Всевышний прощает нам грехи в Йом Кипур, но можем ли мы сами простить себе свои ошибки, преступления, отдалившие и нас, и наших близких, и весь народ от настоящего блага и ощущения счастья?
Единственный способ обрести успокоение – это своими руками устранить испорченность, которую мы привнесли в мир. И вот тут на помощь приходит заповедь сукки.
Она приносит с собой надежду, что наш дом, страну, мир и даже вселенную можно создать заново. Ведь когда мы исполняем повеление построить временное жилище с крышей, пропускающей прямой свет, из материалов, которые не принимают ритуальную нечистоту, мы обретаем силы привнести в нашу жизнь свет духовный. Тот первозданный свет, который пронизывает весь мир. Он несет жизнь и радость, понимание и знание, мир и красоту тем, кто способен соприкоснуться с ним, пропустить его через себя и сделать частью себя. Тот свет, который – пока мы не способны воспринять его – отдаляется от нас и остается за пределами существующего.
Частное или общее
Некоторые считают, что сукка – это их маленький мир. Однако большинство стремится исполнить заповедь проживания во временной постройке так, чтобы наполнить светом не только свой дом, но и дома своих близких и всех сыновей Израиля, и даже дома, находящиеся в самых отдаленных уголках земного шара.
Чем больше человек погружен в себя, в свои заботы, пусть даже духовные, тем труднее глобальному свету переступить порог его дома. И всем нам следовало бы помнить, что хотя минимальные размеры сукки, установленные Торой, позволяют сидеть в ней одному человеку, на максимальные размеры – нет никаких ограничений. Строй сукку хоть на весь Израиль. Как сказано: «В суккот живите все люди Израиля…» (Ваикра, 3:42). А Талмуд поясняет: «Следовало бы всем сыновьям Израиля собраться в одной сукке» (Суккот, 27б). Т.е. дом, наполненный светом, должен быть не только частным, но и национальным. И если удастся построить такой, то в нем будут господствовать равенство и доброжелательность. А обман, эксплуатация, извращение суда и любое насилие будут невозможны. И об этом сказал пророк Йешаяу: «И сотворит Б-г над горой Цийон и над всеми ее окрестностями облако - днем и дым и сияние языка пламени - ночью, ибо над всею славою (Его на земле) будет покров. И сукка будет днем для тени от зноя и защитою и убежищем от ливня и от дождя» (4:4-6).
Облако славы над всем Израилем… Так было, когда мы вышли из Египта. Тогда всех нас обнимало облако, пронизанное светом. Оно защищало и возвышало, лечило и указывало путь. Оно зародило в нас надежду, что мы сможем построить национальный дом, в котором дух будет господствовать над материей.
В таком доме не будет раздаваться скрежет бульдозеров, разрушающих еврейские поселения, не будет бесчинствовать полиция, власть имущие не будут направлять армию против своего народа. А ее воины не будут позорить себя, исполняя незаконные приказы, и ночью выбрасывать из домов женщин и детей, избивать молодых людей, в сердцах которых горит любовь к земле Израиля. А те, кто совершил все эти преступления, искренне раскаются, возместят убытки пострадавшим и принесут очистительные жертвы.
В национальном доме не будут рваться касамы, разрушая города и унося жизни людей, по утрам не будет разрывать тишину вопль муэдзина с минарета, потому что не будет ни минарета, ни муэдзина. А вместо золотого купола в центре Йерушалаима будет возвышаться Храм, из которого будет литься прекрасная мелодия и далеко за пределы города разноситься пение левитов.
По закону, стены сукки должны быть достаточно крепкими, чтобы устоять против ветра. И это нас учит тому, что мир и покой следует защищать. И делать это должны все, потому что сукка – общее достояние. В такую сукку с радостью войдут гости: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. Они – наша доброта, мужество, чувство прекрасного, наша мудрость, молитва, интуиция и чувство достоинства, не позволяющее сносить оскорбление святого народа. А все дурные качества, а вместе с ними и любые бедствия, покинут нас.
Учитель поколений
О такой сукке мечтал рабби Акива. Но не только мечтал – пытался создать ее. Он хотел, чтобы духовный свет был определяющей силой, и потому учил: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, – это самое общее правило Торы» (Сифра, Кдошим). Он хотел, чтобы все сыновья Израиля обладали большим сердцем, способным вместить в себя переживания за судьбу каждого и радость ближнего. А, поскольку этрог символизирует сердце человека, он приходил в Суккот молиться с таким большим плодом, что его приходилось нести на плече. Ему говорили: «Акива, большое не значит красивое». А он молчал, не отвечал. Разве объяснишь всем, что этрог – это сердце, чем больше сердце – тем оно прекрасней (Сукка, 36б).
И именно потому, что он мечтал о большом сердце, которое позволит всем сыновьям Израиля находиться в одной сукке, рабби Акива поддержал восстание Бар Кохбы и пошел с восставшими до конца, в то время как другие отступились от них.
А для того, чтобы научить нас, что за свободу нужно бороться всегда, так как каждый день, проведенный в рабстве, загрязняет сердце и разрушает единство, рабби Акива велел нам исполнять заповедь построения сукки при любых обстоятельствах.
Рассказывают: «Однажды рабан Гамлиэль и рабби Акива плыли на корабле. А дело было в Суккот. И встал рабби Акива и сделал сукку. Рабан Гамлиэль считал, что там, где ветры могут сдуть сукку, нет обязанности строить ее, и, следовательно, тем, кто в полупраздничные дни выходит в море, разрешается есть и спать под открытым небом. И вот ночью сдуло сукку рабби Акивы. А рабан Гамлиэль встал утром и спросил его: Акива, где же твоя сукка?» (Сукка, 23а). В этом вопросе была и доля иронии: «Ну, кто же был прав, стоило ли строить сукку в открытом море, где гуляют ветры? Ведь она продержалась всего несколько часов». Рабби Акива ничего не ответил, так как боялся быть непонятым. «Молчание – ограда мудрости», – всегда говорил он (Пиркей авот 3:13).
Для него отказаться от сукки там, где бушуют ветры, было равносильно отказу от борьбы против превосходящих сил противника…
Но римская империя и те, кто придут вслед за ней, – они всегда будет сильнее нас... Если мы отступим, то и все последующие поколения будут жить, ожидая, когда сложатся благоприятные обстоятельства. А они не сложатся, пока народ не поверит в силу своего духа, в его превосходство над силой оружия, как сказал пророк: «…не могуществом и не силой, – только духом Моим, – сказал Б-г воинств» (Зхарья, 4:6).
И только раз за разом возводя сукку там, где сильные ветры могут опрокинуть ее, еврейский народ может добиться победы. Победы духа над материей, света над тьмой.