«И будет, когда ты придешь в землю, которую Б-г Всесильный твой дает тебе в наследный удел… То возьми из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей… и пойди к месту тому, которое выберет Б-г Всесильный твой, чтобы поместить имя Свое там… И приди к коэну, который будет в дни те, и скажи ему: «Поведал я сегодня Б-гу Всесильному твоему, что пришел я в землю, о которой клялся Б-г отцам нашим дать ее нам» (Дварим, 26:1-3).
Первые плоды
Принесение первых плодов в Храм начиналось в праздник Шавуот, когда появлялись самые ранние фрукты, и продолжалось до Хануки, когда заканчивался сбор маслин. Люди брали корзинку и клали в нее тот гранат, маслину, инжир, финик или гроздь винограда, которые первыми появились на одном из деревьев их сада, добавляли к ним другие плоды, брали животных для принесения в жертву и шли в Йерушалаим. А там, играя на музыкальных инструментах и произнося гимны, они поднимались на Храмовую гору, где их встречали коэны и благословляли за то, что они проделали долгий путь, чтобы выразить благодарность Всевышнему за землю, которую Он дал нам.
Каин
Заслуживает внимания то, что Шавуот – праздник принесения первых плодов в Храм – совпадает с днем, когда принесли свои жертвы Всевышнему Каин и Эвель (Аризаль, Шэар а-псуким). Как сказано: «И был Эвель пастухом овец, а Каин работал на земле. И было в конце дней, и принес Каин из плодов земли дар Б-гу. И Эвель – он тоже принес из первенцев скота своего и от тука их. И повернулся Б-г к Эвелю и к дару его, а к Каину и дару его – не повернулся» (Берешит, 4:3-5).
Каждая жертва приносится с какими-то определенными намерениями. И Тора дала понять, что думал Каин, готовясь принести дар Всевышнему, и что думал Эвель, выбирая животных для жертвы. Про Каина говорится, что он «принес в конце дней». И мидраш утверждает, что он специально взял из плодов, которые он собрал последними. И это не было случайностью, так как Каин не верил, что все имеющиеся у человека силы дает Всевышний, и что всякое творение, будучи оставлено Им, тут же перестанет существовать. Каин был готов признать только то, что Всевышний помогает ему в трудах: после того, как он вспахивает и засевает землю, Небеса дают дождь. И поэтому Всевышний и не повернулся к жертве Каина.
Исправление греха
Грех Каина – источник многих наших ошибок. И заповеди Торы направлены на то, чтобы дать человеку верные представления о мире и о Б-ге и научить его поступать в соответствии с ними, так как ошибочное мировоззрение приводит к неправильным поступкам, которые умножают зло на земле.
Заповедь принесения первых плодов – именно первых – была дана с целью устранить из нашего сознания то неверное представление о роли человека, которое привнес в мир Каин, пожертвовав плоды, собранные последними.
И даже, когда мы не можем исполнить заповедь, потому что Храм лежит в развалинах, наша обязанность вчитываться в строки Торы, чтобы в своем сознании поставить Всевышнего на первое место, а себя отодвинуть на задний план.
В начале начал
Поставить Всевышнего на первое место – это значит надеяться, прежде всего, на Него и лишь потом – на силу оружия, развитие экономики, отношения с Америкой и арабскими странами, свои знания и мудрость.