Рав Меир Брук США Глава русскоязычной еврейской общины на базе Jewish Center of Brighton Beach обновлено December 6, 2011

Категории

Теги автора Давид Левин

Архивы

Обзор статей » Еврейская традиция

  • Open Source Тора и психология

    Классический иудаизм относится к Торе — как к тексту, который можно изучать, углубляясь в его смыслы. 

    При этом (особенно после знакомства с современными подходами к «мифу») складывается интуитивное ощущение, что рассматривая Тору — только как текст, мы обедняем наши возможности работы с ней.

    В детском возрасте — Тора может трансформироваться и в спектакль, и в какие-то другие зрительные образы и т. д. 

    Но — создается ощущение, что в случае работы с ребенком — дополнительные измерения Торы — появляются не со специальной целью, а только чтобы облегчить путь ребенку к пониманию текста.

    Учитель понимает, что ребенок не готов работать напрямую с текстом, и дает ему некоторые игровые формы в качестве «костыля».

    И считается, что когда ребенок повзрослеет, ему уже будут не нужны «вспомогательные» средства и он сможет ограничиться работой с текстом.

    Идея предложить взрослому человеку работу с Торой — вне текстового формата — в классическом иудаизме не представлена...

    = - = - =

    В древнегреческой культуре — театральная традиция была достаточно развита. И театр играл роль не только иллюстраций к тексту. Театр — активировал серьезные переживания.

    Более того, фраза Ленина про «Важнейшее из искусств — кино...» содержит «двойное дно» - в виде влияния кино — на психику... И это влияние — мы еще до конца и не освоили.

    Есть, кстати, книга «Кино-йога...», автор Тэв Спаркс (http://ezotera.ariom.ru/2011/04/05/kinoyoga.html )

    = - = - =

    Выскажем гипотезу. Текст Торы — содержит гораздо больше возможностей духовного влияния на человека, чем мы можем получить только с помощью работы с Торой как с текстом.

    = - = - = 

    Как нам подступиться к этой теме?

    Первым аспектом, который мне кажется важным — является то, что система сфирот — связана с сюжетами Торы.

    7 нижних сфирот — связаны с главными персонажами Торы и Танаха.

    С другой стороны — 10 сфирот — являются аспектами нашей личности, позволяющими в частности ее структурировать и развивать. Также 10 сфирот — являются аспектами проявления Б-га, что позволяет через систему сфирот — установить «связь» между сфирот Б-га и сфирот человека.

    = - = - =

    Можно предположить, что когда мы читаем в Торе про Авраама — наше внутреннее качество хесед — каким-то образом получает влияние от этого чтения.

    Но очень похоже на то, что это влияние можно сделать более осознанным и эффективным.

    = - = - =

    С другой стороны, если мы будем отслеживать процесс развития в современном человечестве работы с мифом, то мы увидим ценные тенденции.

    Персонажи мифа — рассматриваются не только как персонажи рассказа, но и как аспекты личности. И специальные формы работы с мифом (медитации, мифодрамы, ролевые игры и др.) могут эффективно помогать нам в нашем развитии соответствующих аспектов.

    = - = - =

    Соединяя вместе обе части нашего наблюдения — можно высказать идею о том, что некоторые из практик, которые осваивает современный мир можно попытаться применить к работе с сюжетами Торы.

    Подчеркнем, речь не идет о произвольном и бесконтрольном применении любых практик.
    Сейчас речь пока идет о новых подходах. 

    = - = - =

    Можно сформулировать это следующим мистическим образом.

    Тора — это свет (на иврите - ор). 
    Техники — это сосуды, или инструменты (кстати, на иврите — и сосуды и инструменты обозначаются одним словом — келим).

    Работа с Торой — в виде чтения текста — это классические «келим». 

    Осваивая новые келим — мы сможем дать свету Торы новые возможности для проявления.

    = - = - =

    Мы можем добавить еще несколько мистических аспектов.
    Не случайно, что интерес к этой теме активируется именно в наше время.

    Мы находимся в эпохе «преддверия Мошиаха». 
    1990-2030 годы — это особые 40 лет, в которые мир должен совершить серьезную трансформацию.

    И возможно, что именно Вс-вышний в наше время через наши усилия — производит раскрытие новых сосудов, чтобы через них смог спуститься Свет, связанный с эпохой прихода Мошиаха.

    И когда мы говорим о том, что в Мошиахальную эпоху раскроется «Новый Свет», то возможно, что идет речь в том числе и о новых «сосудах», которые смогут вместить этот свет...

    = - = - =

    Сделаем еще несколько шагов — в сторону развития этих идей.

    В отличие от обычных книг, у религиозного человека есть по отношению к Торе — принципиальное «дополнение». 

    Есть понятие автор книги. 
    По отношению к Торе — эта концепция должна быть применена дважды.

    а) Мы говорим, что Вс-вышний — Автор текста Торы.
    Как нам сделать эту идею более «конструктивной»?

    Один из принципов — в любой книге есть «смесь» вдохновения и воображения.
    При этом — вдохновение — это Б-жественное участие.
    Воображение — это «самодеятельность» земного автора книги.

    Эту идею тоже надо развить.

    Если мы считаем, что текст — может влиять на человека, то это влияние может быть не только благотворным, но и разрушительным.

    И когда мы говорим, что Б-г является автором, мы подразумеваем, что «Б-жественное» является благотворным. 

    Это не значит, что (в отличие от Б-жественного) «человеческое» является только разрушительным, но по крайней мере — по отношению к «рукотворному» продукту — у нас нет гарантии отсутствия «злого умысла».

    Подведем предварительный итог. 
    Б-жественность авторства текста Торы — мы можем рассматривать как некоторый аналог современного понятия «экологичный», то есть не приносящий вреда, а только пользу.

    (я намеренно минимизирую рассуждения по этой теме — хотя здесь есть место для множества диссертаций).

    = - = - =

    Есть еще один важный аспект Б-жественного авторства Торы.

    Мы можем сказать, что все сюжеты Торы — являются выражением Б-жественной воли, то есть подобно шахматам, в которых фигуры передвигает игрок, в Торе - «фигуры» персонажей - «передвигает» «Главный Игрок» - Вс-вышний.

    = - = - =

    Это напоминает анализ шахматной партии. 
    Мы не пытаемся предполагать, что думал конь или ладья, двигаясь по доске. 
    Мы анализируем, что имел в виду тот, кто передвигал эти фигуры.

    И изучая сюжеты Торы, мы делаем это подобно тем, кто анализирует шахматную партию.

    = - = - =

    Далее, возникает вопрос «А зачем нам изучать Тору в таком качестве»... или на языке данной метафоры - «Зачем нам изучать шахматную партию?»

    Обычный шахматист, играя может проявлять свой талант. 
    Иногда у сильного шахматиста есть особенно выдающиеся партии, но могут быть и «проходные» партии, не представляющие интереса.

    Тора как «шахматная партия» - это не партия на турнире, но «образцово-показательная» партия, которая «игралась» специально для нас, чтобы мы извлекали из этой «партии» важные смыслы.

    = - = - =

    Я не случайно уделил внимание метафоре «шахматного игрока».
    Дело в том, что фигуры в игре — не могут эмоционально обижаться на игрока, это — разные «слои» реальности...

    И здесь я уже могу подвести к ключевому моменту, ради которого я привлек данную метафору.

    В Торе есть сюжеты, где обычный читатель подвергается искушению «обижаться».

    Или на Б-га, как в сюжете с Потопом, или со Сдомом, или с Египетскими казнями, или как с «Жертвоприношением» Ицхака, или как с историей про Надава и Авиу...

    Или на персонажей — как, например, на Авраама — взявшего Агарь, или на Яакова — обманывающего Ицхака во время получения брахи, или на братьев, продающих Йосефа в рабство, или на Шимона и Леви, вырезающих шхемитян...

    = - = - =


    И мы должны очень точно работать с подобными сюжетами.

    Мне видится два варианта работы с сюжетами, где потенциально может присутствовать обида.

    а) Мы выстраиваем такую модель ситуации, когда Вс-вышний играет роль Абсолютного Автора и обида на Него — становится абсолютно неуместной. 
    Мы в дальнейшем приведем примеры подобного подхода. 
    Только при таком отношении к сюжетам Торы мы можем создать правильную «духовно-терапевтическую» практику, которая нас выведет к новым высотам, а не опустит в неправильную «зону».

    б) Имеет право на существование такой способ работы с текстом, когда мы допускаем появление обиды, но не «пускаем ее на самотек», а опираясь на это чувство — совершаем какую-то специальную технику, которая приведет к эффективному результату (тикун). 
    Приведу пример. Возможно, что обида, включившаяся во время практики — даст нам ключ к поиску психо-травм в самом человеке. Когда человек обижается, обычно это связано с тем, что ситуация срезонировала в нем — какой-то «застарелый комплекс». Проявив его, мы можем начать с ним работать.

    = - = - =

    В чем разница в этих двух подходах?

    В первом случае — мы работаем на «конструктивной площадке» духовного строительства.
    Во втором случае — мы получаем терапевтический инструмент, который поможет нам что-то исправить в человеке...

    = - = - =

    Вернемся к изначальному вопросу.
    Мы говорили, что 7 нижних сфирот — выражаются в Торе через главных персонажей.

    Современная «духовная психотерапия» утверждает, что в человеке может одновременно находиться несколько «субличностей» (это не шизофрения, но свойство личности — создавать отдельные части внутри себя). 

    Можно предположить, что не только 7 главных героев (соответствующих сфирот) присутствуют «внутри» нас. Остальные персонажи — тоже являются способом описания каких-то менее главных, но тоже важных частей личности.

    = - = - =

    Самыми очевидными позитивными персонажами являются Праматери.
    Они играют роль «ключевых партнеров» Праотцов...
    «Эзер кенегдо» - так называется жена в Торе — помощник напротив.
    Особенно это заметно в случае жен Авраама и Ицхака — которые играли эти роли.

    = - = - =

    А теперь я сформулирую особенно глубокую идею.

    В Торе есть персонажи с явно подчеркнутой негативной ролью в сюжетах.

    Самые «одиозные» — Змей и Фараон.
    Но есть подобные персонажи «поменьше рангом» - это Лаван, Нимрод, Билам, Корах и др...

    Эти персонажи не столь просты.
    В них существует «двойное дно».

    С одной стороны, они выглядят как наши внутренние оппоненты.

    Но кроме этого, в каждом из этих персонажей есть скрытый глубинный духовный ресурс.

    = - = - =

    Наиболее важными являются персонажи из семьи Авраама, которые в прямом тексте Торы работают нашими оппонентами — это Ишмаэль и Эйсав.

    Но — у них также есть супермощное глубинное содержание, которое также может быть выражено в рамках нашего внутреннего мира.

    = - = - =

    Некоторые из аспектов этих личностей «прописаны» в книге «Зоhар», а некоторые могут быть развиты через осмысление различных других источников, в частности многие хасидские авторы работали на этом «поле» (особенно продуктивной является в частности книга Альтер Ребе «Тора Ор»).

    = - = - =

    Будем постепенно вникать в детали — этих процессов.

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
1 комментарий