированными, писал: «Их всех необходимо уничтожить, ибо на любом языке (еврей) будет выражать старые идеи... Его внутренняя природа не изменилась... Сущность его характера осталась прежней. Это все тот же еврей... Еврей говорит по-немецки, но думает по-еврейски…» (Адольф Гитлер, Майн Кампф).
-----------------------------------
Ненависть никогда не ограничивалась словами. На всем протяжении периода господства Сирии и Римской империи, в средние века, в эпоху просвещения и в новейшее время жизнь евреев представляла собой цепь бесконечных страданий, ограничений в правах, издевательств, изгнаний, погромов, массовых убийств, независимо от того под чьей властью они находились.
ЯВЛЕНИЕ, НЕ ПОДДАЮЩЕЕСЯ ОБЪЯСНЕНИЮ
Четыре тысячи лет назад народы мира отвергли Бога и, объявив Ему войну, начали строить Вавилонскую башню. С тех пор они постоянно пытаются сбросить с себя обязанности, возложенные на них Небесами. И только сыновья Израиля сохранили традицию Авраама, отделившегося от всего человечества и попытавшегося доказать, что Всевышний дарует благо. И поэтому и язычники, и христиане, и мусульмане так же, как Амалек, готовы бесконечно издеваться, мучить и убивать их, ибо каждое новое страдание и смерть укрепляли убежденность, что «Бог не всесилен и потому не в состоянии защитить Свой народ», и они могут продолжать поклоняться идолам или вообще ни в кого не верить, убивать, воровать и развратничать, не испытывая угрызений совести.
Раби Шимон бар Йохай, подчеркивая невозможность погасить эту ненависть никакими фактическими доказательствами или доводами, сказал: «Вечный закон: Эсав (народы мира) ненавидит Яакова» (Мехильта, Бегаалотха, 69). А Раши тысячу лет назад указал на то, что причина бесконечной ненависти к сыновьям Израиля лежит над подсознательном уровне и черпает силы в ненависти к Всевышнему: «Те, кто ненавидят Израиль, ненавидят Того, Кто сотворил мир». (комм. Раши к Бемидбар, 10:35).
--------------------------------------
Жан–Поль Сартр также придерживался мнения, что антисемиты ненавидят Всевышнего. Но поскольку Бог, Тора и народ Израиля неразрывно связаны друг с другом, то объектами ненависти становятся они все.
Вывод Раши подтвердил современный исследователь антисемитизма Эдвард Х. Фланнери, председатель Американской национальной конфедерации католических епископов: «Евреи принесли в языческий мир монотеизм, универсальный закон, универсальную мораль. Евреи несут в истории ношу, возложенную на них Богом, и по этой причине им никогда не было прощения, а ненависть к ним оказалась самой сильной ненавистью в истории человечества («Муки евреев», Тель-Авив, 1991).
---------------------------------------
Не принимая во внимание слова мудрецов, многие евреи, жившие в разное время и в разных странах, надеялись на то, что просвещенный разум, гуманизм, или понимание пагубных последствий преследования самой деятельной и талантливой части населения искоренят многовековую ненависть. Так Генрих Грец (1817–1891), заканчивая в 1871 году последний одиннадцатый том «Истории еврейского народа», писал: «Будучи счастливее всех своих предшественников, я заканчиваю эту историю с радостным ощущением того, что в цивилизованном мире еврейское племя нашло, наконец, не только справедливость и свободу, но и определённое признание. Отныне оно обладает неограниченной свободой развивать свои таланты не по чьей-то милости, а по праву, обретённому тысячелетним страданием». Эти строки были написаны за двадцать лет до дела Дрейфуса (1895г.), всколыхнувшего новую волну антисемитизма и положившего конец иллюзиям ассимилированных евреев. И уже Альберт Эйнштейн писал: «Антисемитизм – тень еврейского народа».
Соломон Лурье, профессор древней истории в Первом педагогическом институте (1891–1964), подтверждая, что неприятие сыновей Израиля стало повсеместным, но необъяснимым с точки зрения логики явлением, писал: «Я определенно примыкаю к той группе ученых, которые, исходя хотя бы из одного того, что везде, где только ни появляются евреи, вспыхивает антисемитизм, делают вывод, что антисемитизм возник не вследствие каких-либо временных или случайных причин, а вследствие тех или иных свойств, постоянно соприсущих еврейскому народу. Поэтому необходимо отвергнуть объяснение антисемитизма случайными экономическими, религиозными или политическими конъюнктурами» («Антисемитизм в древнем мире»).
ХРИСТИАНСТВО В РОЛИ АМАЛЕКА
Христианство, с момента своего возникновения (I в. н. э.) вступившее в спор с еврейским народом «о первородстве» или, иными словами, «об избранности Богом», стало прямым наследником идеологии Эсава, передавшего свою ненависть Амалеку. Его главным оружием было обвинение сыновей Израиля в «убийстве бога», которое прозвучало уже в христианских первоисточниках. Так, в Евангелии от Матфея говорится, что евреи, стремясь убедить римлян казнить Иисуса, кричали: «Кровь его на нас и на детях наших» (Матфей, 27-25).
-------------------------------------
Вскрыв эту особенность, американский писатель Говард Фаст указал: «Впервые в истории человечества религия была построена на фундаменте ненависти, на освящённом подстрекательстве к убийству и разрушению…» (Евреи. История народа). А Жан-Поль Сартр напомнил своим современникам об их бесчеловечной несправедливости и призвал задуматься над «чудовищным положением людей, приговорённых находиться в лоне общества, которое почитает убитого ими бога».
-------------------------------------
Христианство, распространившись в Европе, заразило ненавистью к евреям все варварские племена и государства, находившиеся в стадии становления, и уже в VII в. евреи были изгнаны из государства вестготов. На протяжении всей эпохи средневековья евреев называли не иначе, как убийцами Христа, и периодически узаконивали их униженное и бесправное положение. Во многих местах их заставляли носить специальную одежду и жить в гетто (отдельных кварталах, обнесенных стеной с воротами, запиравшимися на ночь).
О том, как христианские миссионеры научили ненавидеть евреев даже индейцев Нового Света, рассказал в своей поэме «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло:
И наставник бледнолицых
Рассказал тогда народу,
Что пришел он им поведать
О святой Марии, деве,
О ее предвечном Сыне.
Рассказал, как в дни былые
Он сошел на землю к людям,
Как он жил в посте, в молитве,
Как учил он, как евреи,
Богом проклятое племя,
На кресте его распяли,
Как восстал он из могилы,
Вновь ходил с учениками
И с земли вознесся в небо.
----------------------------------------------
КРОВАВЫЙ НАВЕТ
Нет такого обвинения, которое в свое время не было бы предъявлено евреям: начиная от отравления колодцев и осквернения «святой воды» вплоть до так называемого «кровавого навета» (обвинения в убийстве христианских младенцев с целью использования их крови в культовых целях).
----------------------------------------
Обвинение в отравлении колодцев впервые прозвучало в 1348 г. во время эпидемии чумы и стало причиной массовых убийств евреев в Европе.
Первый кровавый навет имел место в Англии, в городе Норвич, в 1144 г., когда представители местной еврейской общины были обвинены в том, что распяли мальчика по имени Вильям.
----------------------------------------
В XII в. деятели церкви вспомнили приведенный Апионом рассказ о ритуальном убийстве сирийца (Иосиф Флавий «Против Апиона»). История христианства, его символика и терминология как нельзя лучше подходили для создания легенды о принесении в жертву младенцев. И нет ничего удивительного в том, что новое изобретение тех, кто стал распространителями ненависти Амалека к сыновьям Израиля, было воспринято народами мира без тени сомнения. Миллионы людей поверили в то, что маца, употребляемая в Песах, выпекается с добавкой христианской крови.
Истории известны более 150 судебных процессов, на которых евреи обвинялись в использовании крови в ритуальных целях. На них не было приведено ни одного доказательства, кроме признаний самих обвиняемых, сделанных под пытками. Все подобные процессы заканчивались погромами. Миф, рожденный невежеством и ненавистью, оказался бессмертным: даже в современном мире невозможно разубедить многих просвещенных людей в том, что у евреев существует подобный ритуал.
Время от времени церковь начинала беспокоиться, что евреи пропадут совсем и тогда легенда об убийстве бога утратит свою убедительность. В 1120 г. римский папа Каликст ІІ писал: «Хотя еврейское вероломство достойно безоговорочного осуждения, тем не менее благочестивым христианам не следует жестоко угнетать их, ибо через них доказывается истинность нашей собственной веры». В 1205 г. папа Иннокентий ІІІ запретил убийство и насильственное крещение евреев, но велел всем монархам Европы «порабощать их и держать в качестве бесправного и низшего сословия» (С. Г. Лозинский «Социальные корни антисемитизма в средние века и в новое время», Ростов-на-Дону, 1929).
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпоха просвещения (XVII–XVIII вв.), отказавшаяся от религиозных устоев, успешно унаследовала образ еврея, созданный христианской церковью. Не принимая легенду об убийстве бога, просветители оставили в своем арсенале и преумножили рассказы о злодейской сущности сыновей Израиля: «Выйдя из Египта как банда разбойников, они (евреи) приносили в жертву мужчин, женщин и детей на алтарь своих суеверий на всём протяжении истории. Они ненавидели все другие народы, хотели завладеть чужим имуществом, раболепствовали в час беды и наглели в час успеха». Эти слова принадлежат Вольтеру – наставнику европейских монархов, предтече Великой Французской революции.
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
Магомет в Коране называет евреев врагами ислама и характеризует их как носителей вредоносного духа. Он утверждает, что бедность и унижение евреев не случайны: они «не поверили знамениям Бога и преступно убили пророков» (сура 2: 58, 61).
«Неверящие сыны Израиля» были прокляты и Давидом, и Иисусом. (сура 5:78, 82).
Не верящие в чудеса и знамения Бога и пророков будут наказаны превращением в свиней и обезьян или идолопоклонников (сура 5:60/65). Подчеркивается, что евреи отвергли Магомета, хотя знали, что он пророк – только из ревности к арабам и осуждения его за то, что он не еврей. Такое поведение, с точки зрения Корана, свидетельствует об отвратительных свойствах евреев.
Коран обвиняет евреев в умышленном и упорствующем отвержении правды Аллаха (34). Более того, согласно каноническому тексту, они постоянно преследовали его пророков, включая Магомета, вынужденного в конце концов изгнать из Медины два основных еврейских клана и истребить третий. Устная традиция идет намного дальше и утверждает, что иудеи, в соответствии с их вероломной натурой, отравили Магомета, отчего он умер медленной, мучительной смертью.
Таким образом, мусульмане, как распространители ненависти к евреям, недалеко ушли от христиан, обвинивших сыновей Израиля в убийстве их бога.
Иудеи обвиняются мусульманами также в сектантском расколе во времена раннего ислама, ереси и извращениях, которые подрывали единство мусульманской нации (35). Таков основной мотив, вдохновляющий последователей «пророка» на борьбу с евреями во все века.
Пребывание евреев под властью ислама было также цепью бесконечных страданий, изгнаний и самопожертвования во имя веры.
Борцы за социальную справедливость были антисемитами
Карл Маркс (1818–83), потомок нескольких поколений раввинов по отцовской и материнской линии, был крещён (из Мордехая в Карла) в семилетнем возрасте. Отец его крестился раньше, чтобы иметь возможность заниматься юридической практикой (ибо прусские законы отказывали в этом евреям). С юных лет Маркс проявил себя ярым антисемитом. В возрасте 26 лет он написал статью «Еврейский вопрос» (1844 г.), содержавшую следующие перлы: «Что есть мировая основа еврейства? Корысть. Что есть мировой культ еврея? Торгашество. Кто его настоящий бог? Деньги... Деньги – это ревнивый бог Израиля... Банкнота – вот подлинный бог еврея!» Маркс писал: «Химерическая национальность еврея – это национальность торговца и корыстолюбца. Еврейский закон, лишённый основы и разума, является лишь религиозной карикатурой морали...»
Фридрих Энгельс, друг и соратник Маркса, писал Полю Лафаргу: «Я начинаю понимать французский антисемитизм, когда вижу, как эти евреи польского происхождения с немецкими фамилиями пробираются повсюду, присваивают себе всё, повсюду вылезают вперёд».
Маркс выступал за эмансипацию евреев, понимая под ней полную ассимиляцию, искоренение иудаизма. Он писал: «Общественная эмансипация еврея – это освобождение общества от еврейства». Гитлеру очень нравились эти мысли, он только сокрушался, что они высказаны евреем.
Нацизм
30 января 1933 г. Адольф Гитлер (1889–1945) стал рейхсканцлером Германии. Двенадцать лет его правления придали антисемитизму новые черты. Он положил в основу нацистского антисемитизма расовую теорию. Согласно которой Евреи – недочеловеки, их нельзя исправить, они паразиты и микробы (терминология, заимствованная Гитлером у Рихарда Вагнера). «Их всех необходимо уничтожить, ибо на любом языке (еврей) будет выражать старые идеи... Его внутренняя природа не изменилась... Сущность его характера осталась прежней. Это все тот же еврей... Еврей говорит по-немецки, но думает по-еврейски…» (Майн Кампф).
В 1942 г. в небольшом городке, расположенном недалеко от Берлина, состоялась встреча нацистского правительства, в ходе которой был принят план «окончательного решения» еврейского вопроса. Среди участников были Гейдрих, Гимлер, Геринг и Эйхман, глава еврейского отдела Гестапо. Участники конференции были уверены, что близится конец войны и к тому моменту, когда немцы овладеют всей Европой, под их властью, по мнению Гейдриха, должны были оказаться одиннадцать миллионов евреев. И он предложил избавиться от «низшей расы». Активное, а иногда даже и инициативное содействие почти всего населения завоеванных стран сопровождало все действия нацистов. Это решение отличала тотальная беспричинная ненависть, не имевшая никакого отношения к религии, так как не делалось никакого различия между религиозными и ассимилированными евреями.
Если христиане предлагали евреям спасти свою жизнь, перейдя в их веру, а мусульмане не убивали тех, кто принимал ислам, нацизм не оставил никаких альтернатив. Другой особенностью нацистского антисемитизма была масштабность уничтожения евреев, индустриальная основа «окончательного решения еврейского вопроса». Сила ненависти к евреям нацистов заглушала даже их инстинкт самосохранения. Когда до гибели Третьего рейха оставалось только несколько месяцев, сотни эшелонов продолжали доставлять евреев в лагеря смерти в ущерб обеспечения армий боеприпасами и продовольствием. 29 апреля 1945 г., за два дня до смерти, Гитлер пишет в своем политическом завещании: «Превыше всего я требую от руководителей и народа неукоснительно соблюдать расовые законы и безжалостно бороться с вездесущим отравителем всех народов – мировым еврейством» (Л. Крейдлина «Дорога в четыре тысячи лет», Нью–Йорк, 2002 г.).
Амалек и нацизм
Невозможно сказать, как нацистские лидеры унаследовали гены потомков Амалека, но и отрицать их генетическую связь с народом, неспособным смириться с существованием сыновей Израиля, невозможно.
Талмуд (Мегила, 6а,б) указывает на прямую связь «гермамии» с Эдомом (народом, произошедшим от Эсава): «Не дай, Бог, исполниться желаниям злодея, не дай осуществиться злым замыслам его, чтобы не возгордился он» (Тегилим, 140:9). Говоря о желании злодея, Яаков имел в виду Эсава, вознамерившегося убить своего брата, а, умоляя разрушить его злые замыслы, наш праотец, заглянувший в будущее, просил спасти его потомков от «гермамии», наследницы Эдома. Если племена, населяющие эту страну, выйдут на войну, они разрушат весь мир». Думая об опасности, угрожающей всему миру, Яаков думал прежде всего о своих потомках в странах рассеяния. Таким образом, за 1500 лет Талмуд предупреждал о грозящей сыновьям Израиля катастрофе и назвал страну, которая уничтожит европейское еврейство. При этом мудрецы однозначно определили население этой страны как потомков Эдома. Учитывая, что все князья Эдома были из племен Амалека (Рамбам Морэ Нэвухим, 3:50), можно утверждать, что Германия унаследовала генетическую ненависть к евреям от их самого страшного врага. Слова мудрецов Талмуда подтвердились событиями, произошедшими сразу после второй мировой войны.
С 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года в Нюрнберге происходил суд над главными нацистскими преступниками. Из 12 нацистов, приговоренных к смертной казни, 16 октября были повешены 10. Геринг отравился накануне казни, Борман был приговорен заочно. Перед самой казнью Йозеф Штрайхер выкрикнул: «Пурим 46 года». У каждого, кто сравнивает эти события с далеким прошлым, не остается сомнения, что Божественное Провидение специально расставило свои знаки, чтобы подчеркнуть связь нацистов с Амалеком: более двадцати трех веков назад были повешены десять сыновей Амана. 1946 года соответствует 21 тишри 5707 года, это 7–й день праздника Суккот — Гошана раба, когда исполняются приговоры Небесного суда, подписанные ранее.
Месть
После освобождения восточной Европы Красной Армией в 1944 г. еврейские партизанские отряды сохранили себя как полулегальные организации и занимались «незаконной» эвакуацией выживших узников лагерей в Палестину. Но у них была и другая цель – месть. Помогая другим найти новую жизнь на новой родине, многие партизаны не видели для себя будущего, пока не будут отмщены миллионы погибших. Цивья Любеткин, участница восстания в Варшавском гетто, писала: «Мы знали только одно: если найдутся люди и если хватит сил, нужно только это: мстить! Нами владело не настроение строить, а только желание рушить, рушить что только можно, что только сможем!»
И хотя Некоторым из уцелевших в катастрофе и сражавшихся с оружием в руках казалось, что «строительство жизни выразит нашу месть, а не один или десять немцев, записанных на наш счет». (Ружка Корчак, соратница Абы Ковнера по партизанскому отряду).
Но подавляющее большинство было согласно с Абой Ковнером: «Разрушение было не вокруг нас. Оно было прежде всего внутри нас. Мы не представляли себе, что имеем право вернуться к жизни, приехать в Палестину, создать семьи, вставать утром на работу и этим свести счеты с немцами».
В январе 1945 г., во время встречи в Люблине, родилась организация «Накам» («Отмщение»), во главе которой встал Аба Ковнер, который позднее вспоминал: «Мы увидели, что эта идея объединяет нас всех. Все загорелись. Мы были молодые и дикие... Не было никаких сомнений, что мы делаем то, что сделал бы Сам Бог…» (Павел Райхман, известный в Израиле под именем Ицхак Авидов). «Нашей идеологией было убить шесть миллионов в качестве мести еврейского народа немцам» (Польдек Вассерман, взявший в Израиле имя Иегуда Маймон, подпольщик в краковском гетто, связной Армии Людовы и узник Освенцима, впоследствии капитан второго ранга ВМС Израиля, присоединился к «Накам» в марте 1945 г.).
Параллельно с бывшими партизанами отмщением фашистам занималась Еврейская бригада, входившая в состав войск Великобритании. Писатель Ханох Бартов, служивший в Бригаде, вспоминал: «Немного: тысяча сгоревших домов. Пятьсот убитых... Для этого мы здесь. Не ради свобод Рузвельта. Не ради Британской империи. Не ради Сталина. Мы здесь, чтобы отомстить за кровь. Одна дикая еврейская месть. Один раз – как татары. Как украинцы. Как немцы. Все мы, все хорошие прекраснодушные мальчики... Все мы войдем в один город и сожжем, улицу за улицей, дом за домом, немца за немцем. Почему только мы должны помнить Освенцим. Пусть и они запомнят один город, который мы уничтожим...»
Мстители Бригады действовали небольшими группами в северной Италии, Австрии и Германии. Несколько человек, включая переводчика, в форме британской военной полиции являлись по нужному адресу, удостоверялись, что там находится тот, кто им нужен, и забирали его на «допрос в военной комендатуре». Нацистов отвозили в глухое место и там расстреливали. Исраэль Карми пишет в своих воспоминаниях, что перед этим им говорили, за что их казнят. Меир Зореа говорит, что обычно обходились без этого.
Поиск и предание суду нацистских преступников стали смыслом жизни многих бывших узников лагерей смерти. Шимон Визенталь провел в концлагерях четыре года: с 6 июля 1941 г. по 5 мая 1945 г., прошел через Яновичи, Треблинку, Освенцим и Маутхаузен. Погибли все его родственники, 90 человек. Созданный им Центр (функционирует и поныне) передал в руки правосудия более тысячи ста 1100 нацистских преступников. Он сыграл важную роль в поимке Адольфа Эйхмана, Хермины Браунштайнер, убивавшей детей в Майданеке, коменданта лагеря Маутхаузен, арестовавшего двенадцатилетнюю Анку Франк, Карла Зильбербауэра... Симон Визенталь сказал недавно: «Мне говорят: «Оставьте нацистов в покое, они уже старые». А я всегда отвечаю: «Среди тех, кого они убивали, тоже были старики. И дети, и женщины. Пусть отвечают. Они до последнего дня должны дрожать от страха, что их найдут».
Альберт Эйнштейн возложил вину не только на нацистов, но и на весь немецкий народ: «Немцы, как народ, ответственны за массовые убийства и, как народ, должны быть за это наказаны... За нацистской партией стоит немецкий народ, который выбрал Гитлера после того, как тот недвусмысленно довел до общего сведения свои позорные намерения в своей книге и в речах» ( «Обращении к героям Варшавского гетто», 1944 г.)
Элиэзер Лидовски, участвовавший в подготовке отравления целого города в Германии (план, который не был осуществлен), будучи политическим деятелем, поддержал в пятидесятые годы установление дипломатических отношений с Германией и продажу ей израильского оружия. Тем не менее, он до конца жизни сожалел, что в свое время он и его товарищи не сделали больше. И В конце 80-ых годов Лидовски сказал: «Мир бы смотрел на Израиль по-другому, если бы евреи умели мстить за свою кровь».
Месть ближнему – нарушение закона Торы, если речь идет об ущербе, нанесенном имуществу, оскорблении или даже телесном повреждении. Все дела должны решаться в суде и после вынесения постановления запрещается мстить обидчику. Однако в случае убийства, происшедшего в результате вопиющей халатности или по злому умыслу, Тора, понимая состояние родственников погибшего, предусматривает возможность мести: случайный убийца должен оставаться в городе-убежище, если не хочет быть убит родственниками погибшего, а злоумышленника Тора отказывается защищать где бы он ни находился. Месть народам, посягнувшим на свободу, достоинство и жизнь сыновей Израиля является необходимостью – во всем мире должно быть известно, что любой понесет ответственность за зло, которое он причинил сыновьям Израиля.
Христианство в годы Катастрофы
На всем протяжении войны Ватикан продолжал хранить молчание. В конце лета 1943 г. секретарь Ватикана по иностранным делам заявил, что судьба Европы зависит от победы Германии на Восточном фронте, а в августе 1943 г. папское представительство в Вашингтоне предостерегло государственный департамент США, что победа над Германией приведет к быстрому распространению коммунизма в Европе. Пий XII, всегда усматривавший главную опасность в большевизме, считал, что к Гитлеру следует относиться снисходительно.
В годы Катастрофы отмечалась существенная разница между отношением различных официальной церкви церквей к преследованию евреев в самой Германии и позицией, которую она занимали те же церкви в оккупированных нацистами странах Европы. Католическая церковь Германии последовательно старалась снискать расположение нацистской верхушки, подчеркивала ценность расы и расовой чистоты, признавала «растлевающее» влияние евреев на национальный характер немцев и требовала очищения литературы, науки и искусства от «еврейского духа». Во время массовых депортаций евреев из Германии епископат выступал в защиту лишь тех, кто принял христианство, а протесты против массового истребления сводились к туманным заявлениям, в которых слово «еврей» даже не упоминалось. В совместном пастырском послании немецких епископов (август 1943 г.) говорилось, что в праве на жизнь и свободу не следует отказывать даже «людям чужих рас и происхождения», однако такие заявления могли быть истолкованы как относящиеся к славянам. Лишь горстка евреев скрывалась у священников и получала помощь от отдельных католиков. В Польше некоторые монастыри и католические приюты укрыли небольшое число еврейских детей, но часть их все же должна была принять христианство.
Арабы и нацисты
Во время войны Гитлер пригласил главного муфтия Иерусалима и главу палестинского национального арабского движения Хадж Амина Аль Хуссейни в Берлин как почётного гостя и союзника, когда шло массовое уничтожение европейских евреев. Гиммлер, возглавлявший СС, пожелал главному муфтию всяческих успехов в борьбе «с иностранными евреями». 2 ноября 1943 г. Аль Хуссейни со своей стороны заявил, что «немцы знают, как избавиться от евреев». Более того, лидер национального движения палестинских арабов подчеркивал идеологическую связь между немцами и мусульманами: «Немцы никогда не причиняли мусульманам вреда, и сейчас они борются с нашим общим врагом... но, прежде всего, они определённо решили еврейский вопрос. Эти связи, и особенно последняя [т.е. «окончательное решение»] делают нашу дружбу с Германией не временным соглашением, обусловленным ситуацией, а постоянной, долговременной, основанной на взаимных интересах».
Далай Лама и нацисты
Далай-Лама Тхутпэн Гьяцо перевел на тибетский язык «Майн Кампф» Гитлера, а о ее авторе выразился следующим образом: «Этому чужеземцу боги предназначили великую судьбу» (Tenzin Gyatso "Citing Freedom in Exile: The Autobiography of the Dalai Lama", Harper Collins, NY). Он также считал, что сходство символики национал-социалистов и тибетских буддистов – не случайность. Когда Гитлер пришел к власти в 1933 г., он получил поздравления от Тхутпэна Гьяцо. Во Второй Мировой войне на стороне Германии воевали отряды тибетских добровольцев.
До сегодняшнего дня планомерное истребление шести миллионов людей остается вне понимания.
На подходе к XXI в. христианской эры западный мир попытался осмыслить свою историю за истекший период и особенно за последние сто лет. Катастрофа стала центральной темой – нежеланной, но неизбежной. Деятели науки и культуры интуитивно понимали, что пока они не выявят причины происшедшей трагедии, не имеет смысла говорить о каких-либо достижениях человеческого разума, о золотом веке науки, искусства, о создании кинематографа, покорении космоса и т. д. Ответ не был найден.
После катастрофы
Фашизм перестал быть решающей силой на планете. Но ему на смену пришла другая сила.
Ее точно определил рав Йосэф Дов Соловейчик: «Злодейский план арабов включает в себя не только уничтожение государственной независимости Израиля, но и прекращение существования еврейского поселения на земле. Наши враги стремятся уничтожить все население страны: мужчин, женщин, детей и грудных младенцев. Слова Торы «Война у Бога с Амалеком из поколения в поколение» не только обязывают весь народ истребить всех, кто ведет свою родословную от Амалека, внука Эсава, но и предписывают бороться против любой нации или группы людей, зараженных иррациональной ненавистью к обществу Израиля. Когда какая-либо нация поднимает знамя, на котором начертано «Пойдем и истребим их как народ, и не будет больше упоминаться имя Израиля», она превращается в народ Амалека. В тридцатых и сороковых годах двадцатого века эту роль взяли на себя нацисты во главе с Гитлером. Они были потомками Амалека амалекитянами. В последнее время их место заняли толпы, идущие за Насером и муфтиями. Они стали носителями ненависти, переходящей в сумасшествие. Если мы промолчим и теперь, то неизвестно, какой приговор вынесет нам Судья справедливый. Невозможно полагаться на честность либерального мира. Праведники-либералы были и во время Второй мировой войны: они равнодушно смотрели на уничтожение миллионов людей и не пошевелили даже пальцем. Если они станут свидетелями еще одной подобной трагедии, то не будут страдать от бессонницы даже одну ночь» (рав Йосеф-Дов Соловейчик «Иш га-эмуна», стр. 101-102).
В Сэфер га-харедим» говорится: «Ибо как и в первый раз (после исхода из Египта), так и при возвращении изгнанников в Землю Израиля, Амалек встречается на пути (евреев). То, что сегодня видят глаза наши, видит и Всевышний, и будет судить» (стр. 183).
Историк Бернар Льюис, крупный специалист по истории Ближнего Востока, в 1986 г. отметил: «Объём публикуемых антисемитских книг и статей, количество изданий и размер их аудитории, авторитет и влияние их авторов, издателей, спонсоров, их место в программах школ и колледжей, их значимость в средствах информации – всё это означает, что махровый антисемитизм является значительной частью интеллектуальной жизни современных арабов почти в такой же степени почти так же, как в нацистской Германии, и определённо в большей мере, чем во Франции начала XX века».
[1] В каждую эпоху ненависть к сыновьям Израиля принимала новые формы, а ее носители изощрялись в изобретении предлогов для оправдания своих предрассудков и злодеяний.
Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с высказываниями «величайших умов» всех времен и народов, проживающих на разных континентах земного шара.
«Едва ли на всей земле найдется такое место, где бы не правили евреи…» (Страбон, 64–63 гг. до н. э. –23-24 гг. н. э.; древнегреческий философ, географ, историк, путешественник).
«Друзья сирийского царя Антиоха Эпифана (правил в 175–163 гг. до н. э.) советовали ему целиком истребить иудеев, «так как они единственные среди всех народов они являются единственными, которые не хотят сближения ни с какими другими народами и смотрят на всех, как на своих врагов, передавая по наследству ненависть к людям» (Сикуд Диодор, 30 г. до н. э.–20 г. н. э.; древнегреческий историк и писатель, «Всеобщая история»).
«Евреи принадлежат к темной и отталкивающей силе…» (Марк Цицерон, 106–43 гг. до н. э.; древнеримский политический деятель, оратор).
«Этот народ (евреи) – чума». (Сенека Луций Анней, 6-3 г. до н. э.–65 г. н. э.; древнеримский философ-стоик, писатель и политический деятель).
«Евреи считают осквернительным и презирают все то, что нам свято, и делают то, что вызывает в нас отвращение» (Тацит, около 55–около 120 гг.; древнеримский историк, «История», 5 том).
«Это непостижимо мне, что до сих пор никто не изгнал этих скотов, дыхание которых подобно смерти. Являются ли евреи кем-либо другим, кроме пожирателей людей?» (Мухаммад, около 570-632 гг., основатель ислама, Коран, 4-ая глава, Суре).
«Иудеи, которые живут рассеянными во всём мире, но всё же крепко держатся друг друга, – хитрые, полные ненависти к людям и опасные существа, с которыми надо обращаться, как с ядовитой змеёй» (Абд-Аль-Квадир-Аль-Джилиани, 1077–1166, суфий-проповедник, мусульманский ученый).
«Евреи от безделья ничегонеделания становятся более корыстолюбивы» (Фома Аквинский, 1225–1274; средневековый католический философ).
«Нельзя ожидать честности и правды от иудея» (Манали Аль-Маулид, 1376–1420, ученый мусульманского мира).
«Должны быть уничтожены их молитвенники и книги Талмуда, которые учат их безбожию, лжи, кощунству» (Мартин Лютер, 1483–1546; реформатор церкви, основатель лютеранства. «Произведения Лютера»).
«Жидам ездити в Россию с торгами не пригоже, для того, что от них многие лиха делаются, что отварные зелья привозили в Россию и христиан от христианства отводили» (Иоанн IV, 1530–1584, русский царь. Из письма польскому королю Сигизмунду Августу).
«Вы обнаружите в них лишь невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам» (Жан Франсуа Вольтер, 1694–1778; французский писатель, мыслитель, философ-просветитель, «Философский словарь»).
«Во всех странах, где евреи поселились в во множестве большом количестве, они понизили их нравственный уровень, коммерческую честность, изолируют себя и не поддаются ассимиляции… если вы не исключите евреев навсегда, ваши дети будут проклинать вас в ваших гробах» (Бенджамин Франклин, 1706–1790; американский физик и политический деятель. Из выступления при обсуждении Конституции США в 1787 г.).
«Все евреи, мужчины и женщины, независимо от их положения и богатства, со всем их имуществом должны немедленно убраться за пределы границы. От этих врагов Христа я не хочу иметь никакой интересной прибыли» (Елизавета Первая, 1709–1761, русская императрица. «Указ правительственному Сенату от 2 декабря 1742 г.»).
«Безмерно гостеприимство народа русского. Сим некогда пользовались, а могут и в будущем пользоваться, если мы или потомки наши мудрый Указ 1742 года забвению предадим (В.Н. Татищев, 1686–1750; русский историк и государственный деятель, Санкт-Петербург, 1795 год).
«Я не знаю более вредной для государства чумы, чем этот народ» (Мария Терезия, 1717–1780, австрийская императрица. Послание придворной канцелярии в 1747 г.).
«Весьма прискорбно, что ни одно государство, более старое чем это, не смирило их, как чуму общества и величайших врагов его, присутствием которых «осчастливлена» Америка» (Джордж Вашингтон,1732–1799, 1-ый Президент США. Из книги «Максимы Вашингтона»).
«В корчмах, открытых в чертах осёдлости жидами, крестьяне развращаются, истощают свою жизнь. Из 1650 питейных заведений 1548 принадлежат жидам. Из 1297 табачных лавок 1293 были также собственностью жидов» (Г.Р. Державин,1743–1816; русский поэт, государственный чиновник).
«Они (евреи) имеют веру, благословляющую их на обкрадывание чужаков» (Иоганн Вольфганг Гете, 1749–1832; немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель).
«Они главные возмутители в современном мире. Они стервятники человечества...» (Наполеон Бонапарт, 1769–1821; император Франции. Обращение к Государственному совету 30 апреля и 7 мая 1806 года).
«Евреи являются величайшими виртуозами лжи» (Артур Шопенгауэр, 1788–1860; немецкий философ).
«Не может долее длиться такое положение вещей, которое утверждает неприязненные отношения евреев к христианам» (Павел Пестель, 1793–1826; полковник, декабрист).
«Они обыкновенные пиявки, которые высасывают всё и полностью истощают области» (Николай Первый, 1796–1855; русский император. Из дневниковых записей, сделанных во время путешествия по Белоруссии).
«Во Францию постепенно влезает гнусная еврейская душа» (Виктор Гюго, 1802–1885; французский писатель).
«Настанет день, когда для всех народов, среди которых живут жиды, вопрос об их поголовном изгнании станет вопросом жизни или смерти, здоровья или хронической болезни, мирного жития или же вечной социальной лихорадки» (Франс Лист, 1811–1886; венгерский пианист и композитор).
«Еврей — это гибкий демон упадка человечества» (Вильгельм Рихард Вагнер, 1813–1883; немецкий композитор, дирижёр).
«Евреи достались нам от Польши, и России, может быть, в далеком будущем предстоит немало труда, усилий и неприятности в борьбе с еврейством, действующим тлетворно и пагубно на русский народ (С.М. Соловьев, 1820–1879; русский историк, академик, ректор Московского университета).
«Выйди из народов, и составь свою особь, и знай, что с тех пор ты один у Бога, остальных истреби, или в рабов обрати, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что всё покорится тебе... А пока живи, гнушайся, единись и эксплуатируй, и ожидай…» (Ф.М. Достоевский, 1821–1881; «Дневник писателя», март 1877 года).
«В Восточной Европе еврей подобен раку, медленно въедающемуся в самое тело другой нации» (Эрнест Ренан, 1823–1892; французский историк и философ. Из книги «Антихрист»).
«Интеллектуальная тупость, отсутствие всякого чувства справедливости, крайняя надменность, выступающая в самых отвратительных формах, — вот что сочетается вместе в еврействе...» (Евгений Дюринг, 1833–1921; немецкий философ, приват-доцент Берлинского университета).
«Это племя не имеет отечества и повсюду, куда оно ни приходит, старается разрушить чувство патриотизма, растлевая человеческие умы» (Мобучум Окума Сигэнобу, 1838–1922; премьер-министр Японии).
«Это проклятая раса, не имеющая более своей родины, своего правителя, живущая паразитом среди наций» (Эмиль Золя, 1840–1902; французский писатель. Из книги «Nouvelle Campagne», 1896 год.).
«Это реальный враг (евреи), вторгшийся с востока...» (Джордж Бернард Шоу, 1856–1950; английский писатель. Из газеты «Морнинг Пост» от 3 декабря 1925г.).
«Оттого-то он (еврей) грязен физически, оттого во всём творческая работа у него третьесортная, оттого он опустошает так зверски леса, оттого он равнодушен к природе, чужому языку и судьбам народов, оттого он чаще всего торговец живым товаром, вор, обманщик, провокатор, шпион, оставаясь, впрочем, чистым евреем» (А.И. Куприн, 1870–1938; русский писатель).
«Он был главной пружиной всех подрывных движений XIX столетия; и наконец сейчас эта шайка необычных личностей, подонков больших городов Европы и Америки, схватила за волосы и держит в своих руках русский народ, фактически став безраздельным хозяином громадной империи. Нет нужды преувеличивать роль этих интернациональных и большей частью безбожных евреев в создании большевизма и в проведении русской революции. Их роль несомненно очень велика, вероятно она значительно перевешивает роль всех остальных» (Уинстон Черчилль, 1874–1965; премьер-министр Великобритании. Из речи в Палате представителей 5 ноября 1919 г.).
«Деньги – вот ревностное божество Израиля. Эмпирическая суть еврейства – торгашество» (Карл Маркс, 1818–1883; Из работы «К вопросу о жидах»).
«Разве есть на свете хоть одно нечистое дело, хоть одно бесстыдство какого бы то ни было сорта и прежде всего в области культурной жизни народов, в которой не был бы замешан, по крайней мере, один еврей?» (Адольф Гитлер, 1889-1945; глава германского государства, рейхсканцлер, президент. Из книги «Майн Кампф»).
Рав Зеев Мешков
Из комментариев к книге «Шмуэль»