На прошлой неделе израильское правительство собралось для того, чтобы обсудить важнейший вопрос: стоит ли Биньямину Нетаниягу отправляться в длительное путешествие в Нью-Йорк, для того, чтобы огласить там "наш ответ Чемберлену", иными словами – дать отпор председателю Палестинской автономии Махмуду Аббасу и его просьбе о признании палестинской независимости.
Если кто не в курсе, идея об одностороннем провозглашении независимости палестинского государства была озвучена премьер-министром Саламом Файадом уже два года назад, и с тех пор ее повторяли на разные лады различные представители ПА, включая самого Аббаса. "Мы идем в ООН", гласили палестинские газеты, "Доколе!" взывал сам председатель ПА, "Вперед к независимости", подгонял палестинцев премьер-министр Салам Файад.
Однако, в высших эшелонах власти в Израиле к заявлениям палестинцев относились с недоверием. Уж слишком все привыкли к вялотекущим переговорам последних лет, когда стороны то с жаром обсуждают судьбу "двух квадратных метров" в Иерусалиме, то месяцами избегают друг друга.
Переговоры – это прекрасная вещь, в особенности если они идут годами. Их участники передают приветы семьям друг друга, поздравляют с праздниками, и, ничего не решив, расходятся по домам, каждый – к своей привычной и неторопливой жизни. Поскольку у израильтян государство уже есть, то им и в самом деле торопиться некуда. Живут себе 2,4 миллионов и 1,4 миллионов палестинцев на "территориях" и пусть живут ( выражение "оккупированные территории" не подходит к имиджу небольшого и одинокого государства, которому с первого дня существования приходилось бороться за выживание в гуще врагов, поэтому израильские СМИ уже давно заменили его на просто "территории", все равно все знают о чем речь идет).
Вопрос о судьбе этих людей, которых в то время было гораздо меньше, обсуждался сразу после Шестидневной войны, и тогда же было принято судьбоносное решение не аннексировать, но и не возвращать Египту и Иордании Западный Берег и Газу, палестинцам израильское гражданство не предоставлять (а то нарушится демографический баланс в самом Израиле не в пользу евреев) и вообще ничего не решать – авось, само решится.
Поскольку 44 года спустя контроль над "территориями" до сих пор осуществляет Израиль, то каждый ребенок, который рождается в Хан-Юнесе, Рамалле или Сальфите обязан быть записан в реестрах израильского МВД, иначе он или она никогда не получат от Израиля документ о том, что они являются жителями этих загадочных "территорий". И сегодня вопрос о статусе палестинцев по-прежнему не решен, но израильскому правительству и не горит.
Мало ли у кого еще в мире нет статуса – вот курды, например, живут без собственного государства в Турции, Иране, Ираке и Сирии (сирийские курды лишь недавно получили гражданство, и то благодаря "арабской весне", а не доброй воле Башара Асада). Поэтому после окончания 2-й палестинской интифады этот щекотливый вопрос опять решили не решать, отложив его "на потом".
Точно также, как когда-то, при подписании Норвежских соглашений ключевые проблемы, такие как вопрос о возращении беженцев, статусе Иерусалима и окончательных границах, были отложены "на потом". То бишь сейчас мы проблему решить не можем, но, может быть, через несколько лет те же самые люди (в Израиле и в ПА политики редко уходят на пенсию, и продолжают заниматься любимым делом чуть ли не до самой смерти) наверное, смогут, сдюжат, справятся и разрубят Гордиев узел ближневосточного конфликта.
Проблемы начинаются тогда, когда наступает "потом". Оно наступило в сентябре 2000 года в виде вооруженной интифады, а теперь оно наступает 23 сентября в виде палестинского обращения в ООН. И тогда все срочно собираются на экстренное совещание, потому что надо решать, что делать и кто виноват. С последним вопросом, вроде попроще: виноваты палестинцы. Они сами залезли на высокое дерево со своими нелепыми требованиями о прекращении строительства в поселениях, отказались вести переговоры и все ради того, чтобы Абу-Мазен мог выступить перед Генассамблеей и заработать американское вето на Совебезе. С этим все ясно.
А что делать? Здесь тоже все ясно: во-первых, нужно приготовиться к неизбежному витку насилия за поворотом, а также написать красивую речь, в которой можно попытаться объяснить, почему, собственно, Израиль, все лидеры которого начиная с 1993 года признают право палестинцев на самоопределение, выступает против палестинского независимого государства в границах 1967 года. Можно также надеяться на то, что США в последний момент спасут ситуацию и заставят палестинцев вернуться к постылому столу переговоров или, на худой конец, наложат вето в Совбезе. До следующего раза.
А тем временем, кольцо дипломатической осады вокруг Израиля будет сужаться, объяснять "почему нет" будет все сложнее, а количество палестинцев на территории между Средиземном морем и рекой Иордан будет неумолимо расти. И если сегодня в Рамалле все чаще звучат речи о замене формулы "два государства для двух народов" на "одно государство для двух народов", то лет через двадцать об этом будут говорить не только в Рамалле, но и в Вашингтоне, Брюсселе, Москве и т. д . Но это же еще далеко? Это же еще нескоро? Поэтому с решениями можно не торопиться.
Тем временем, в Палестинской автономии уже готовятся на славу справить праздник независимости. Всю Рамаллу уже украсили палестинскими национальными флажками, и надписями "Палестинское государство 194", потому что Южный Судан стал 193-м членом ООН, а Палестина, выходит, претендует на почетное 194-е место (никакой связи с резолюцией ООН 194 нет).
23-го числа толпы ликующих палестинцев. Никакого насилия, только мирные процессии, такой наказ оставил Абу-Мазен своему народу, отбывая в Нью-Йорк. Тот самый Абу-Мазен, который не может заставить своих друзей-врагов из ХАМАСа попридержать язык и не атаковать публично его планы по провозглашению государства. Сможет ли Абу-Мазен гарантировать, что все население Западного берега и Газы, включая активистов и лидеров ХАМАСа, Исламского Джихада, Народного фронта сопротивления и проч. и проч. будет следовать его мирному позыву после того, как американцы при всем честном народе и злорадствующем Ахмадинеджаде наложат вето на палестинскую независимость?
Кроме того, поддержка 125 + стран членов-ООН, среди которых такие прочно стоящие на ногах партнеры как Белиз, Танзания, Камерун и независимая Ливия, видимо, опьянила палестинское руководство, которое, по данным Всемирного Банка, с трудом справляется с выплатой зарплат госслужащим при том, что западные доноры – Европа и США регулярно пополняют палестинскую казну.
Зато арабские друзья палестинцев: Саудовская Аравия, Катар и Кувейт, – от выплат отлынивают, благодаря чему рост палестинской экономики практически прекратился. Что будет с ПА в том случае, если и США прекратят выплачивать ежегодное палестинское пособие? Попросту говоря – финансовая катастрофа, которая в скором времени приведет к краху автономии и ее институтов власти.
Кто может прийти на смену Абу-Мазену? Например, ХАМАС, в цели которого не входит создание "кургузого" государства в границах 1967 года. Когда-то именно так повели себя с упрямыми Хашемитами в Хиджазе британцы, благодаря которым Хашемиты потеряли власть, а их место с радостью заняли многочисленные представители клана Ибн-Сауд. Так что без поддержки настоящих друзей палестинцев возникновение независимого государство вряд ли возможно, и в Рамалле это прекрасно знают, но продолжают уповать на "авось", утверждая, что они наконец-то не упускают свой шанс.
Через несколько дней эти достойные друг друга партнеры, которые находятся в плену опаснейших для их народов иллюзий и грез, предстанут перед Генеральной ассамблеей ООН. И придется им обоим представить на всеобщее обозрение израильско-палестинский замок грез, в котором нельзя жить, но который может обрушиться и похоронить под обломками тех, кто его построил.
ZMAN.com