«Иди к себе в землю, которую Я покажу тебе» (Берешит, 12:1), – было велено Аврааму. И он начал долгий путь поиска себя в святой земле. Эта дорога оказалась длиною в жизнь. И хотя он проложил путь для своих потомков, каждому из них пришлось раскрывать самого себя, свое истинное желание, свои способности и особую связь с Всевышним заново.
О Яакове, который возвращался домой, оставив злодея Лавана, говорится: «И остался Яаков один, и боролся с ним человек до утренней зари» (Берешит, 32:25).
Поскольку Яаков остался один, то и боролся он сам с собой. И сражение это было не за духовные или материальные блага, а за самого себя.
Но когда ты сражаешься сам с собой, то кто же выйдет победителем?
Победителем выйдешь ты, потому что один из тех, кто борется, – это не ты.
Все плохое, что накопилось в душе, – это не ты. Это нечто поверхностное, наносное, то, что нужно смыть с себя, выбросить наружу. Тот другой очень похож на тебя, но в нем нет образа Всевышнего, да и подобия Всевышнему в нем нет. Потому что Всевышний – добро, а тот другой, не являющийся частью твоей души, – зло. И главная задача – это определить, где ты: справа или слева; с тем, что впереди, или с тем, что осталось сзади.
Нередко людям только кажется, что они делают благое дело, а на деле они лишь обманывают себя – чтобы успокоить собственную совесть и оправдать стремление к богатству или славе, найти чье-то расположение или подставить ножку тому, кого не любят. И иногда, уже совершив поступок, человек начинает задумываться: «Неужели я сделал это?», «Неужели я способен на такое?», «Это действительно то, что я хотел сказать, или кто-то другой, живущий во мне, обидел ближнего, обманул его?»
Но бывает, что люди удивляются и своим хорошим делам и словам, потому что правда и добро не приносят дохода, и за них нужно бороться, жертвуя покоем, благосостоянием, общественным положением. Вот и возникает вопрос, а нужно ли было мне это делать, чего я добился для себя. А сожаление о хороших делах перечеркивает то положительное воздействия, которые они оказывают на самого человека, и ослабляет высший Образ, хранящийся в его душе.
Но сохранить свое лицо не так-то просто. Ибо с того момента, когда Адам начал есть с дерева познания добра и зла, добро и зло стали трудно различимыми. И теперь человек не всегда способен понять, что правильно, а что не правильно. Надо всегда говорить правду или иногда ты просто обязан обмануть того, кто обманывает тебя. Ты должен сказать все или, заботясь о благе другого человека, часть лучше скрыть? Вступить в борьбу или убежать? Помочь человеку или нет? Ведь он может использовать твою помощь во вред другим...
Помочь найти верное решение может только Тора.
Но и она не панацея от всех бед, так как, углубляясь в нее, человек может прийти к ошибочным выводам и решениям и, тем самым, обмануть самого себя. И нет гарантии, что, обратившись к кому-то за разъяснениями, он получит верный ответ или сможет правильно воспринять то, что ему сказали.
Даже изучение Торы – это борьба с самим собой за ее правильное прочтение и понимание ее заповедей.
И поэтому необходимо всегда и во всех делах просить помощи у Всевышнего. И каждое утро мы повторяем в молитве: «Вложи в наше сердце способность понимать и осмыслять, слушать, учиться и учить и исполнять и делать и осуществлять все слова учения Торы Твоей с любовью. И просветли глаза наши Торой Твоей и прикрепи сердце наше к заповедям Твоим и вложи только одно желание в сердце наше: любить и трепетать перед имени святым Твоим, и мы никогда не опозоримся и не будем посрамлены».
И Яаков, зная, что прежде чем ступит на святую землю, должен будет раскрыть себя в самом себе, испугался, что не справится с этой задачей, так как до сих пор не прибегал к помощи Небес при принятии важных решений. Его мучил вопрос: правильно ли он сделал, обманув брата и отца. Может быть, не нужно было заботиться о том, чтобы благословения Авраама, позволяющие исправить мир, не перешли к Эсаву? Не лучше ли было позаботиться о своей душе и полностью углубиться в изучение Торы? Правильно ли было доверять Лавану и работать на того, кто умножает зло?
И тогда Всевышний послал Яакову пророчество, в котором тот должен был стать не только пассивным созерцателем, но и активным участником событий: на него напал ангел, который стал воплощением всех отрицательных сторон его характера. От Яакова требовалось осмыслить, что исключительная забота о чистоте своей души там, где нужно спасти одного человека или все человечество, может стать преступлением.
Однако ведь так можно далеко зайти и сказать, что цель оправдывает средства.
Для того, чтобы этого не случилось, и для того, чтобы иметь силы поступить правильно, надо всю жизнь учиться, и молиться, и просить, Всевышнего, чтобы помог, и открыл глаза, и указал путь. И проверять все свои слова и дела снова и снова. И тогда раскроется твое настоящее имя. Как это случилось с нашим праотцем. Был Яаков: тот, о ком говорят, что он идет обходными путями (от слова акав – «обошел»), а стал Исраэль: тот, кого Всевышний объявил человеком прямым (от слова яшар – «прямой»).
Но это могло произойти только потому, что Яаков стремился вернуться в святую землю, так как сказано: «За пределами Земли еврей не может быть человеком, преданным и верным своим убеждениям, а также человеком логичным и последовательным, не изменяющим своим идеям и не забывающим о своих мечтах в той же степени, в какой он остается верным себе в Земле Израиля (рав Авраам Ицхак Кук, Орот, Земля Израиля, часть 4).