Обзор статей » Еврейская традиция

  • Суккот. Радость исправления

    Всевышний прощает нам грехи в Йом Кипур, но можем ли мы сами простить себе свои ошибки, преступления, отдалившие и нас, и наших близких, и весь народ от настоящего блага и ощущения счастья?

    Единственный способ обрести успокоение – это своими руками устранить испорченность, которую мы привнесли в мир. И вот тут на помощь приходит заповедь сукки.

    Она приносит с собой надежду, что наш дом, страну, мир и даже вселенную можно создать заново. Ведь когда мы исполняем повеление построить временное жилище с крышей, пропускающей прямой свет, из материалов, которые не принимают ритуальную нечистоту, мы обретаем силы привнести в нашу жизнь свет духовный. Тот первозданный свет, который пронизывает весь мир. Он несет жизнь и радость, понимание и знание, мир и красоту тем, кто способен соприкоснуться с ним, пропустить его через себя и сделать частью себя. Тот свет, который – пока мы не способны воспринять его – отдаляется от нас и остается за пределами существующего.

     

    Частное или общее

    Некоторые считают, что сукка – это их маленький мир. Однако большинство стремится исполнить заповедь проживания во временной постройке так, чтобы наполнить светом не только свой дом, но и дома своих близких и всех сыновей Израиля, и даже дома, находящиеся в самых отдаленных уголках земного шара.

    Чем больше человек погружен в себя, в свои заботы, пусть даже духовные, тем труднее глобальному свету переступить порог его дома. И всем нам следовало бы помнить, что хотя минимальные размеры сукки, установленные Торой, позволяют сидеть в ней одному человеку, на максимальные размеры – нет никаких ограничений. Строй сукку хоть на весь Израиль. Как сказано: «В суккот живите все люди Израиля…» (Ваикра, 3:42). А Талмуд поясняет: «Следовало бы всем сыновьям Израиля собраться в одной сукке» (Суккот, 27б). Т.е. дом, наполненный светом, должен быть не только частным, но и национальным. И если удастся построить такой, то в нем будут господствовать равенство и доброжелательность. А обман, эксплуатация, извращение суда и любое насилие будут невозможны. И об этом сказал пророк Йешаяу: «И сотворит Б-г над горой Цийон и над всеми ее окрестностями облако - днем и дым и сияние языка пламени - ночью, ибо над всею славою (Его на земле) будет покров. И сукка будет днем для тени от зноя и защитою и убежищем от ливня и от дождя» (4:4-6).

    Облако славы над всем Израилем… Так было, когда мы вышли из Египта. Тогда всех нас обнимало облако, пронизанное светом. Оно защищало и возвышало, лечило и указывало путь. Оно зародило в нас надежду, что мы сможем построить национальный дом, в котором дух будет господствовать над материей.

    В таком доме не будет раздаваться скрежет бульдозеров, разрушающих еврейские поселения, не будет бесчинствовать полиция, власть имущие не будут направлять армию против своего народа. А ее воины не будут позорить себя, исполняя незаконные приказы, и ночью выбрасывать из домов женщин и детей, избивать молодых людей, в сердцах которых горит любовь к земле Израиля. А те, кто совершил все эти преступления, искренне раскаются, возместят убытки пострадавшим и принесут очистительные жертвы.

    В национальном доме не будут рваться касамы, разрушая города и унося жизни людей, по утрам не будет разрывать тишину вопль муэдзина с минарета, потому что не будет ни минарета, ни муэдзина. А вместо золотого купола в центре Йерушалаима будет возвышаться Храм, из которого будет литься прекрасная мелодия и далеко за пределы города разноситься пение левитов.

    По закону, стены сукки должны быть достаточно крепкими, чтобы устоять против ветра. И это нас учит тому, что мир и покой следует защищать. И делать это должны все, потому что сукка – общее достояние. В такую сукку с радостью войдут гости: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. Они – наша доброта, мужество, чувство прекрасного, наша мудрость, молитва, интуиция и чувство достоинства, не позволяющее сносить оскорбление святого народа. А все дурные качества, а вместе с ними и любые бедствия, покинут нас.

     

    Учитель поколений

    О такой сукке мечтал рабби Акива. Но не только мечтал – пытался создать ее. Он хотел, чтобы духовный свет был определяющей силой, и потому учил: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, – это самое общее правило Торы» (Сифра, Кдошим). Он хотел, чтобы все сыновья Израиля обладали большим сердцем, способным вместить в себя переживания за судьбу каждого и радость ближнего. А, поскольку этрог символизирует сердце человека, он приходил в Суккот молиться с таким большим плодом, что его приходилось нести на плече. Ему говорили: «Акива, большое не значит красивое». А он молчал, не отвечал. Разве объяснишь всем, что этрог – это сердце, чем больше сердце – тем оно прекрасней (Сукка, 36б).

    И именно потому, что он мечтал о большом сердце, которое позволит всем сыновьям Израиля находиться в одной сукке, рабби Акива поддержал восстание Бар Кохбы и пошел с восставшими до конца, в то время как другие отступились от них.

    А для того, чтобы научить нас, что за свободу нужно бороться всегда, так как каждый день, проведенный в рабстве, загрязняет сердце и разрушает единство, рабби Акива велел нам исполнять заповедь построения сукки при любых обстоятельствах.

    Рассказывают: «Однажды рабан Гамлиэль и рабби Акива плыли на корабле. А дело было в Суккот. И встал рабби Акива и сделал сукку. Рабан Гамлиэль считал, что там, где ветры могут сдуть сукку, нет обязанности строить ее, и, следовательно, тем, кто в полупраздничные дни выходит в море, разрешается есть и спать под открытым небом. И вот ночью сдуло сукку рабби Акивы. А рабан Гамлиэль встал утром и спросил его: Акива, где же твоя сукка?» (Сукка, 23а). В этом вопросе была и доля иронии: «Ну, кто же был прав, стоило ли строить сукку в открытом море, где гуляют ветры? Ведь она продержалась всего несколько часов». Рабби Акива ничего не ответил, так как боялся быть непонятым. «Молчание – ограда мудрости», – всегда говорил он (Пиркей авот 3:13).

    Для него отказаться от сукки там, где бушуют ветры, было равносильно отказу от борьбы против превосходящих сил противника…

    Но римская империя и те, кто придут вслед за ней, – они всегда будет сильнее нас... Если мы отступим, то и все последующие поколения будут жить, ожидая, когда сложатся благоприятные обстоятельства. А они не сложатся, пока народ не поверит в силу своего духа, в его превосходство над силой оружия, как сказал пророк: «…не могуществом и не силой, – только духом Моим, – сказал Б-г воинств» (Зхарья, 4:6).

    И только раз за разом возводя сукку там, где сильные ветры могут опрокинуть ее, еврейский народ может добиться победы. Победы духа над материей, света над тьмой. 

    Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
1 комментарий