Обзор статей » Еврейская традиция

  • Как пройти в этот сад?

    Когда люди ощущают близость Всевышнего, они возвышаются духовно, и в их сердцах пробуждается радость. Это дает благословение: урожай превосходит все ожидания, стада умножаются, караваны купцов и торговые корабли всегда возвращаются. Дети рождаются здоровыми и уже в ранние годы отличаются силой и рассудительностью. Такое постоянное чудо, рожденное слиянием способностей человека и силы духовных миров, потенциала природы и Б-жественного благословения называют соединением неба и земли.

    Но как достичь такого состояния? Как превратить его из красивой сказки в реальность? У каждого из наших праотцев был свой путь…

     

    Путь Авраама

    Авраам, чтобы привнести в мир благословение, распространял среди людей знания о Всевышнем, чтобы они молились и приносили жертвы только Ему. Но добиться того, чтобы народы, среди которых он жил, отказались от идолопоклонства, он не смог.

     

    Запах сада

    Ицхаку, когда он лежал на жертвеннике, открылся духовный мир. Его душа вошла в сад, благословенный Б-гом, и он почувствовал запах деревьев, которые растут там. Он мог бы спокойно прожить оставшуюся жизнь, если бы не чувство долга, призывавшее его завершить дело отца: совместить духовный и материальный мир не только для себя, но и для всех людей.

    Но как?

    Ицхак, видя, что попытки отца не привели к успеху, решил поступить иначе. Он не стал ничего объяснять окружающим, а работал в поле, вспахивая надел, который приобрел Авраам вместе с пещерой Махпела.

    Это было особое место. Его выбрал Адам, постоянно стремившийся вернуться в первозданный сад. И если он решил поселиться и быть похороненным в этой пещере, значит, находясь в ней, он чувствовал, что приближается к саду Эдэн.

    Ицхак, вспахивая поле, чувствовал запах деревьев сада, насаженного Всевышним. Но чем яснее он воспринимал духовный мир, тем его надежда передать свои ощущения другим людям становилась слабее. Ибо человечество не было готово отказаться от идолопоклонства. Поняв, что не сможет справиться с задачей исправления мира, Ицхак решил переложить ее на плечи своих детей, близнецов Эсава и Яакова.

     

    Кто справится с трудной задачей? 

    Эсав умел владеть оружием, часто выходил в поле на охоту и не боялся оставаться один, так как был способен защитить себя. Он ловил дичь сетями и приносил ее отцу. И Ицхаку нравилось это. Он видел в Эсаве человека, который, получив благословение Авраама «благословятся тобой все семейства земли», сможет стать властным правителем, истребить идолопоклонство и, тем самым исправить мир. А если он не обладает способностями пророка, позволяющими проникать в духовный мир и привносить в материальный благословение, то ему поможет его брат Яаков, который все время посвящает тому, чтобы найти путь, ведущий в сад Эдэн. Но сам Яаков, считал Ицхак, если и захочет влиять на людей, то будет действовать убеждением, а это, как показал пример Авраама, не помогает.

    Ривка знала о планах Ицхака. И была уверена, что ее муж ошибается и, передав Эсаву благословения, а вместе с ними и власть над миром, он не исправит людей. Ибо только человек с развитой душой, обладающий пророческим даром, выдвигающий на первый план духовные проблемы, сможет преобразовать мир и сделать его достойным благословения Авраама.

     

    Сила благословения 

    Каждый из братьев шел своим путем… А отец ждал момента, когда сможет сложить с себя обязанность исправления мира.

    Тогда Всевышний решил показать Ицхаку, что благословение представляет собой силу, которой боятся даже правители народов, и его нельзя передавать человеку, не обладающему ни пророческим даром, ни возвышенной душой.

    Наступили голодные годы, и Ицхак решил, по примеру отца, уйти на некоторое время в Египет. Но когда он остановился в Граре, Всевышний велел ему не покидать святую землю.

    Живя в Граре, Ицхак обнаружил, что местное население засыпало колодцы Авраама. И он восстановил их. А потом и сам начал копать колодцы в пустынной местности, и какое бы место он ни указал своим слугам – те находили воду. Но люди, вместо того чтобы пользоваться колодцами, засыпали их. Они не хотели пить из источников, которые указывали на то, что служение Всевышнему дает благословение. Даже Ицхак несколько раз получил стократный урожай, приобрел скот и стал богатым человеком, никто не спросил его, что следует делать, чтобы удостоиться благословения. А Авимелех, начав опасаться, что люди попросят Ицхака наладить их жизнь, изгнал его из Грара. И Ицхак поселился в Беэр Шеве.

     

    Отчего потускнели глаза?

    «И было Эсаву сорок лет, и взял жену, Йеудит бат Беэри, из народа хити, и Басмат, дочь Эйлона, из народа хити. И были они огорчением для Ицхака и Ривки» (Берешит, 26:34-35). И все же Ицхак решил передать благословения Авраама Эсаву.

    Но почему?

    Ведь жены Эсава приносили жертвы идолам и, как говорят мудрецы Талмуда, дым от их воскурений выел глаза Ицхаку, и он стал плохо видеть.

    Дело в том, что в Граре Ицхак, вместо того, чтобы понять, что благословение опасно передавать человеку, собирающемуся решать все вопросы силой, потерял последнюю надежду на то, что люди когда-нибудь сами свернут с дурного пути. «Благословение никому не нужно, – решил он. Люди не готовы отказаться от идолов и своих варварских обычаев даже ради благополучия и процветания. Их божества для них дороже, чем свет Всевышнего. Так пусть Эсав справляется с ними. Ведь у него есть по крайней мере одно преимущество: он был близок к своему деду Аврааму. И если Всевышний поможет ему, он сможет приблизить человечество к цели. А Яаков… Что он будет делать, если дать ему власть над миром? Убеждать, увещевать…»

    Ицхак не случайно, перед тем как дать благословения, попросил Эсава выйти на охоту и поймать для него дичь. Он хотел, чтобы именно те качества, которые помогают сыну в пустынной местности: смелость, уверенность в себе, умение противостоять разбойникам – удостоились благословения.

     

    Запах одежд

    Но Всевышний нарушил планы Ицхака, велев Ривке послать Яакова, чтобы тот получил благословения вместо своего брата. И Яаков, который не был уверен в том, что он хочет тащить на своих плечах весь мир, подчинился матери и пошел к отцу. И когда он подошел к Ицхаку, тот почувствовал запах сада Эдэн, как сказано: «И почувствовал он запах его одежд, и благословил его, и сказал: «Смотри-ка, запах сына моего – как запах поля, которое благословил Б-г» (Берешит, 7:27). Ицхак понял, что перед ним человек, который соединяет два мира: душа его пребывает в саду Эдэн, а тело – на земле. Более того, он способен распространять благословение, так как запах исходит не только от него, но и от его одежд: духовный мир начинает находить свое выражение в материальном. И Ицхак отдал благословения Яакову, а когда тот был вынужден оставить дом, подтвердил их: «Б-г Всемогущий благословит тебя… И даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему, чтобы ты унаследовал землю, на которой живешь, которую дал Всесильный Аврааму» (Берешит, 28:3,4).

     

    Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев