Не только в Элькане и Элон-Морэ в горе сжимали руки, услышав о резне в Итамаре. Это происходило и в нескольких центральных новостных редакциях в Тель-Авиве. До последней пятницы казалось, что давление СМИ на правительство делает свое дело. Начались разговоры о "речи Бар-Илан-2", премьер-министр намекнул, что в пути новое "замораживание" (строительства), детские запугивания изоляцией Израиля в мире превратились в факт, от которого министры дрожат, и вообще казалось, что история Арика Шарона и "размежевание" рождаются заново, на этот раз в образе Биби. И вот, убив пятерых в шабатний вечер, пришли арабы и как всегда настояли взорвать розовый душистый воздушный шарик, который надули для себя немало держащих перо и микрофон.
Учитывая путаницу и замешательство, охватившие часть СМИ после резни в Итамаре; на благо мирного процесса и чтобы, не дай, Бог, не возникла в обществе атмосфера симпатии к убитым, в частности, и к поселенцам вообще,
настоящим предлагается данная краткая инструкция по должному поведению СМИ в течение недели от момента поступления известия о резне в поселении.
Первые минуты
1. Постарайтесь отметить, что, по крайней мере, в этот момент речь идет только о подозрении на диверсионную деятельность арабов. Кто знает, может в последствии выяснится, что речь идет о потомках йевусеев, прятавшихся в течение поколений (прим.перев. – порядка 2900 лет) в пещере неподалеку и решивших именно сегодня отомстить за смерть их царя. Вы серьезный журналист, который ждет фактов, а не "репортирующий от пуза с налета".
2. Поскольку обществу не понравится услышать Вас сейчас, называющим погибших "митнахалим", называйте их "мит'яшвим", но добавьте сразу, что они принадлежат к "твердому ядру" и что речь идет об очень идеологическом населении, частично даже крайне", и что вокруг поселения есть немало "незаконных форпостов".
3. Чтобы побыстрее построить базу к следующему этапу – стиранию симпатии общества к жертвам – вводите уже сейчас термин "таг мхир" (прим.перев. – цена, то есть ответные действия поселенцев "по взятию цены" за теракт или разрушение) в трансляцию каждые несколько минут. Поскольку на самом деле нет деятельности в духе "таг мхир", в основном, потому что речь идет о субботнем вечере и поселенцы не смотрят телевизор, сидя в кресле и получают информацию из новостных сводок, вставьте реплику, что армия и силы безопасности выражают опасение от подобных действий. Если армия поспешит дать опровержение, вы всегда сможете сказать, что говорили и о "силах безопасности". И у "палестинцев", как известно, есть силы безопасности и они, как известно, опасаются.
Через 24 часа
1. С этого момента говорится о теракте, а не о резне. Запомните: мы народ, который не застрял в прошлом, а смотрит вперед.
2. Уведите обсуждение в сторону, осторожно, но решительно, - от теракта к провалу в обеспечении безопасности. Подключите к передаче отставных координаторов безопасности поселений, зав.отделами по безопасности и автомобильных стоянок в районных советах и заместителей председателей комиссий по садовничеству и пейзажам в соседних населенных пунктах, которые расскажут об упущении в ежегодном обрезании веток, что привело к тому, что деревья скрыли дыру в заборе – главное, не утомлять головы радиослушателей и телезрителей погибшими в ходе самого убийства. Есть у них в голове достаточно забот, как ожидаемый острый дефицит "суши" вследствие цунами в Японии, и в самом деле не надо загружать их дополнительной огорчительной информацией.
3. В случае убийства младенца-малышки поднимайте постепенно ее возраст. Если вначале "полуторамесячная", через сутки уже можно сказать "почти трехмесячная". Еще через 24 часа это уже будет "четырехмесячная", а в конце можно будет утвердить в общественном сознании "почти полугодовалая". Все еще ужасно, верно, но так это при уменьшении ущерба: не всегда получают то, что хотели. Эти йевусеи – буквально животные на двух ногах.
Во время похорон
1. Укажите, что прибыли на похороны десятки тысяч – нет выбора – но как-нибудь позаботьтесь, чтобы публика поняла между строк откуда прибыли эти десятки тысяч и из какого именно сектора. Например: "с утренних часов все дороги, ведущие к кладбищу были забиты, в основном, с востока. Только дорога из Тель-Авива оставалась полностью свободной"; груда кип, которую выставила "Хевра кадиша" у входа осталась нетронутой. Видно, что все прибыли в больших вязаных кипах или платках из дома".
2. Когда главный раввин скажет в надгробной речи, что ответом на резнею должно стать превращение поселения в город, не молчите, чтобы он не продолжал подстрекать. Возьмите немедленно трансляцию на себя и укажите шепотом радиослушателям, что речь идет о "политическом высказывании". Затем повторите это еще раз. Помните: есть и правые радиослушатели, они не понимают тонкостей и намеков. Тонкости, намеки и понимание контекста есть только у левых.
3. Если кто-то из десятков тысяч закричит от боли в сторону одного из выступающих министров, укажите, что охранники министра выглядят настороженными. Верно, охранник только двинул рукой, чтобы отмахнуть муху, усевшуюся ему на плечо, но это редкая возможность дать понять радиослушателю как будто возникла тут опасность для жизни общественного избранника. Если это не поможет, то и не повредит.
Через три дня
1. Если вам повезло и параллельно с терактом произошло событие с глобальным эффектом, вроде цунами в Японии, вы выиграли. Пошлите своих корреспондентов в Токио, на предприятия "Мазды", и лучшие кафе "суши" в Тель-Авиве – чтобы заполнить сводку новостей. Освещать "Шива" и обращаться за осуждением теракта к Абу-Мазену? Провинциальность поищите в другом месте.
2. Пошлите корреспондента в соседний палестинский город. Поручите ему поискать палестинцев, которые будут выступать против теракта. После двух дней лихорадочных поисков, которые дадут три фразы в направлении трех прохожих, транслируйте их постоянно. Разумеется, не забудьте позаботиться о ночевке для корреспондента там. Ведь назавтра вам придется послать его еще раз для обзора убийства троих по обвинению в "сотрудничестве".
3. К концу недели организуйте опрос общественного мнения, в котором следующий вопрос: "В обмен на настоящий мир, окончание конфликта и снижение цен на "суши" несмотря на цунами в Японии – поддерживаете ли Вы договор с палестинцами на базе "территории в обмен на мир?" Не важно, каковы будут результаты, подготовьте заголовок в бело-голубых тонах и размажьте его на первую страницу: "Мир еще здесь – большинство за разрушение поселений".
Через неделю
1. Напомните мне, о каком именно теракте вы говорите?
Ариэль Шнабель
"Макор ришон"
Перевел Яков Халфин
МАОФ