Тора (в узком смысле как текст Пятикнижия и в широком смысле как набор текстов, включающий Танах, Талмуд, мидраши и различные комментарии) — является сложной структурой, которая обладает множеством возможностей влияния на человека.
При этом — в ней есть простой повествовательный «слой» и есть множество других «слоев».
Есть классическая система четырехуровневого описания ПаРДеС — пшат, ремез, драш и сод.
Но — с развитием современных взглядов на системы знаний — могут появляться новые способы «извлечения смыслов» из Торы.
= - = - =
В некотором смысле можно назвать процесс порождения новых способов - «оживлением» Торы. Эти новые способы не отвергают старые, но увеличивают «смысло-порождающие» «мощности» нашего святого текста.
= - = - =
Есть еще более важный фактор. Так как Тора — связана с внутренним миром человека, то новые «слои смыслов» могут приводить к еще большему «оживлению» человека, взаимодействующего с «новыми слоями смыслов» Торы.
= - = - =
При этом влияние «новых смыслов» может происходить как на тех, кто уже освоил классические «смыслы» (то есть на религиозных евреев — носителей традиции), так и на людей, находящихся вне классической системы — как на светских евреев, так и на неевреев.
= - = - =
Интересно, что нееврейский мир разделился на две группы.
Благодаря христианству, значительная часть человечества приобрела «пиетет» к тексту Торы, ставшему частью Библии.
С другой стороны, период атеистического подхода к жизни (связанный также с иллюзией того, что наука должна вытеснить религию) — привел к тому, что другая часть человечества дистанцируется от традиционных источников.
= - = - =
Это разделение неевреев на тех, кто почитает и тех, кто отвергает — подобно более глубинному разделению евреев — на тех, кто живет внутри системы построенной на Торе и тех, кто от нее дистанцируется.
= - = - =
Появление новых смыслов — сможет заинтересовать все четыре категории людей, так как конечный результат этих смыслов — должен оказаться в виде позитивного влияния на самого человека.
= - = - =
Системы порождения смыслов обладают достаточно непростой и часто парадоксальной историей.
В этом материале мы совершим первичный анализ одного важнейшего понятия и постараемся приблизить это понятие — в его наиболее конструктивном аспекте — к процессу «смыслопорождения» в Торе.
Этим понятием является — МИФ.
МИФ И КОМПРОМАТ
Термин МИФ — обладает множеством аспектов, часть из которых имеет весьма неоднозначную репутацию.
Постараемся (в первом чтении) упорядочить историю осмысления термина.
В самом примитивном понимании слово МИФ ассоциируется с понятием сказка — в смысле:
а) чего-то вымышленного — то есть ДАЛЕКОГО от реальности;
б) несерьезного — рассчитанного на детей (как сказка) — то есть «недостойного» для серьезного взрослого человека.
Еще более «неприятным» моментом — является идея о том, что миф — это способ умышленного искажения реальности, то есть уход от «правды жизни» ради каких-то корыстных целей авторов (инициаторов).
Самым травмирующим периодом в истории «мифологии» был ХХ век — где на мифологиях строились самые одиозные диктатуры (Гитлеризм и Сталинизм).
Мифы становились инструментом пропагандистских систем, которые управляли гигантскими массами. Усугубляющим фактором в мифовлиянии в ХХ веке стало использование средств массовой информации (масс-медиа), которые являлись гигантским усилителем влияния мифа.
Весь этот букет компромата — жестко связал в массовом сознании понятие мифа — с чем-то скорее опасным чем благотворным.
РЕАБИЛИТАЦИЯ МИФА
Постараемся произвести реабилитацию важного механизма.
Существует такой известный феномен, что сильнодействующие механизмы — вместе с новыми возможностями несут и серьезные опасности.
Мы должны понимать, что если нам преподносят какую-то вещь со списком ее опасных сторон, это не является доказательством однозначной вредности системы.
Возможно, это говорит о том, что перед нами важная и мощная система — и мощность опасных аспектов только подтверждает возможность извлечь конструктивные смыслы.
Подчеркнем, что наличие «компромата» не является автоматическим выводом о ценности системы. Но важно понять, что «компромат» не должен заслонять поиск ценности ресурса.
= - = - =
Итак, концепция мифа — является одной из самых мощных идей в человеческом обществе — и наша задача - «вырвавшись» из «плена» компромата — выйти на «простор» - конструктивных аспектов мифа.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ С МИФАМИ
В ХХ веке жило два великих мыслителя, которые придали мифу — важные конструктивные свойства. Это русский философ А.Ф.Лосев и французский философ Ролан Барт.
В своей монографии «Диалектика мифа» А.Ф. Лосев даёт следующее определение:
«Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Таким образом, миф, по Лосеву - особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. С другой стороны, миф содержит ростки развившихся в будущем форм.
В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано».
= - = - =
Интересно, что со времен античности развитие науки о мифах шло в двух направлениях:
с одной стороны, мифу придавали все более глубинное конструктивное значение
с другой стороны, миф «разоружали» от его деструктивных влияний (например, с помощью иронии).
В римском мире — имя Вергилия связывают с первым направлением, Овидия — со вторым.
= - = - =
Более подробно историю развития подходов к мифам можно прочесть в Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84
= - = - =
Итак, если мы сможем уйти от чисто негативного восприятия мифов и освоить его позитивное влияние, мы сможем на основе этого — выстроить серьезные техники, имеющие большое влияние на человека.
МИФ И ПСИХОЛОГИЯ
В области психологии — и особенно в области влияния на подсознание — миф становится одним из важных элементов...
= - = - =
В частности появляются понятия — мифо-диагностика и мифо-терапия.
Существует в частности книга Михаила Кучинского «Психологическая природа мифа»
Приобщение к мифу в рамках терапии может происходить в следующих действиях терапевта:
Самое простое, которое подходит для работы с детьми, это прочтение мифа. Дети в отличие от взрослых обладают более гибкой психикой, у них не выстроено жесткое мировоззрение и легко происходит отождествление с объектом, поэтому их приобщает к мифу обычное прочтение. Они с готовностью переносятся в мир фантазий, причем у детей этот перенос обладает сильной эмоциональностью, что свидетельствует о глубоком погружении и приобщении. Далее на основе прочитанного проводятся тематические проективные методики, которые носят как диагностичный, так и терапевтический характер. Вообще любая творческая деятельность на тему мифа может служить приобщением. Так же в работе с детьми может использоваться проигрывание мифа в форме ролевой игры. Для взрослых простое прочтение мифа мало подходит, так как на личностном мифе уже выстроено мировоззрение, но на определенном этапе могут эффективно использоваться проективные методики.
Мистерии, которые в наше время называются мифодрамами. В наше время проводится большое количество мифодрам, но увы не все терапевты осознают того, что происходит в созданном мифодраматическом пространстве. Часто мифодрама используется для поиска некого тайного смысла. Непонимание смысла мистерии может привести к наслоению новых ложных форм на личностные формы. Так же существует опасность некой формы зависимости от мифодрам, ведь мифодраматическое пространство, можно сказать, виртуальное. В мифодраме главное - это осознание того, что все, что происходит в мифодраматическом пространстве, это внутренние психические процессы, выведенные участниками вовне. Мифодраму нельзя использовать, как способ отрыва от реальности. Мифодрама должна наоборот помогать адаптироваться человеку в реальности. Миф - это способ приобщения к миру, а наш мир реален и материален. По сути, миф - руководство по общению с реальностью, и часто наоборот возвращает людей из фантастических, нереальных, детских представлений о мире в реальную жизнь.
Миф в движении. Это достаточно сложная практика в мифотерапии, пример которой мы можем найти у индейцев и в индийских традициях. Она заключается в неком обряде, где приобщение к мифу существует в форме танца. Большой плюс этой техники заключается в том, что в процессе задействуется тело. А тело - это непосредственный участник закладки фундамента личностного мифа. Этот процесс позволяет выводить вовне физиологические проблемы, и в процессе проигрывания мифа, скорее даже «протанцовывании», совершать приобщение к мифу на уровне тела. В нашей культуре существовали подобные обряды, которые частично сохранились в фольклорном варианте. Отголоски этих обрядов мы можем наблюдать в плясовых композициях многих современных фольклорных ансамблей.
Тематическая медитация. Эта форма приобщения к мифу существует по большей части на востоке, а так же у индейцев обеих Америк. Она заключается в том, что человек сосредотачивает свое внимание на мандале, кругу, внутри которого в символической форме отображен космогонический миф. Это достаточно сложная техника, которую можно использовать после некоторой подготовки, точнее, необходим навык медитации. Но так как не все обладают этим навыком, то использовать эту форму приобщения к космогоническому мифу можно не со всеми.
= - = - =
В главе «Мифодрама» http://www.psylive.ru/?mod=articles&gl=25&id=3
автор описывает практику использования мифо-текста в групповой работе.
Вы сами можете прочитать текст этой главы.
Я лишь продемонстрирую короткую цитату из этой главы:
«Самым интересным и приятным явлением в процессе мифодрамы являются озарения, которые испытывают участники. Озарения могут касаться каких-то жизненных вопросов, на которые человек долго не мог найти ответ. Часто это бывают коллективные инсайты, например, все могут вдруг понять, откуда взялась та или иная социальная установка или, как можно решить какую-либо общественную проблему. ...»
ТОРА И МИФО-ТЕРАПИЯ
Истории и сюжеты Торы — могут очень эффективно работать в жанре мифодрамы.
Начиная с райского сада и заканчивая странствиями по пустыне — сюжеты Торы обладают сильнейшим «мифо-терапевтическим» влиянием и мы можем использовать это влияние в психо-духовной работе над собой.
Более того, не только сами сюжеты Торы, но и многие аггадические мидраши — являются источниками такой терапевтической работы.
= - = - =
Сделаем предварительные выводы.
а) наличие мифологически-терапевтического фактора не должно отменять исторический фактор сюжетов Торы. Поэтому то что мы рассматриваем текст Торы с позиции мифологии — не должно восприниматься религиозными евреями как попытка отказа от историзма Торы.
Как пример — мы видим, что в реальной истории — мифологическое измерение не отменяет историческое — но добавляет к нему глубинное измерение.
б) для светского человека, который пока не готов верить в историчность Торы, мифологическое измерение позволяет начать работать с Торой, не дожидаясь пересмотра светского мировоззрения.
Если человек начнет духовно расти с помощью мифо-практик на основе Торы, это уже совершит серьезный прорыв в его духовном пути.
в) мифо-терапевтические механизмы Торы — будут эффективно влиять не только на евреев, но на любых людей, так как в них заложены универсальные программы влияния.
Но сила и эффект влияния будут зависеть от того, на каком уровне находится человек.
Скорее всего на еврея эти техники (в среднем) будут влиять сильнее чем на нееврея. И на религиозного еврея (у которого присутствует Вс-вышний в картине мира) — эти техники могут оказывать еще более сильное влияние, интерферируя с уже имеющимся религиозным мировоззрением.
г) с другой стороны, на эффект мифо-терапии могут оказывать влияние установки и убеждения.
Поэтому, мистически-ориентированный светский еврей, который интересуется духовными поисками может оказаться более открытым к воздействию мифо-терапии, чем «жестко-классический» еврей, который не готов к освоению новых путей и заблокирован своими установками.
Также если светский еврей предубежден против Торы, то его блокирующие установки могут помешать ему сильнее, чем это будет иметь место у неевреев — не имеющих предубежденности.
Поэтому — эффект влияния имеет два измерения:
позитивное влияние сложности внутреннего мира. Чем сложнее внутренний мир, тем более заметным будет позитивное влияние психо-духовных техник.
Негативное влияние установок, травм и комплексов. Чем больше таких барьеров у человека, тем сложнее терапии проникнуть во внутренний мир человека, чтобы совершить целительное воздействие.
На еврейском «лексиконе» мы говорим про ецер а-ра, у еврея этот внутренний оппонент может быть сильнее, чем у нееврея. И у религиозного еврея — ецер а-ра может быть сильнее, чем у еврея светского.