Не так давно корреспондент еврейского американского издания Tablet Magazine взял интервью у Эдварда Люттвака.
Он мог бы возглавить госдепартамент, если бы Америка потерпела второго Киссинджера, и если бы не эта возмутительная еврейская склонность считать себя самым умным в любом собрании. Да что там Киссинджер! Человека, по которому в Израиле некоторые так «скучают», он считает лжецом и лицемером.
Эдвард Люттвак - редкая птица, полету которой могут позавидовать и в академических кругах и в разведывательном сообществе.
Ведущий сотрудник вашингтонского Института стратегических и международных исследований, за 40 лет этот человек внес вклад, оригинальный и подчас провокативный, в самые разные отрасли знания: в военную стратегию, римскую и византийскую историю, экономику.
Кроме того, у него есть экологическое ранчо в Боливии, и он может говорить о политике и цитировать поэтов на восьми языках: английском, итальянском, французском, испанском, китайском, корейском, румынском и иврите.
На иврите, потому что женат на израильтянке Далии, а семья его брата живет в Хайфе. Он преподавал в Еврейском университете в Иерусалиме и был советником Израильского Совета безопасности. Выпустил книгу о ЦАХАЛе (The Israeli Army, 1948-1973).
По-румынски, потому что родился в 1942 году в еврейской семье в румыно-венгерском городе Арад.
По-итальянски, потому что с 11 лет рос и учился в Италии, а по-китайски научился говорить, работая советником в Китае.
Вершиной карьеры, безусловно, был пост советника по стратегическим вопросам в Белом доме. Он был советником в госдепартаменте и Пентагоне, а также советником японского министра финансов.
К этому удивительному коктейлю следует добавить острые специи в виде службы в разведке, где Люттвак занимался оперативной работой, готовил и контролировал проведение «миссий» и даже допрашивал арестованных (используя, как он говорит, исключительно психологическое давление). Переведенную на 14 языков и много раз переизданную книгу «Практическое пособие по государственным переворотам» Эдвард написал в возрасте 26 лет.
Еще один неотъемлемый ингредиент деятельности этого человека – страсть к истории. Острый взгляд Эдварда Люттвака на сегодняшнюю реальность питается знанием прошлого, и наоборот, опыт в современных политических стратегиях позволяет ему взглянуть с неожиданной стороны на древние цивилизации. «Смотрите, они существовали тысячелетия во враждебном окружении, умело сочетая военную мощь с искусством дипломатии», говорит историк-разведчик. Книга «Великая стратегия Римской империи с 1 по 3 век» отвечала на вопрос «Как римлянам удавалось защищать границы?» Если эта книга была встречена профессиональными историками античности скептически, то увесистый том «Стратегии Византийской империи» получил исключительно положительные рецензии.
Предлагаем вашему вниманию отрывки из интервью в Tablet Magazine.
Есть два взгляда на «Арабскую весну». Преобладает следующий: «Это чудесная волна народных революций, распространяющих демократические идеи с помощью Фейсбука и Твиттера». Второй: «Ветхие государственные структуры, которые поддерживал репрессивный аппарат, рушатся, уступая место племенным распрям».
При диктатурах создается противоестественная среда, как это бывает с крестьянами, которых отрывают от полей, посылают в армию, одевают их в военную форму, строят и муштруют. Диктатура пытается превратить всё население в вымуштрованные полки. Это пытались сделать Бен Али и Мубарак.
Но когда полки распались и народ снял военную форму, он вернулся к своему естественному состоянию. Вместо униформы они надевают ту одежду, которую хотят, и демонстрируют наклонности, которые были у них изначально.
В Египте очень немногие люди испытали влияние Запада, и в этой стране нет места другой цивилизации, кроме исламской. Количество экстремистов, которое нужно, чтобы сделать жизнь вестернизированного египтянина невыносимой, очень невелико. Чтобы закрыть все бары в Египте, достаточно, вероятно, 15 процентов населения.
Вы думаете, что было ошибкой отступиться от Мубарака, или было уже всё равно?
Думаю, всё равно. Режим был сенильным. В буквальном смысле слова.
Какую роль в растущей нестабильности в арабском мире сыграло, на ваш взгляд, желание США при президенте Буше «продвигать демократию», включая интервенцию в Ираке? Или коллапс произошел из-за сенильности режимов?
Мне хотелось бы сделать вид, что это простой вопрос. Но это не так. Простой ответ в том, что администрация Буша в течение короткого периода, около 2 лет, самозабвенно увлекалась продвижением демократии. Они схватили отбойный молоток, принялись долбить стену и, вероятно, причинили структурный ущерб. Иракская война, закончившаяся поражением, унижением и казнью диктатора была мощным ударом отбойного молотка. С другой стороны, когда положение усложняется, когда диктатура становится наследственной, как было в Сирии, и могло произойти в Египте, перед вами дряхлеющий режим, суть которого сводится к фразе «диктатор постарел». Так что оба ответа верны.
За последние 10 лет американо-израильским отношениям давались самые разные объяснения. От того, что израильская армия самая лучшая и молниеносно мобилизуемая военная сила в регионе, до мысли, что маленькая клика богатых и влиятельных евреев распоряжается внешней политикой США.
Вы имеете в виду Z.O.G.? «Сионистское оккупационное правительство? (The Zionist Occupied Government)
Лично я, на эмоциональном уровне предпочитаю это объяснение всем остальным. Мне нравится мысль, что у сионистов есть достаточно сил, чтобы оккупировать Америку и через Америку весь мир. Мне нравится чувствовать себя членом тайной и могущественной группы. Пойдите в Google и наберите имя Люттвак вместе с именами Перл и Волфовиц, и вы увидите, что эти трое и еще несколько личностей правят Америкой и миром. И мне это нравится.
В Пакистане миллионы людей идут в школу, где им объясняют, что Эдвард Люттвак правит вселенной. Поэтому на эмоциональном уровне всё, что происходит в мире, можно объяснить ссылкой на Сионистское оккупационное правительство, в котором заседаю и я.
Если серьезно, то чисто аналитический подход к американо-израильским отношениям покажет, что после 1945 года карьера Соединенных Штатов как мировой имперской державы заставила американцев основательно ввязаться в мировые дела. Многие американские семьи потеряли своих сыновей за океаном. Среди них есть группа христиан, которые читают Библию и верят, что эта книга выражает Божий промысел. Для них Израиль – это доказательство истинности Библии. Поэтому естественно США должны скорее поддерживать Израиль, нежели выступать против еврейского государства. Но в 1948 году всё было по-другому. Тогда США делали всё возможное, чтобы помешать созданию Израиля, систематически препятствуя переброске оружия евреям в Палестину.
Поэтому хотя мы в Сионистском оккупационном правительстве и не управляем всем на свете и не имеем такого безграничного влияния, в Америке есть огромная масса людей, обеспокоенных происходящим за границами США, и, по счастливой случайности, верящих в Библию. И их около 50 миллионов - людей, для которых единственно важной частью внешней политики США является поддержка Израиля.
Многих американских евреев очень раздражает эта поддержка Израиля. Они говорят, что христиане хотят обратить евреев в свою веру. Почему евреи так глупы в политике?
Потому что у них 2000 лет не было своего государства. У них не было ни власти, ни ответственности. Пройдет еще не одно столетие, пока у евреев появится политический разум на уровне инстинкта, который есть у любого англичанина. Евреи ничего не смыслят в политике и путают друзей с врагами. А это высшее доказательство политической тупости.
Есть ли у нынешней американской администрации продуманная политика или стратегия на Ближнем Востоке?
Обама не отличается от своих предшественников, которые входили в Белый дом с готовыми решениями арабо-израильского конфликта. Первым был Джимми Картер, чей план был отредактирован Збигневом Бжезински. Идея была ужасной: поставить египтян и израильтян под американо-советскую опеку (Женевская конференция 1973 года – ред.), что привело в конце концов к иерусалимскому вояжу Анвара Садата. Садат решил создать собственную реальность. Это был самый забавный момент в истории. Тогда Совет национальной безопасности США, и я думаю, сам Бжезински, выступил с негативными заявлениями по поводу поездки Садата в Иерусалим, так как это ломало всю их невероятную схему.
Обама в той же традиции. Он также пришел с ужасной политической схемой, согласно которой прежде всего надо было заставить израильтян прекратить строительство в поселениях, и потом начать переговоры. Ясно, что это не имело никакого смысла. Значение имеет только проведение границ. На Синае – без всякого американского давления - израильтяне эвакуировали все поселения за две минуты после того, как было подписано соглашение с египтянами.
Сейчас в администрации нет антиизраильских сил, как это было раньше, при мощном влиянии арабистов в госдепартаменте. Администрация Обамы читает New York Times, они не знают арабского, поэтому они систематически оперируют ложными категориями. В отношении поселений фундаментальная ошибка заключается в следующем: когда проводят границу – проводят границу, и поселения здесь не при чем. Представление, что караваны на вершине холмов что-то меняют, абсолютно ложное.
Ждет ли нас, по-вашему, очередной круг насилия между израильтянами и палестинцами?
Я так не думаю. Война ведет к миру, а мир ведет к войне. По этой логике сейчас должна быть война. И иранцы, конечно, мечтают ее оплатить. Но когда начинается интифада, палестинская власть падает, и ее захватывают гангстеры. Поэтому когда насилие достигает высокого уровня, они начинают говорит о мире, а в момент, когда переговоры приближаются к реальному соглашению, они начинают интифаду.
Может ли Израиль позволить себе платить высокую цену за политический тупик, который вы сейчас описали, в виде войн, террора и социальных недугов?
Я не думаю, что это и есть цена.
Потому что стратегическая глубина, которую дает контроль над территориями, важнее?
Послушайте. Моя жена великолепно готовит. Но у нас есть домработница, которая готовит еще лучше. Это очень забавно, но я думаю, что блюда моей домработницы лучше, чем в любом вашингтонском ресторане. Она простая необразованная женщина из Чили, но у нее божественный дар. На кухне она достигает потрясающих эффектов, делая удивительные комбинации ингредиентов. Успех Израиля как государства стал возможен благодаря разного рода арабским угрозам. Арабский террор и угрозы – это часть израильского супа. Есть высокие уровни насилия, которые наносят вред, и есть также слишком низкие уровни насилия, которые наносят вред. Есть оптимальный уровень арабской угрозы. Я бы сказал, что девять дней войны 1973 года представляли собой слишком высокий уровень кровопролития. Несмотря на то, что израильтяне победили, эта война была разрушительной для ткани государства. Но по большей части столкновение с арабами позитивно.
Вы хотите сказать, что это усиливает сплоченность общества?
Ленин учил, что сила есть массы помноженные на сплоченность. Арабское наступление дает евреям сплоченность, которая и есть их сила. У евреев было очень мало массы и высокий уровень сплоченности. Если бы палестинцы это поняли, они бы забрасывали израильтян цветами, а не ракетами.
Шимон Перес сказал: «Иран загнивающее государство, и мысль, что Иран представляет собой долговременную опасность, просто смешна. Было бы ужасно, если бы эта страна обзавелась ядерным оружием, но она не является долгосрочной стратегической угрозой».
Чтобы оценить Иран, надо посмотреть на него глазами «Хизбаллы». Эта организация полностью зависит от Ирана. Без него «Хизбалла» просто банда из нескольких тысяч хорошо тренированных мужчин. Что она видит? Иран консолидируется? Режим функционирует всё лучше и лучше, и его всё больше поддерживают? Нет. В большей или в меньшей степени режим зависит от репрессивной политики? В большей. Так что на месте «Хизбаллы» вы бы поняли, что ваши дни сочтены, так как режим катится по спирали вниз.
Есть надежная мера социального контроля в Иране - цена на шотландский виски в Тегеране, потому что он а) запрещен, б) его доставляют контрабандой из Дубаи, и чтобы завезти его оттуда в Иран есть только один способ – сотрудничество с Корпусом стражей исламской революции. В последние годы цена виски падала, и вы можете пойти на вечеринку в северном Тегеране и выпить его сколько угодно виски. Он чуть-чуть дороже, чем в Вашингтоне.
Но с другой стороны, иранский режим делает работу, за которую я ему безмерно благодарен: они производят единственное в мире пост-исламское общество. Положение вещей при нынешнем режиме отталкивает иранцев. Аятоллы своими руками превращают иранцев-мусульман в иранцев пост-мусульман.
Что Вы думаете о дипломатическом альянсе администрации Обамы с Турцией? Такое впечатление, что они выращивают альтернативного Ирану гегемона в ближневосточном регионе, несмотря на исламизм Эрдогана.
Хилари Клинтон и ее команда не дураки. Поэтому они должны знать, что турецкий министр иностранных дел дурак. Я лично с ним знаком. Этот человек – идиот. Но Клинтон и ее люди не идиоты. Соединенные Штаты ничего не выиграют, если во всеуслышание признают, что Эрдоган идет туда, куда он действительно идет. Намного лучше продолжать делать вид, что Турция член НАТО.
На Израиль можно смотреть по-разному. С одной стороны, это либеральное государство со второй после Силиконовой долины экономикой высоких технологий в окружении отсталых арабских стран. Трудно представить себе агрессию сирийской армии… Египетская армия ни на что не способна, несмотря на 10-миллиардную американскую помощь. Иран распадается на кусочки. Ливан – сплошной бардак, Иордания – шутка с преимущественно палестинским населением. С другой стороны, Израиль обреченное на постоянные войны малюсенькое государство посреди враждебного хаоса.
Всё это верно, но вы забыли третий элемент. Самый уязвимый круг израильской безопасности находится в границах 67 года. В Израиле 1,5 миллиона арабов, мусульман и христиан. Нынешняя ситуация помогает укрепить их благонадежность по отношению к еврейскому государству. Если вы спросите их: «Вы верны Израилю?» Они ответят: «О, нет, мы их ненавидим!». Участвуют ли израильские арабы в терроре? Я вам отвечу так: из полутора миллионов арабов тех, кто был причастен к терактам, так мало, что их можно разместить на ночлег в моем доме. В крайнем случае, им хватило бы одного мотеля.
Меня занимает одна загадка. Может быть, Вы поможете мне ее разгадать. Как-то Буш-младший сказал о Путине: «Я посмотрел ему в глаза и увидел человека, которому можно доверять». Мой тезис таков: если вы - Владимир Путин и взошли на вершину этого жестокого общества, пройдя через КГБ, вы должны быть стратегическим гением с выдающимися качествами выживания, потому что наказанием за неудачу может быть смерть.
Подобный дарвиновский отбор есть во многих странах. Что значит быть главой службы безопасности в Египте? Это значит, что вы должны предавать своих друзей, причем в самый необходимый момент; что вы должны выжить в схватке с хищниками, которые если и не убьют вас, то поставят крест на вашей карьере. Когда вы станете «Путиным» или «Омаром Сулейманом», вам уже не надо будет доказывать свою способность предвидеть и анализировать.
С другой стороны, что нужно, чтобы стать американским сенатором? Ходить на рауты, производить впечатление на богачей, которые ничего не смыслят в политике, и улыбаться перед камерой коммерческих каналов. Поэтому американские руководители выглядят «лопухами» и Америка постоянно проигрывает за столом мирового покера.
Докажите, что это не так.
Анализ правильный, но выводы неверные. Представьте себе, что такое работать на Путина, человека, для которого лукавство - естественный подход к решению любой проблемы. Взять, например, его любовную историю со спортсменкой. Гимнасткой. Он инициировал кампанию, в которой предстал этаким мачо, в виде стрелка из винтовки и чемпиона по дзюдо. После этого он запустил в СМИ историю о своей любовнице, и не просто любовнице, а спортсменке. Ясно, что такой человек намного коварнее, хитрее и лучше, чем американец, справляется с конфликтом. Но если такая личность возглавляет департамент, то вся организация будет парализована, а его работники станут играть роль рабов и слуг. Поэтому все задачи решаются только одним хитроумным главой департамента. Все остальные таланты уничтожены, знания работников пропали.
Перед вами выбор: нехитрый руководитель и коллективное знание и мудрость всего департамента, или пронырливый руководитель и нулевой коллектив. И именно так работает сегодня российское правительство. Путин и Медведев почти не контролируют российскую бюрократию. Когда вам приходится иметь с ними дело, а сегодня утром это произошло со мной, вы видите, насколько они несговорчивы, уклончивы и лживы, потому что, прежде всего, они боятся получить нагоняй от начальства, потерять работу и доходы. Они лгут вам так же, как они лгут своему боссу. Они не работают, а занимаются своими играми. Такова альтернатива. У вас может быть хитрый Путин и глупое правительство. Или умное правительство и глуповатый президент.
Бонус для продвинутых читателей:
Материал подготовил Олег Кременчугский
ZMAN.com