Без Б-га.
Это справедливо для каждого человека в отдельности и для всех людей вместе.
Но элементарная истина усваивается труднее всего. Почему-то разум сопротивляется и никак не хочет сделать простой логический вывод: у всего есть причина, значит, должна быть и первопричина существования этого всего. И если Б-г есть, то Он – благо, так как не нуждается ни в чем, кроме того, чтобы распространять благо. И поэтому любой отрыв от Него приводит к несчастьям и страданиям.
Адам хотел спрятаться от Б-га, а его потомки постоянно пытались Б-га спрятать. То они решали, что Он и солнце или звезды – это одно и то же, то говорили, что Он проявляет себя через животных, то им приходило в голову, что они сами и есть божества, то утверждали, что Его и вовсе нет. А однажды те, кому Он мешал, решили построить башню, чтобы подняться на небо и прогнать Его из мира.
Смерть, болезни, войны, природные бедствия – все это результат отрыва от источника блага. Но теперь, когда Всевышний, скрыл Себя, нужно постигнуть непостижимое. Существует ли путь, по которому можно вернуться к Б-гу, обрести благополучие и радость?
Адаму в день своего сотворения не нужно было читать философские труды, чтобы выработать правильные представления о Б-ге – они были заложены в его душе. Ему не нужно было проводить недели в посте, медитировать, повторять мантры, так как он отчетливо воспринимал повсеместное Божественное присутствие и говорил с Творцом. И когда Всевышний спросил его: «Кто Я?», он тут же ответил: «Ад-най» – «мой господин, властитель мира» (Берешит Раба). А как быть всем остальным, тем, кто родился уже после того, как человечество утратило и живое восприятие Всевышнего, и истинные знания о Нем?
Ни мистики, ни философы, не могут здесь помочь. Ведь мистики принимают плод собственного воображения за истину, а философы опираются исключительно на разум, который, как известно, ограничен. Так, Зенон утверждал, что то, что разум не может постичь, не существует, Пифагор говорил, что Б-г – это число, а Аристотель пришел к выводу, что у Бга нет желания, потому что Он совершенство и никто Ему не нужен; Он никогда не творил мир, а материя существует вечно. Спиноза утверждал, что Б-г – это природа. А, значит, опять же, с Ним не поговоришь, Кант рассказывал про трансцендентное – абсолютно непознаваемое, неощутимое нечто, что влияет на тебя, но на тебя не реагирует. Ницше строил теории о сверхчеловеке, через которого проявляется божественная сила. «Научные атеисты» доказывали, что никого не было и нет.
Никто из них не учил верить в лучшее, молиться, искать Б-га.
Авраам, родившийся в Ур Касдим, городе, где поклонялись огню и всему, чему угодно, только не единому Б-гу, сотворившему мир, находился не в лучшем положении, чем современный человек, перебравший все религии и изучивший все философские теории. Но он проявил то, что сегодня назвали бы «интеллектуальной честностью».
Мидраш рассказывает, что, скрываясь в пещере от царя Нимрода, Авраам смотрел на небо и размышлял о том, что одна из сил, присутствующих в мире, должна быть главной. Но, поняв, что для того, чтобы управлять какойлибо системой, надо находиться вне ее, он пришел к идее Б-га, отделенного от материи. Но тут же решил, что мир не может быть пустым – в нем должен быть хозяин. И тогда показался ему Хозяин (Берешит Раба, Лех леха). В этот момент Авраам поднялся на пророческий уровень. А поскольку способности души превосходят возможности разума, Авраам тут же понял, Кто говорит с ним. Тут же у него появилось желание рассказать об этом и тем самым исправить мир и привнести в него добро.
Современный человек находится в гораздо лучшем положении, чем Авраам. Все знают, что три тысячи триста лет назад Всевышний вывел народ Израиля из Египта и, обратившись к людям с горы Синай, рассказал им о Себе и научил обращаться к Нему с молитвой. Полученные знания передаются из поколения в поколение и почти в каждом месте можно найти людей, к которым можно обратиться за разъяснениями. Однако положение дел – почему-то – остается примерно таким же, как и раньше. Одни придумывают новые религии, будь то буддизм, христианство или ислам, другие стремятся просто не думать о смысле жизни, а некоторые продолжают упрямо утверждать, что Его – нет.
А истина заключается в том, что Б-г один, и Он раскрылся сыновьям Израиля, которые – единственные – были готовы Его слушать. И поэтому Его называют Б-гом Израиля. А поскольку о Б-ге можно знать только то, что Он сказал о Себе Сам, единственный путь восстановить связь с Ним – это прийти к тем, кто хранит Его слово на протяжении трех тысяч трехсот лет.