Йом Кипур – день прощения тех, кто раскаивается в своих грехах, очищения души от всего недоброго, что накопилось в ней, и приближения человека и народа к Богу.
И только в этот день первосвященник заходил в Святая Святых Храма. И об этом сказано: «И обратился Бог к Моше: «Скажи брату твоему, Аарону, пусть не входит во всякое время в святое (помещение, которое находится) за завесой (и не приближается) к крышке (с золотыми ангеламикерувами), которая на ковчеге, и не умрет, ибо в облаке Я буду раскрываться над крышкой» (Ваикра, 16:2).
Неслучайно Всевышнего называли «сидящий на ангелахкрувим» (Шмуэль I,4:4). Ведь Его присутствие становилось зримым, когда первосвященник заходил в святая святых и высыпал на совок с углями заранее приготовленный состав из пахучих трав. Как только начинал подниматься дым, первосвященнику открывались пророческие образы, и он видел перед собой Царя, восседающего на престоле, который поддерживают ангелы крувим, расположенные на крышке ковчега (Мальбим).
Во Втором Храме, где не было ковчега союза, пророческие видения открывались далеко не каждому, но раби Ишмаэль, не один раз приносивший воскурения в Святая Святых за весь народ, удостоился их. И об этом он рассказал: «Однажды в Йом Кипур зашел я в Святая Святых, чтобы принести воскурения. И увидел я: Акатриэль, ангел Бога воинств, сидит на престоле. И сказал он: «Ишмаэль, сын мой, благослови Меня». Сказал я ему: «Да будет желанно перед лицом Твоим, чтобы милость Твоя поборола гнев Твой...» И покачал Он головой (в знак согласия)» (Брахот, 7а). Ибо раби Ишмаэль угадал главное желание Всевышнего: относиться к сыновьям Израиля с милосердием, прощать их прегрешения, и ждать, когда они приблизятся к Нему.
Встреча первосвященника с Всевышним давала силы на весь год всем сыновьям Израиля. Но когда Храм был разрушен, духовный уровень народа начал стремительно падать и неоткуда был подчерпнуть силы, чтобы приостановить движение вниз. И это не удивительно.
Ведь недаром говорится, что над Йерушалаимом есть еще один Йерушалаим: над материальным городом возвышается духовный. И при совмещении городов каждый житель нижнего Йерушалаима получает дополнительную душу, каждый дом обретает святость и особый свет, приносящий с собой мудрость и любовь.
Верхний город нельзя разрушить. Но его влияние вновь проявится только тогда, когда будет восстановлен нижний Йерушалаим и возведен Храм. И об этом сказано: «Провозгласил Всевышний: «Войду Я в верхний Йерушалаим только после того, как войду в нижний» (Таанит, 5а).
Раби Акива, переживший разрушение Храма, когда ему было пятьдесят пять лет, каждый день с новой силой переживал то, что Небеса отдалились от земли, и нет того места, куда можно прийти в Йом кипур и выплеснуть свое сердце, как воду, и быть уверенным, что первосвященник еще раз убедится, что Всевышний близок к народу. И он решил попытаться прорваться в духовный мир, в верхний город, в дивный сад перед царским дворцом, где на деревьях растут плоды высшей мудрости. Но он не хотел пребывать там один и для того, чтобы принести духовный свет всему народу, взял с собой своих учеников и товарищей, мудрецов Торы и людей большой праведности. И об этом рассказывается: «Четверо вошли в пардэс (духовный сад, передвигаться в котором можно, только постигая все более сложные уровни Торы). Это были Бен Азай, Бен Зома, Элиша бен Авуя и раби Акива... Бен Азай взглянул – и умер… Его душа рванулась в духовный мир, полный великолепного света, и не захотела возвращаться в тело. Бен Зома взглянул – и лишился рассудка… Попытавшись вернуться в обычный мир, он не смог понять связи духовного и материального и перестал понимать, где находится. Элиша бен Авуя начал обламывать саженцы, отрывая их от корня. Иными словами, отказался от принципов веры и, прежде всего – от признания абсолютного единства Всевышнего. Причиной было то, что он увидел ангела, и тот сидел на престоле. «Как же так? – подумал Элиша бен Авуя. – Учил я, что ангелы не сидят. Они стоят перед Всевышним, готовые исполнить Его поручения, а собственной волей и властью они не наделены. Наверное, то чему учили меня, ошибочно: ангел может сидеть, а, следовательно, он обладает самостоятельностью», – подумал он. Элиша бен Авуя не учел того, что в тяжелые периоды, когда сыновья Израиля подвергаются преследованиям, может показаться, что Всевышний отдал управление миром в руки комуто другому, не такому милосердному как Он сам. Но человек обязан верить, что не существует другой власти, кроме власти Всевышнего. Когда Элиша бен Авуя перестал соблюдать важнейшие заповеди, его назвали Ахер – «другой человек», «не тот, что был».
Раби Акива – вошел с миром и вышел с миром: вернувшись к обычной жизни сумел сохранить в своей душе отблеск духовного света (Хагига 14б)
Ученики раби Акивы не сумели усвоить его знания, и потому способность входить в духовный мир, в духовный Йерушалаим, в духовный сад и в духовный Храм не стала уделом всех сыновей Израиля.
Если бы свет высшего Йерушалаима раскрывался хотя бы в Йом Кипур, нам было бы легче пережить годы изгнания. Но мы не добрались туда, куда смог подняться раби Акива. И можем только мечтать о свете.
Но и это не мало. Ведь не случайно первый вопрос, который задают на Небесном суде, звучит так: «Ожидал ли ты, что наступит время избавления?» И у тех, кто мечтают приблизиться ко Всевышнему, мечтают о восстановлении Храма, о том, что первосвященник войдет в святая святых и вынесет оттуда свет Божественного присутствия, заслуг во много раз больше, чем у тех, кто не хочет помнить обо этом.
Но кто же не хочет помнить?
Все хотят увидеть лицо первосвященника, выходящего из Святая Святых, и каждый Йом Кипур повторяют в молитве:
«Как прекрасен был первосвященник, когда он с миром выходил из Святая Святых!
Как шатер, простертый над обитателями небес, – таков был облик первосвященника.
Как молнии, вылетающие из ореола ангелов, несущих престол, – таков был облик первосвященника.
Как радуга в облаке – таков был облик первосвященника.
Как сама красота, которой Создатель наделил творения Свои, – таков был облик первосвященника.
Как роза, цветущая в саду очарований, – таков был облик первосвященника.
Как венец на челе царя – таков был облик первосвященника.
Как нежность, которой светится лицо жениха, – таков был облик первосвященника.
Как утренняя звезда, воссиявшая на востоке, – таков был облик первосвященника».