«Все вы стоите сегодня перед Богом Всесильным вашим: главы колен ваших, старейшины ваши и смотрители ваши – каждый из (народа) Израиля. Малые дети ваши, жены ваши и присоединившийся к тебе, который в среде стана твоего, от рубящего дрова твои, до черпающего воду твою. И вот ты готов вступить в союз с Богом Всесильным твоим и в клятвенный договор с Ним, который Бог Всесильный твой заключает с тобой сегодня, чтобы сделать тебя сегодня народом Своим. И Он будет тебе Богом, как говорил Он тебе и как клялся отцам твоим – Аврааму, Ицхаку и Яакову» (Дварим, 29:9-13).
Быть народом – это быть вместе.
Для этого нужно иметь свое государство со своей армией, развитой экономикой, судебными и управленческими органами – всем тем, что позволяет народу быть свободным и независимым.
А когда создаются материальные условия, то проявляется и духовная составляющая, объединяющая все души. И тогда Всевышний, Который никогда (за исключением праотцев) не связывает Свое имя с одним человеком, становится нашим Богом.
Но это происходит только на Земле Израиля, а за ее пределами, там, где нет государства, – нет единства душ. Недаром сказали мудрецы Талмуда о жизни в странах рассеяния: «Тот, кто живет за пределами Земли Израиля, – у него как будто нет Бога» (Ктубот, 112а). Иными словами, Б-жественное присутствие не раскрывается для одного человека.
Общность людей, возникающая на земле Израиля и позволяющая стать народом Бога, предполагает большую ответственность всего общества за одного человека, и одного – за всех окружающих его. И это прозвучало в словах клятвы, которую Моше повелел произнести, как только сыновья Израиля ступят на землю: «Скрытое – Богу Всесильному нашему, а открытое – нам и нашим детям навеки» (Дварим, 29:28). Иными словами: пусть Всевышний наказывает преступников, о делах которых мы ничего не знаем, но если злодеяния творятся на наших глазах, а мы бездействуем, то пусть наказание ляжет на нас так, как будто мы сами совершили друное». Произнося эту клятву на горах Гризим и Эйваль, возвышающихся возле Шхема, сыновья Израиля приняли на себя обязанность в значительной степени отвечать и за неизвестные им преступления. Ведь в обществе, стоящем на высокой нравственной ступени, при хорошей системе образования и правильном воспитании многие преступления были бы невозможны вообще (Санэдрин, 43б).
Раби Шимон бар Йохай сравнил народ, с теми, кто едет в одной лодке. Если кто-то начнет сверлить дыру под собой, полагая, что на своем месте, он имеет право делать, что угодно, обязанность каждого – остановить его.
Но, кроме единства, которое строится на основе взаимной ответственности, существует другое – более сильное и прочное. Это единство душ. И установить его позволяет святость того географического места, где мы живем. Его называют «землей живой», потому что в Израиле все связано друг с другом, как клетки живого организма. Там, где возникает единство душ, боль каждого становится общей болью, а радость одного передается всем сердцам. И не случайно в Земле Израиля были написаны такие слова:
«Если умру, то что-то умрет и в тебе,
Если умрешь, то что-то погаснет во мне.
Ибо все мы живая единая ткань одна.
Если уходит один,
То без него что-то умирает во всех.
Но что-то навсегда остается с ним,
Когда он уходит от нас».
(Моти Амер).