Классический иудаизм относится к Торе — как к тексту, который можно изучать, углубляясь в его смыслы.
При этом (особенно после знакомства с современными подходами к «мифу») складывается интуитивное ощущение, что рассматривая Тору — только как текст, мы обедняем наши возможности работы с ней.
В детском возрасте — Тора может трансформироваться и в спектакль, и в какие-то другие зрительные образы и т. д.
Но — создается ощущение, что в случае работы с ребенком — дополнительные измерения Торы — появляются не со специальной целью, а только чтобы облегчить путь ребенку к пониманию текста.
Учитель понимает, что ребенок не готов работать напрямую с текстом, и дает ему некоторые игровые формы в качестве «костыля».
И считается, что когда ребенок повзрослеет, ему уже будут не нужны «вспомогательные» средства и он сможет ограничиться работой с текстом.
Идея предложить взрослому человеку работу с Торой — вне текстового формата — в классическом иудаизме не представлена...
= - = - =
В древнегреческой культуре — театральная традиция была достаточно развита. И театр играл роль не только иллюстраций к тексту. Театр — активировал серьезные переживания.
Более того, фраза Ленина про «Важнейшее из искусств — кино...» содержит «двойное дно» - в виде влияния кино — на психику... И это влияние — мы еще до конца и не освоили.
Есть, кстати, книга «Кино-йога...», автор Тэв Спаркс (http://ezotera.ariom.ru/2011/04/05/kinoyoga.html )
= - = - =
Выскажем гипотезу. Текст Торы — содержит гораздо больше возможностей духовного влияния на человека, чем мы можем получить только с помощью работы с Торой как с текстом.
= - = - =
Как нам подступиться к этой теме?
Первым аспектом, который мне кажется важным — является то, что система сфирот — связана с сюжетами Торы.
7 нижних сфирот — связаны с главными персонажами Торы и Танаха.
С другой стороны — 10 сфирот — являются аспектами нашей личности, позволяющими в частности ее структурировать и развивать. Также 10 сфирот — являются аспектами проявления Б-га, что позволяет через систему сфирот — установить «связь» между сфирот Б-га и сфирот человека.
= - = - =
Можно предположить, что когда мы читаем в Торе про Авраама — наше внутреннее качество хесед — каким-то образом получает влияние от этого чтения.
Но очень похоже на то, что это влияние можно сделать более осознанным и эффективным.
= - = - =
С другой стороны, если мы будем отслеживать процесс развития в современном человечестве работы с мифом, то мы увидим ценные тенденции.
Персонажи мифа — рассматриваются не только как персонажи рассказа, но и как аспекты личности. И специальные формы работы с мифом (медитации, мифодрамы, ролевые игры и др.) могут эффективно помогать нам в нашем развитии соответствующих аспектов.
= - = - =
Соединяя вместе обе части нашего наблюдения — можно высказать идею о том, что некоторые из практик, которые осваивает современный мир можно попытаться применить к работе с сюжетами Торы.
Подчеркнем, речь не идет о произвольном и бесконтрольном применении любых практик.
Сейчас речь пока идет о новых подходах.
= - = - =
Можно сформулировать это следующим мистическим образом.
Тора — это свет (на иврите - ор).
Техники — это сосуды, или инструменты (кстати, на иврите — и сосуды и инструменты обозначаются одним словом — келим).
Работа с Торой — в виде чтения текста — это классические «келим».
Осваивая новые келим — мы сможем дать свету Торы новые возможности для проявления.
= - = - =
Мы можем добавить еще несколько мистических аспектов.
Не случайно, что интерес к этой теме активируется именно в наше время.
Мы находимся в эпохе «преддверия Мошиаха».
1990-2030 годы — это особые 40 лет, в которые мир должен совершить серьезную трансформацию.
И возможно, что именно Вс-вышний в наше время через наши усилия — производит раскрытие новых сосудов, чтобы через них смог спуститься Свет, связанный с эпохой прихода Мошиаха.
И когда мы говорим о том, что в Мошиахальную эпоху раскроется «Новый Свет», то возможно, что идет речь в том числе и о новых «сосудах», которые смогут вместить этот свет...
= - = - =
Сделаем еще несколько шагов — в сторону развития этих идей.
В отличие от обычных книг, у религиозного человека есть по отношению к Торе — принципиальное «дополнение».
Есть понятие автор книги.
По отношению к Торе — эта концепция должна быть применена дважды.
а) Мы говорим, что Вс-вышний — Автор текста Торы.
Как нам сделать эту идею более «конструктивной»?
Один из принципов — в любой книге есть «смесь» вдохновения и воображения.
При этом — вдохновение — это Б-жественное участие.
Воображение — это «самодеятельность» земного автора книги.
Эту идею тоже надо развить.
Если мы считаем, что текст — может влиять на человека, то это влияние может быть не только благотворным, но и разрушительным.
И когда мы говорим, что Б-г является автором, мы подразумеваем, что «Б-жественное» является благотворным.
Это не значит, что (в отличие от Б-жественного) «человеческое» является только разрушительным, но по крайней мере — по отношению к «рукотворному» продукту — у нас нет гарантии отсутствия «злого умысла».
Подведем предварительный итог.
Б-жественность авторства текста Торы — мы можем рассматривать как некоторый аналог современного понятия «экологичный», то есть не приносящий вреда, а только пользу.
(я намеренно минимизирую рассуждения по этой теме — хотя здесь есть место для множества диссертаций).
= - = - =
Есть еще один важный аспект Б-жественного авторства Торы.
Мы можем сказать, что все сюжеты Торы — являются выражением Б-жественной воли, то есть подобно шахматам, в которых фигуры передвигает игрок, в Торе - «фигуры» персонажей - «передвигает» «Главный Игрок» - Вс-вышний.
= - = - =
Это напоминает анализ шахматной партии.
Мы не пытаемся предполагать, что думал конь или ладья, двигаясь по доске.
Мы анализируем, что имел в виду тот, кто передвигал эти фигуры.
И изучая сюжеты Торы, мы делаем это подобно тем, кто анализирует шахматную партию.
= - = - =
Далее, возникает вопрос «А зачем нам изучать Тору в таком качестве»... или на языке данной метафоры - «Зачем нам изучать шахматную партию?»
Обычный шахматист, играя может проявлять свой талант.
Иногда у сильного шахматиста есть особенно выдающиеся партии, но могут быть и «проходные» партии, не представляющие интереса.
Тора как «шахматная партия» - это не партия на турнире, но «образцово-показательная» партия, которая «игралась» специально для нас, чтобы мы извлекали из этой «партии» важные смыслы.
= - = - =
Я не случайно уделил внимание метафоре «шахматного игрока».
Дело в том, что фигуры в игре — не могут эмоционально обижаться на игрока, это — разные «слои» реальности...
И здесь я уже могу подвести к ключевому моменту, ради которого я привлек данную метафору.
В Торе есть сюжеты, где обычный читатель подвергается искушению «обижаться».
Или на Б-га, как в сюжете с Потопом, или со Сдомом, или с Египетскими казнями, или как с «Жертвоприношением» Ицхака, или как с историей про Надава и Авиу...
Или на персонажей — как, например, на Авраама — взявшего Агарь, или на Яакова — обманывающего Ицхака во время получения брахи, или на братьев, продающих Йосефа в рабство, или на Шимона и Леви, вырезающих шхемитян...
= - = - =
И мы должны очень точно работать с подобными сюжетами.
Мне видится два варианта работы с сюжетами, где потенциально может присутствовать обида.
а) Мы выстраиваем такую модель ситуации, когда Вс-вышний играет роль Абсолютного Автора и обида на Него — становится абсолютно неуместной.
Мы в дальнейшем приведем примеры подобного подхода.
Только при таком отношении к сюжетам Торы мы можем создать правильную «духовно-терапевтическую» практику, которая нас выведет к новым высотам, а не опустит в неправильную «зону».
б) Имеет право на существование такой способ работы с текстом, когда мы допускаем появление обиды, но не «пускаем ее на самотек», а опираясь на это чувство — совершаем какую-то специальную технику, которая приведет к эффективному результату (тикун).
Приведу пример. Возможно, что обида, включившаяся во время практики — даст нам ключ к поиску психо-травм в самом человеке. Когда человек обижается, обычно это связано с тем, что ситуация срезонировала в нем — какой-то «застарелый комплекс». Проявив его, мы можем начать с ним работать.
= - = - =
В чем разница в этих двух подходах?
В первом случае — мы работаем на «конструктивной площадке» духовного строительства.
Во втором случае — мы получаем терапевтический инструмент, который поможет нам что-то исправить в человеке...
= - = - =
Вернемся к изначальному вопросу.
Мы говорили, что 7 нижних сфирот — выражаются в Торе через главных персонажей.
Современная «духовная психотерапия» утверждает, что в человеке может одновременно находиться несколько «субличностей» (это не шизофрения, но свойство личности — создавать отдельные части внутри себя).
Можно предположить, что не только 7 главных героев (соответствующих сфирот) присутствуют «внутри» нас. Остальные персонажи — тоже являются способом описания каких-то менее главных, но тоже важных частей личности.
= - = - =
Самыми очевидными позитивными персонажами являются Праматери.
Они играют роль «ключевых партнеров» Праотцов...
«Эзер кенегдо» - так называется жена в Торе — помощник напротив.
Особенно это заметно в случае жен Авраама и Ицхака — которые играли эти роли.
= - = - =
А теперь я сформулирую особенно глубокую идею.
В Торе есть персонажи с явно подчеркнутой негативной ролью в сюжетах.
Самые «одиозные» — Змей и Фараон.
Но есть подобные персонажи «поменьше рангом» - это Лаван, Нимрод, Билам, Корах и др...
Эти персонажи не столь просты.
В них существует «двойное дно».
С одной стороны, они выглядят как наши внутренние оппоненты.
Но кроме этого, в каждом из этих персонажей есть скрытый глубинный духовный ресурс.
= - = - =
Наиболее важными являются персонажи из семьи Авраама, которые в прямом тексте Торы работают нашими оппонентами — это Ишмаэль и Эйсав.
Но — у них также есть супермощное глубинное содержание, которое также может быть выражено в рамках нашего внутреннего мира.
= - = - =
Некоторые из аспектов этих личностей «прописаны» в книге «Зоhар», а некоторые могут быть развиты через осмысление различных других источников, в частности многие хасидские авторы работали на этом «поле» (особенно продуктивной является в частности книга Альтер Ребе «Тора Ор»).
= - = - =
Будем постепенно вникать в детали — этих процессов.