«Вера для начинающих» - так называется роман Аарона Гамбургера, молодого американского писателя еврейского происхождения, о весьма противоречивом отношении американских евреев к Израилю.
Об отношении евреев из США к Израилю во многом свидетельствует алия и туризм из этой страны. Большую часть тех, кто приезжает в Израиль погостить или на постоянное место жительства, составляют ортодоксы (73%), следом идут представители консервативного направления (53%), а за ними - реформисты (34%). Расхождения по возрасту также весьма значительное. Около 50% туристов - те, кому 65 лет и выше. Сравнительное молодые люди (до 35 лет) составляют всего 35% прибывающих.
Сам Гамбургер, решивший получше узнать об Израиле, прожил здесь несколько недель, а затем написал свой роман, о котором было сказано выше. До этого он побывал здесь подростком, когда навещал своих родственников. Его роман - это не книга об Израиле и израильтянах. Это книга американца об американских евреях. Он признался мне: «Израиль - чудесное место, но мы, североамериканские евреи, должны признать, что не собираемся приезжать сюда: это не наше место».
Почему - «не наше место»? Почему - не место для «всех евреев»?
Гамбургер не скрывал своего скептицизма. «Я думаю, мы должны делать различие между Землей обетованной, которую Б-г обещал Аврааму, и современным Израилем, созданным в 1948 году, - говорит он. - Я не верю, что Царство Израиля, в которое мы вернемся в «конце времен» имеет отношение к парламентской демократии Государства Израиль - политическому образованию, рожденному по решению ООН с границами, очерченными британским мандатом».
Разумеется, Гамбургер принадлежит к категории «раздраженных либералов», которые не относятся сколько-нибудь серьезно к священным текстам и не воспринимают «буквально» идею возвращения на Землю обетованную.
И он далеко не одинок в своем подходе. В книге под названием «Конец еврейской диаспоры» два ученых утверждают, что Израиль отнюдь не является той самой Землей обетованной, о которой идет речь в ТАНАХе. По их словам, современное еврейство не имеет своего «центра» в виде Израиля. В мире, доказывают они, существуют несколько влиятельных сосредоточений еврейской жизни, и все они сопоставимы по значимости и влиянию.
Иными словами, Израиль не может претендовать на ведущую роль в жизни еврейского народа.
Уже не сионисты…
Такое мнение разделяют многие исследователи. В рабочих материалах под названием «Идентичность, ассимиляция, непрерывность», подготовленных для участников конференции Института политики еврейского народа (Jewish People Policy Institute) в Иерусалиме, профессора Серджио Делла Пергола и Хаим Ваксман подчеркивают не столько общую поддержку американскими евреями Израиля (82%), сколько тот факт, что только 28% американских евреев определяют себя как «сионисты». Число сторонников сионизма среди евреев Северной Америки постоянно снижается, особенно среди молодежи. Одновременно уменьшается значимость Израиля в глазах евреев США и Канады.
Если среди людей старшего возраста число активных сторонников еврейского государства составляет 40%, то среди молодежи (до 35 лет) - всего 20%.
Все это - неприятные новости для Израиля. Израильтянам трудно принять тот факт, что американские евреи отходят от идей сионизма и, более того, отказываются играть «вторую скрипку» в еврейском мире.
Бывший президент Объединенных еврейских общин Стив Хоффман так объяснил мне свое отношение к Израилю: «Не знаю, готов ли я признать Израиль центром еврейского мира».
Не уверен, что в Израиле понимают все глубину происходящих процессов. Евреи Израиля и евреи Северной Америки не только братья, но еще и соперники в борьбе за влияние и руководство - как духовное, так и политическое. Это заставляет задуматься, как будут развиваться отношения между двумя «еврейскими мирами». В 2010 году глава Сохнута Натан Щаранский принял решение изменить систему приоритетов Еврейского агентства, поставив во главу угла не алию, как было прежде, а укрепление еврейской идентификации. Это стало, помимо всего прочего, признанием сложившихся реалий: репатриация североамериканского еврейства не является реалистичной целью Сохнута.
Что «хорошо для евреев»?
Лишь немногие в американском еврействе озабочены постепенным отдалением от Израиля. Эта озабоченность проявилась, в частности, на встрече группы лидеров реформистского движения на конференции в Хьюстоне в 2005 году, где обсуждалась сионистская идентификация движения.
«Реформистский сионизм - религиозный сионизм», - сказала Ира Юдовин из Чикаго. «Нам необходимо сделать реформистский сионизм более духовным», - взывал Джефф Залкин из Атланты. Оба они не скрывали тревоги по поводу отношения своих единомышленников к Израилю. И это неудивительно.
Лишь несколько десятков человек пришли на встречу, притом что число участников конференции достигало нескольких тысяч. И не потому, что были враждебно настроены к Израилю - просто Израиль и его проблемы им безразличны.
Выступавшие цитировали опросы, проведенные среди американских евреев: в то время как сильное чувство еврейской идентификации присуще 91% ортодоксальных евреев, среди приверженцев консервативного движения этот показатель равен 74%, а среди реформистов - только 56%.
Сходное положение дел можно наблюдать и по отношению к Израилю: среди ортодоксов число бесспорных патриотов еврейского государства достигает 68%, а среди реформистов - всего 21%. Члены реформистской общины, по словам Залкина, становятся все больше американцами: в принципе симпатизируя Израилю, они не разделяют сионистских убеждений.
Последняя часть встречи была, по словам Юдовин, посвящена имиджу Израиля. При этом на собрание не был приглашен ни один представитель этой страны. Не обсуждались и различные аспекты израильской политики. Эти вопросы оказались неинтересы даже для организаторов встречи, не говоря уже об остальных членах реформистской общины.
Что касается нескольких израильтян, приехавших на конференцию реформистов, то единственное, что их интересовало, - это сбор пожертвований. Однако лидеры реформистов не склонны были жертвовать Израилю. Их волновали совсем другие вопросы: как эффективнее осуществлять руководство общиной, усовершенствовать использование интернета, обеспечить помощь пожилым людям. Важное значение представляли для них и вопросы религиозного характера.
Вечером они устало ерзали на своих стульях, слушая исполнение религиозной песни «Очень узкий мост» («Гешер цар меод»). Некоторые бормотали слова на иврите, но восторга никто не выражал. Это и понятно: если вы выкладываете из своего кармана две-три тысячи долларов, чтобы провести время не в столь уж привлекательном месте, как Хьюстон, то не захотите зря тратить время на распевание песен.
Что касается политических вопросов, то на повестке дня стояли два из них: пришло ли время для реформистов выразить свое отношение к стратегии администрации Обамы в Ираке и следует ли выражать несогласие с назначением консервативного судьи Самуэля Алито в Верховный суд.
Что касается Ирака, то было принято решение поддержать скорейший вывод войск из этой страны.
Любопытно, впрочем, другое. Обозреватель газеты Wall Street Journal Лоуренс Каплан пишет: «Создалось впечатление, что реформистских евреев волнует не столько вопрос «Хорошо ли это для евреев?», сколько вопрос «Хорошо ли это для американского либерализма?» Уход США из Ирака может обернуться разрушительными последствиями для еврейского государства, но когда речь заходит о безопасности евреев, с одной стороны, и либеральных ценностях - с другой, возобладают вторые. Сохранение светского эквивалента иудаизма для реформистов «важнее, чем иудаизм вообще».
Ответом на статью Каплана стало письмо в редакцию газеты реформистского раввина Эрика Йоффе. «Военное присутствие в Ираке не соответствует ни американским интересам, ни безопасности евреев», - утверждает он. По его словам, дальнейшее пребывание американского контингента в Ираке затрудняет позицию США в «отражении ядерной угрозы со стороны Ирана и прекращении злодеяний в Дарфуре».
Эти аргументы выглядят весьма натянутыми. Каплан совершенно прав, полагая, что реформисты не ставят во главу угла при принятии решений интересы Израиля. Вместе с тем, правы и реформисты, утверждающие, что призывы сохранять американское военное присутствие в Ираке ради Израиля создают почву для манипуляций сторонников «еврейского заговора» о том, что еврейское лобби якобы вынуждает правительство США проводить политику, направленную на защиту интересов Израиля вопреки интересам самой Америки. Эти заявления укрепляют миф о «двойной лояльности» американского еврейства.
По разные стороны баррикад
В этом контексте следует отметить растущие противоречия между Израилем и американскими евреями в последнее десятилетие. По сути дела, по большинству политических проблем бывшие союзники оказывались по разные стороны баррикад. Причем большинство обозревателей отмечают отрицательный вклад израильских политиков в растущее напряжение между сторонами, притом что лишь немногие обвиняют в происходящем американское руководство.
Парадоксальным образом расхождения в позициях американского еврейства и израильского правительства усилилось в период каденции Джорджа Буша. С точки зрения большинства израильтян, Буш-младший был одним из лучших для Израиля президентов США, в то время как большинство американских евреев считало его наихудшим. Многие из последних не скрывали не только неприязни, но даже открытой ненависти к Бушу. Опрос, проведенный в ноябре 2007 года, показал, что большинство израильтян с симпатией относились к Бушу, которого на Западе (не говоря уже о Ближнем Востоке) считали «угрозой миру». Американские евреи разделяли в большинстве случаев мнение не израильтян, а европейцев и представителей либерального лагеря.
Опрос, проведенный двумя годами ранее, показал, что израильтяне явно предпочитают Буша его главному сопернику от Демократической партии Джону Керри, в то время как американские евреи в массе своей поддерживали именно последнего.
Иными словами, в последнее время мы наблюдаем растущее расхождение между евреями США и израильтянами не только в отношении политических проблем на Ближнем Востоке, но, прежде всего, в отношении к американской политики.
В результате многие евреи США оказываются перед необходимостью тяжелого выбора. Им было трудно солидаризоваться с Израилем, видя Эхуда Ольмерта рядом с Джорджем Бушем, которого они не переносят. Если Буш - тот лидер, которым восхищается и которого поддерживает Израиль, то могут ли они идентифицироваться с этой страной? Вот вопрос, который осознанно или бессознательно задают себе тысячи евреев в США.
Поддержка Бушем Израиля привела к значительному сокращению произраильских настроений в еврейских общинах Северной Америки. Это совершенно новая ситуация. В прошлом ни Билл Клинтон, ни Линдон Джонсон, симпатизировавшие Израилю, не вызывали к себе негативного отношения, а значит и не создавали проблемы выбора для американских евреев. Их поддержка Израиля вызвала только понимание среди местных евреев, однако в последнее десятилетие положение кардинально изменилось. Во многих еврейских общинах Америки растет недовольство Израилем и стремление дистанцироваться от него, поскольку он воспринимается как союзник Буша и его единомышленников. Эта тенденция продолжается и сейчас, уже после двух лет правления Барака Обамы. Евреи Америки восхищены Обамой и являются едва ли не самым преданными его сторонниками, притом что отношение к нему массы израильтян прямо противоположно. Трещина в отношении прежних союзников нарастает и приобретает все более идеологический характер. Для американского еврейства президенты США - сторонники Израиля выглядят неприемлемыми, в то время как в Израиле не понимают, как евреи США могут выступать на стороне тех, кто проводит не слишком дружественный курс в отношении их страны.
Шмуэль Рознер
(Отрывок из изданной на иврите книги Шмуэля Рознера «Штетл, бейгеле, бейсбол»)
Перевод Давида Маркова
Jerusalem Post
ZMAN.com