Три министра государства Израиль, глава «Натива», депутаты Кнессета, видные украинские и израильские общественные деятели, делегация Армии обороны Израиля почтили память жертв Бабьего Яра на церемонии, посвященной 70-летию трагедии
Пожалуй, впервые эта траурная годовщина собрала столь представительную израильскую делегацию на украинской земле. Это, безусловно, свидетельствует о важности, которую придают в еврейском государстве сохранению памяти о Холокосте.
Заместитель премьер-министра Израиля и глава МИДа Авигдор Либерман отметил, что еврейский народ воспринимает трагедию Бабьего Яра не как историческое событие, а как живую память. Подобно тому, как, согласно традиции, каждый еврей воспринимает исход из Египта как СВОЙ личный исход, а не событие незапамятных времен. Собственно, это и позволило сохраниться нашему народу на протяжении тысячелетий. При этом, вспоминая жертв трагедии, нельзя забывать о героизме еврейских солдат и партизан, сражавшихся с нацизмом – солдат, наследниками мужества которых является израильская армия.
«Бабий Яр – для всех нас один из символов великой катастрофы и место общей скорби», – подчеркнул посол Израиля в Украине Реувен Дин Эль.
О том, что присутствующие стоят над одной из самых больших в мире братских могил, поглотившей 100 000 евреев, говорил глава Еврейского совета Украины Илья Левитас, подчеркнув, что в свое время украинская интеллигенция не дала возвести на этом скорбном месте парк с увеселительными заведениями.
«Бабий Яр для нас – это, прежде всего, память, и украинское государство приложит все усилия, чтобы эту память сохранить», – заверил собравшихся заместитель министра культуры Украины Тимофей Кохан.
Скорбь киевских евреев разделили десятки военнослужащих ЦАХАЛа – участники программы «Свидетели в форме», в рамках которой молодые солдаты и офицеры, как уроженцы Израиля, так и выходцы из стран, на чьей территории разворачивались события Шоа, посещают концлагеря и места массовых расстрелов. Само присутствие воинов еврейского государства – лучшее свидетельство того, что лозунг «Никогда больше» – не просто традиционная формула, из год в год звучащая на подобных церемониях.
Равнодушие – одна из главных причин Холокоста, – процитировал лауреата Нобелевской премии Эли Визеля министр информации и диаспоры Израиля Юлий Эдельштейн. Поэтому мир должен помнить – это всегда начинается с евреев, но никогда ими не заканчивается. Если мы все будем отстаивать общечеловеческие ценности – терпимости, открытости, взаимоуважении – то приведем человечество к лучшей жизни и сможем, наконец, сказать, что недаром погибли миллионы наших братьев в годы Шоа.
С выступлением Юлия Эдельштейна перекликались горькие слова министра абсорбции Израиля Софы Ландвер о том, что 70 лет назад мир знал, что нас расстреливают, сжигают, хоронят заживо – знал и молчал. Сегодняшнее молчание – это тоже знак тревоги. Поэтому наш долг перед павшими еще не оплачен – мы должны рассказывать о трагедии Бабьего Яра из поколение в поколение.
Поминальную молитву Эль мале рахамим исполнил раввин Моше Асман, а раввин Яков дов Блайх прочел кадиш по невинно убитым.
Неотъемлемой частью мероприятий по увековечиванию памяти жертв Бабьего Яра стала деятельность молодежного клуба «Цофим» при Израильском культурном центре. Для этих ребят церемония у Меноры началась не сегодня и сегодня не окончится. На протяжении всего года подростки участвовали в семинарах и диспутах на тему Холокоста (очередной такой диспут пройдет в ИКЦ 4 октября при участии израильских офицеров), а буквально пару недель назад по собственной инициативе привели в порядок территорию Бабьего Яра в непосредственной близости от памятника. Это тот самый реальный личный вклад, который вносят юные киевляне в сохранение памяти о жертвах Шоа.
Праведники мира, узники гетто и концлагерей, чудом выбравшиеся из мясорубки Яра, поделились своими воспоминаниями. Кульминацией церемонии стало возложение венков к подножию Меноры – их в этот день было необычайно много, как и простых цветов, принесенных киевлянами, для которых Бабий Яр – незаживающая рана.
Митинг завершен. И над оврагом, где покоится прах десятков тысяч наших соотечественников, пробиваясь сквозь шелест листвы, разнеслась мелодия «Атиквы». В знак надежды на то, что пока о людях помнят, они живы в наших сердцах…