На фоне нервного обсуждения общественностью страны (да и всего мира) возможности израильской атаки на атомные объекты Ирана стоит познакомиться с нашим потенциальным противником.
Каковы его возможности? Какие он может нанести удары? Сколько целей надо поразить, чтобы снять атомную угрозу от Иерусалима, да и от всего мира? И вообще, кто он такой, Иран?
Иран – это 80-миллионное население, которое является (90%) мумсльманами шиитами. С 1979 года Исламская республика. За границей проживает около 4 миллионов иранцев, которые эмигрировали после революции 1979 года.
Израиль, вроде бы, готовится к нанесению удара по иранским атомным объектам. Многое говорит (некоторые опытные комментаторы утверждают, что слишком многое) о том, что Израиль вышел на последний этап подготовки к нанесению удара по Ирану. Так это или нет, неизвестно. Меньше всех знают о военных планах обозреватели и общественность, но есть некоторые знаковые факты, о которых стоит помнить.
Здесь и запуск баллистической ракеты, намеренно и очевидно демонстративный, проведенный в середине дня, в ясную погоду, в самом центре Израиля. Здесь и учения в Сицилии боевых эскадрилий ВВС ЦАХАЛа. Летчики охотно давали интервью всем каналам израильского ТВ (да, на полеты на дальнее расстояние, с дозапракой в воздухе, с полным боекомплектом). Здесь и некоторые высказывания большого политического и военного начальства, пусть на уровне намеков, но все-таки раньше такого сгустка событий вокруг Ирана в Израиле не было. Здесь и споры политиков вокруг этой темы, утечка информации и прочее.
Есть конечно, вариант хорошо разыгранной, достаточно примитивной пьесы для учеников 15-16 лет – 8-9 классы (переходный возраст), которая должна создать некую видимость псевдоситуации.
Но нет дыма без огня, как говорят люди из России. В мае-июне 1941 года, по словам очевидцев, только ленивые и сверхосторжные не говорили в приграничных селах и городках Белоруссии и Укарины о вот-вот начинающейся войне между Гитлером и Сталиным, ото-то, ото-то.. Все знали, верили, не хотели верить, но закупали продукты, соль, сахар, спички и так далее, и отъезжали, кто хотел, на 200-300 километров вглубь СССР, на всякий случай... Только кремлевский сокол не углядел, не рассмотрел. Он думал, что самый умный, и усатую немчуру он обведет по нашему, по-большевистски. К тому же наши танки быстры, самолеты мощны, командиры красны..
Но речь не о нем, не о них. Речь о нас и персах.
Взглянем на то, какие цели придется (если придется)рассматривать нашим летчикам в прицелы своих пикирующих машин.
Есть цели о которых всем известно, и есть цели секретные, скрытые хитроумными персами от инспекторов МАГАТЭ и от глаз "американо-сионистских" шпионов.
Известные цели подробно описаны инспекторами МАГАТЭ в отчетах этой организациию, которые не являются закрытыми от международной общественности документами.
Но есть и целая цепь секретных объектов атомного иранского проекта, на которых Хаменаи и Ахмадинежад вдохновляют своих инженеров и ученых на военное направление их деятельности, иначе говоря, на создание атомной бомбы.
Иран много лет утверждает, очень агрессивно надо сказать утверждает, что атомный проект развивается в стране исключительно с мирными намерениями и целями. Отчего-то запад, в частности Израиль не верит этим словам.
Дело в том, что гражданские атомные объекты можно при желании использовать и в военных целях. Все зависит от желания таких людей как аятолла Хаменаи - духовный лидер страны.
Главное направление проекта – создание ряда каскад центрифуг, которые занимаются обогащением урановой руды. Отметим, что урановой руды у Ирана есть много. Как своей, так и закупленной в мире. Затем руда превращается в газ (UF6), который поступает в центрифуговый каскад для того, что повысить в нем концентрацию урана.
Насколько известно, персам удалось добиться обогащения урана в необходимых количествах от 4 до 20 процентов. Опасения вызывает сейчас то, что у Ирана есть знания и технология необходимые для обогащения урана до 90 процентов, то есть для создания атомной бомбы. Вопрос заключается только в одном – когда? Вопрос этот прост и страшен.
Иранцам, по всей вилимости, удалось преодолеть трудности, связанные с компьютерными сбоями (таинственный вирус), с внезапной смертью нескольких ведущих ученых-атомщиков, и теперь они вышли на последний этап процесса обогащения урана.
Этим-то и объясняется весь сыр-бор и шум вокруг Ирана, начавшийся в последние месяцы.
Последний этап в создании атомной бомбы самый сложный и проблематичный. Создание необходимой атомной начинки для боеголовки баллистической ракеты – это трудоемкий и тончайший процесс. Высказывают опасения, что Иран из последних сил добивается сейчас как создания ядерной боеголовки, так и развития баллистической ракеты типа земля-земля, которая сможет долететь до заданной цели на огромное расстояние со своей чудовищной начинкой.
Рассмотрев все уроки израильской бомбежки атомного реактора в Багдаде в 1981 году, иранцы рассеяли по всей стране свои атомные объекты, в основном спрятав их под железобетонными укрытиями в подземельях и в штольнях, прорубленных в горах.
Каждый процесс, каждая технологическая функция дублируются на другом предприятии.
Сердце всего атомного проекта – обогатительное предприятие в Натензе. 9000 каскадов работают здесь, в каждом из каскадов действуют 164 центрифуги.
Все это укрыто под землей, накрыто слоями железобетонных перекрытий. Батареи современных ракетных установок «земля-воздух», дежурящие вокруг завода, очень усложнят возможную атаку ВВС.
Предприятие по обогащению урана вблизи святого шиитского города Кум (население 1 миллион человек) было обнаружено только в 2009 году. Расположено оно в вырубленной в горе штольне. Здесь 3000 центрифуг обогащают уран до 20 процентов концентрации.
В Исфахане (1,5 миллиона человек) действует важнейшее предприятие, которое перегоняет урановую руду в газ UF6. И уже оттуда газ поступает на заводы в Натензе и Коме, для дальнейшей обработки. В Исфахане находится и крупнейшее хранилище урана, находящегося в распоряжении Ирана.
Атомный реактор в Бушире, построенный российскими специалистами «Росатома» вступил в строй. После ряда неполадок в последние месяцы атомный реактор подключен к иранской электорсети и производит до 40% своей проектной мощности 1000 мега-ватт.
В июне 2003 года Израиль озабоченный ядерной программой Ирана, подписывает контракт на 319 миллионов долларов о покупке 5 тысяч управляемых бомб производства США, из них 500 — GBU-28 (2270-кг бомба с лазерным наведением, предназначенная для уничтожения объектов, расположенных глубоко под землей).
В 2004 года начались поставки Израилю 102 истребителей-бомбардировщиков F-16I, оборудованных специальными дополнительными топливными баками, которые позволяют самолётам долететь до Ирана и вернуться обратно.
17 августа 2010 года в 10:10 по местному времени (09:40 мск) истребитель F-4 ВВС Ирана был сбит в двадцатикилометровой зоне Бушерской АЭС ракетным комплексом TOP-M1 российского производства. F-4 выполнял тренировочный полёт и упал в пустынной местности. Оба пилота катапультировались и были доставлены в госпиталь. Система ПВО была приведена в боевую готовность в связи с планируемым на субботу 21 августа физическим пуском первого энергоблока. Первоначально причиной катастрофы была названа техническая неисправность самолёта.
АЭС в Бушире совершено гражданский проект, строго конролируемый российской стороной. Есть только одно но. Осведомленные организации и ученые на западе тревожатся, что работа реактора в Бушире предоставляет Ирану столь необходимый опыт в области разработок ядерной энергии. Трудно себе представить размеры катастрофы в том случае, если Тегеран решит разорвать условия контракта с "Росатомом" – тогда реактор можно разрабатывать на предмет получения плутония. В Москве уверены, что это не произойдет никогда.
Как получают обогащенный уран?
Уран, в принципе, непригоден для использования на атомных электростанциях, так как содержит всего 0,7% расщепляющегося U-235, а остальные 99,3% составляет несколько более тяжелый не-расщепляемый U-238.
Действующие в Германии атомные электростанции работают на топливе, содержащем около 3% U-235, поэтому уран должен быть обогащен до этой концентрации. Поскольку изотопы урана не различаются по химическим свойствам, то для обогащения приходится использовать разницу в массе. Сначала уран с помощью фтора превращают в газообразный гексафторид урана (UF6) -соединение урана с фтором. Для разделения изотопов существует несколько способов.
При разделении в фильерах газообразный UF6 пропускают с высокой скоростью через узкие фильеры дугообразной формы, центробежные силы прижимают более тяжелые молекулы с U-238 к наружной стенке дуги, что позволяет частично разделить изотопы. Конечно, полное разделение в одну стадию провести невозможно, поэтому газ пропускают через ряд расположенных последовательно разделительных ячеек до достижения необходимой концентрации U-235.
Каскадная эффузия. В соответствии с этой технологией газообразный гексаф-торид урана продавливают через мембраны, причем газ с легким изотопом быстрее проходит через поры, чем тяжелый U-238. Для более полного разделения изотопов устанавливают каскад мембран.
Разделение в газовой центрифуге. Газ вводят в высокоскоростную центрифугу, при вращении которой легкие изотопы концентрируются у оси центрифуги, а тяжелые отбрасываются центробежными силами к ее стенкам и таким образом разделяются. Здесь также необходимо многократное повторение процедуры на последовательно соединенных установ
Сеголня иранские специалисты атомной энергии проходят практику на небольшом реакторе, который был поставлен Тегерану в 1967 году для исследовательских целей Соединенными Штатами. В 1979 году после исламской революции работа реактора была заморожена. В последнее время этот реактор опять вступил в действие при поддержке Аргентины. Расположен этот реактор вблизи жилых кварталов в Тегеране.
По словам иранской стороны, на этом реакторе производят лекарства от неизлечимых болезней, например, различных раковых заболеваний.
Строящийся в городе Анарак, неподалеку от Исфахана, атомный реактор должен вступить в строй в 2013 году. Согласно планам персов этот реактор должен производить 40 мегаватт электроэнергии и 9 килограмм плутония в год. Этого количества плутония достаточно для производства двух атомных бомб в год.
Возле портового города Бендер-Абас ведутся разработки по добыче урана на берегу Персидского залива. 21 тонна урановой руды в год. Здесь также строится атомный реактор.
В месторождении вблизи города Аркадан добывается около 50 тонн урановой руды.
Согласно отчету МАГАТЭ с 2007 года иранцы сумели произвести 4,5 тонны обогащенного урана низкого числа. Тем не менее, волевое решение «духовного руководства» может повысить число обогащения до необходимого уровня. Тогда до производства атомной бомбы останется от года до двух, максимум.
8 ноября МАГАТЭ представит новый отчет по поводу Ирана. Предполагают, что это будет суровый и бескомпромисный фактический отчет об истинных намерениях Тегерана. Это повлечет за собой новые санкции против этой страны, которые так или иначе могут повлиять на ее будущее. И не только.
Согласно специалистам речь идет о 205 целях, которые должны послужить объектами для возможной атаки. Задача очень сложная, но осуществимая. И, по всей вероятности, необходимая, если судить об упрямстве и неукротимой последовательности персов в достижении цели и выращивании фантома ненависти к еврейской стране.
И не только к ней.
ZMAN.com