«И вышел Яаков из Беэр Шевы, чтобы идти в Харан. И пришел на одно место, и переночевал там, потому что зашло солнце… И снилось ему: вот лестница, поставлена на земле, а вершина ее достигает небес. И вот ангелы Всесильного восходят и нисходят по ней» (Берешит, 28:11-12).
Ангелы – это силы народов мира, каждый из которых восходит: достигает господства в определенный период истории, а затем нисходит: утрачивает власть. И во сне Яаков услышал: «Поднимайся и ты тоже». Ответил Яаков: «Боюсь я, что, после того как поднимусь, мне придется спуститься». Тогда Всевышний ободрил его: «Не бойся, раб Мой Яаков!» (Мидраш Сохар тов, 78б).
И все же – несмотря на обещанную поддержку – Яаков предпочел остаться внизу.
И тогда он увидел, что ангел римлян уверенно начал путь наверх и, оставляя позади ступень за ступенью, скрылся где-то в облаках.
«То, что происходило с праотцами, повторялось в судьбе их потомков» (Берешит раба, 48)
Историческая справка
Для того чтобы понять, что означает этот бесконечный подъем, заставивший Яакова содрогнуться и проснуться в холод ном поту, нужно вспомнить, что в 60-ом году до н.э. в Иудею вторгся Помпей, а в 68-ом году н.э., как ответ на жестокость римлян, вспыхнуло восстание, результатом которого стало разрушение Йерушалаима и Храма. А за ним последовало двухтысячелетнее изгнание, отмеченное гонениями, крестовыми походами и погромами, завершившееся катастрофой.
Ворота открыты – закрыты сердца
Изгнание – наказание. И грехи, распространившиеся в Иудее в конце периода Второго Храма, сделали его неизбежным, а вот его длительность должна была зависеть от нашего желания вернуться на свою землю. Но поскольку Яаков отказался подняться по лестнице, у его потомков не родилось четкого понимания, что на чужбине их не ожидает ничего, кроме бед и духовного опустошения.
И когда в девятнадцатом веке сыновья Израиля, рассеянные по разным странам, обрели среди прочих свобод и свободу передвижения, многие из них решили, что изгнание – это благословение. Они потянулись за европейской культурой и захотели стать ее частью, не догадываясь о том, с какой беспримерной жестокостью будут отброшены народами, которые они обогатят своими знаниями, способностями и талантами. И об этом сказано во введении к книге раби Иссахара Шломо Тайхтеля: «В период, когда в Европе христиане начали оставлять свою религию, появилось похожее явление и в среде евреев. Оно было характерно как для евреев Франции, которые в ходе революции были уравнены в правах с другими гражданами, так и для евреев Германии и других стран центральной Европы, где наполеоновские войны, разрушив стены гетто, изменили структуру общества».
Тора в рабстве
Многие восприняли дарованные им свободы не как знак Небес указывающий, что настало время возвращения, а как счастливое стечение обстоятельств, позволяющее оставаться в изгнании и полностью посвятить себя изучению Торы. Но тот, кто живет под чужой властью и по чужим законам, начинает говорить чужими словами на чужом зыке, пользоваться чужими понятиями и придерживаться чужих жизненных ценностей. Об этом сказали наши мудрецы: «Тот, кто живет в изгнании, поклоняется идолам разрешенным способом» (Авода Зара 8а). Конечно же, не существует разрешенных способов поклонения божествам. Просто мудрецы Талмуда хотели напомнить, что человек, живущий в изгнании, привыкает мыслить так же, как окружающие его люди, и ничего с этим поделать нельзя – раб, сам того не замечая, в той или иной степени подражает хозяину.
Затянувшееся изгнание и детская болезнь левизны
Изгнание преследует и многих из тех, кто живет в Израиле, так как за время пребывания в галуте они вместе с ощущением земли под ногами утратили и ощущение ее святости. Они похожи на детей, которые, получив в подарок драгоценную вещь, рассматривают ее с недоумением: «Зачем мне это нужно?» А некоторые еще и стыдятся того, что должно было бы пробуждать в них национальную гордость. Так Амос Оз, израильский писатель, известный своими левыми взглядами, назвал знамя, герб Израиля и воинские знаки отличия агоише нахас – «гойские радости». Ему не нужно то, что свидетельствует о нашем возрождении на святой земле, и о том, что мы не изменили своей веры и сохранили свою мечту. Он готов отказаться от знамени, так оно похоже на талит, и от герба, на котором изображена менора – семисвечник, стоявший в Храме.
Заповедь первая, но не последняя
Слова «Я Бог Всесильный твой, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства» открывают, но не завершают список заповедей. Их дополняет повеление завоевать землю и поставить над собой царя. Но ведь для того, чтобы поставить царя, нужно прежде создать царство. Иными словами: все государственные структуры. Невозможно оставить «мирские дела» и особенно политику, армию, развитие военной техники и экономику и утверждать, что ты исполняешь все ее заповеди.
Но почему-то в Израиле, где сама земля рассказывает о древней традиции, многие из тех, кто изучает Тору, забыли строки пророков, свидетельствующие о том, что, с того времени как мы стали народом, все, включая великих мудрецов, выходили на войну, копали колодцы, сажали виноградники и собирали урожай.
А тем временем ангел продолжает подниматься по лестнице… И сыновьям Израиля никак не удается обрести настоящую свободу, чтобы исполнить возложенную на них задачу – вернуть человеческий облик себе, а потом и всему человечеству.