Обзор статей » Еврейская традиция

  • Педагогическая Поэма или Вера в человека

    Адам согрешил, но раскаялся в своем поступке. Но поверить в то, что последствия своего преступления можно исправить, он не мог и, как следствие, был уверен, что ни ему, ни его потомкам никогда не удастся вернуться в сад Эден.

    Адам исходил из того, что испорченность отца будет передаваться по наследству, и никакое воспитание не заставит детей отдалиться от зла. И тогда он устранился от Хавы. А когда Каин и Эвель (которые родились до греха) поссорились и старший брат убил младшего, Адам укрепился в правильности принятого им решения. И отцом человечества теперь предстояло стать Каину.

    Но способен ли убийца воспитать в своих детях стремление к добру?

    Каин понимал, что совершил что-то неугодное Всевышнему, но не осознавал всей тяжести своего преступления. Поэтому земля дрожала под его ногами, напоминая о грехе. Так же и его сын не мог найти места, где земля не содрогалась бы от его шагов. И тогда Каин начал строить город. Он закладывал в основание домов огромные камни и надеялся, что таким образом избавится от постоянного ощущения, что земля уходит из-под ног. Но все возводимые им здания рушились. Пока Всевышний не увидел, что вместо того, чтобы осознать всю тяжесть своего преступления, Каин ищет техническое решение вопроса, и не оставил его. И Каин построил город. Поскольку земля была проклята за то, что приняла кровь Эвеля, он научил сына изготовлять для обработки почвы железные орудия. Но и это не помогло. И железо стали использовать для охоты.

    Каин хотел, чтобы его сын передал своим детям и внукам знания, помогающие выживать в условиях, когда земля не дает урожая, и потому еще при рождении дал ему имя Ханох – «воспитатель».

    Потомки Каина оказались способными учениками и усовершенствовали оружие для охоты. И один из них, Лемех (четвертое поколение), отправившись за добычей, по ошибке убил Каина.

    Круг замкнулся: нежелание раскаяться и воспитать своих детей праведниками убило Каина.

    После трагедии на охоте, жены Лемеха отказались приближаться к нему и, узнав об этом, Адам, испугался, что люди совсем не захотят рожать детей и человечество исчезнет. Он изменил свое решение, вернулся к Хаве, и у него родился сын, которого назвали Шет – «основа мира».

    Это имя указывает на то, что на третьего сына Адам возложил обязанность заложить основы, обеспечивающие существование человечества: научить людей принципам истинной веры и утвердить моральный закон.

    У Шета родился Энош. И ему было велено посвятить жизнь тому, чтобы вернуть потомков Каина к вере во Всевышнего, так как без этого невозможно было ожидать исправления общества. Но Энош не поверил, что люди, погрязшие в грехах, смогут усвоить истинные знания о Боге. И он начал преподавать «упрощенный курс введения в истинную веру». Он объяснял, что сущность Всевышнего можно понять, наблюдая за звездами. Каждая из них называется одним из Его имен, и, узнав свойства всех звезд, можно составить представление о Всевышнем. Об этом в Торе сказано: «В то время начали называть (звезды) именами Всевышнего» (Берешит, 4:26). Таким образом Энош ввел потомков Каина в заблуждение, и они начали поклоняться силам природы.

    В пятом поколении после Шета родился человек, которого назвали Ханох. Его родители надеялись, что он сможет повлиять на потомков Каина, все больше и больше погрязавших в грехах. Но о Ханохе из потомков Шета говорится: «И ходил Ханох перед Всесильным – и вот нет его, ибо взял его Всесильный…» (Берешит ,5:24). И не важно, поднялся тот в духовный мир или ушел в горы и поселился в пещере подальше от людей. Существенно другое: Ханох не захотел иметь дела со своим поколением, так как не верил в то, что людей можно исправить.

    Правнуком Ханоха был Ноах. У него был шанс начать все сначала. Но он «ходил со Всесильным» – так же как Ханох. Ноах молился, размышлял о высоких материях, старался поступать правильно и не позволял той испорченности, которая распространилась вокруг, проникнуть в его душу. Он был «человеком земли», а не воспитателем и педагогом.

    И тогда «…пожалел Всесильный, что сотворил человека на земле, и опечалился в сердце Своем» (Берешит, 6:6). Маарал объясняет: «Этот стих говорит не о том, что происходило на Небесах, а о восприятии человека. Это человек решил, что Всевышний окончательно разочаровался в Своих творениях». И кто же был тот человек? Ноах! Его неверие в то, что людей можно исправить, привело к потопу. Он начал предупреждать людей о надвигающейся катастрофе только тогда, когда Всевышний повелел ему построить ковчег, и только в тех случаях, когда его спрашивали, что он делает и зачем ему такая большая лодка.

    Но еще труднее Ноаху было поверить в людей после потопа. И он принес жертвы, молясь, чтобы Всевышний Сам исправил мир, а не перекладывал эту работу на человека.

    И Всевышний решил: «Не буду больше проклинать землю ради человека (чтобы хоть кто-то одумался), ибо все устремления сердца человека с ранних лет его – ко злу» (Берешит, 8:21).

    Неужели Всевышний сказал: «Пусть делают, что хотят!»?

    Нет!

    Смысл стиха таков: «Не буду истреблять, несмотря на то, что в сердце человека зло, так как у него есть потенциал исправиться».

    Всевышний поверил в Ноаха, но сам Ноах в себя не верил. Однако он решил сделать усилие. А поскольку, чтобы начать новую жизнь, было необходимо полностью забыть все, что творили люди до потопа, он насадил виноградник – в надежде, что вино поможет ему.

    Когда Хам посмеялся над ним, Ноах окончательно утратил веру в то, что грешников можно исправить и проклял потомков Хама. Он удалился от людей, жил в уединении, как и до потопа, и дожил до построения Вавилонской башни. Увидев, что натворили его потомки, он только сказал: «Ну вот, я же говорил, что ничего не получится: если Всевышний не устроит потоп, они сами погубят себя».

    Авраам верил в Б-га и верил в людей. И он понимал, что человек никогда не смог бы воспринять даруемое ему благо, если изначально в его душе было заложено зло. Но если человек вырастает в обществе, утратившем и правильное мировоззрение, и истинные ценности, все пути закрыты перед ним. И кто-то – чтобы раскрыть хорошее начало в себе и в других – должен приложить усилия и оторваться от старых представлений о мире.

    Отец Авраама, Тэрах, прекрасно знал истину, но, как и Энош, не верил в то, что люди поймут ее. И он не был готов на подвиг. Поэтому он продавал людям идолов – упрощенные представления о том, кто управляет миром. Авраам первым разрушил заговор молчания и начал высмеивать эти изображения.

    Его вера спасла мир.

    И поэтому говорится: «Будь учеником Авраама: люби людей и приближай их к Торе» (Авот, 5:19).

    Любовь предполагает веру в то, что есть хорошее начало, и желание раскрыть его, отбросив все дурное, что мешает ему проявиться. А инструментом исправления служит Тора, она же – нить связи с Б-гом, источником блага.

    Но прежде всего, нужно помнить, что Б-г верит в тебя самого и каждое утро, как только откроешь глаза, произнести: «Благодарю Тебя, Царь вечный, за то, что вернул мне душу мою. Велика вера твоя (в человека)». 

    Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
1 комментарий
  • Viktor Kurjanov
    Viktor Kurjanov Чтобы постигать Б-га, надо совершать духовные труды. Т.е., надо обращаться в молитве к Всевышнему, памятуя прегрешения праотцов. Надо верить в Б-га! Для атеистов скажу- В Вечную идею победы добра над злом! И как говорит народная мудрость: "беззубому Б-г...  больше
    November 6, 2011