— Недавно состоялся визит президента Украины в Израиль. Какие его итоги?
— Визит был очень плодотворным. В заявлении по итогам встречи президента Израиля Шимона Переса и президента Украины Виктора Януковича была дана высокая оценка сотрудничеству между нашими странами за все 20 лет дипотношений. Также президенты очертили планы на ближайшие годы. Украина заинтересована в первую очередь в создании Зоны свободной торговли, — большая часть пшеницы завозится в Израиль именно из вашей страны. Речь идет об освобождении от таможенных пошлин. Выгоден такой договор и израильским фирмам, экспортирующим высокие технологии. Подписание документа о Зоне свободной торговли мы надеемся подготовить к приезду в Украину премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Думаем, визит состоится весной.
— Говорили ли об инвестициях, кредитах украинцам?
— Да, обсуждался и Финансовый протокол, где речь идет о кредитной линии под реализацию проектов в Украине. Планируется выдавать ссуды как украинцам, так и израильтянам под бизнес-проекты в Украине. Но государство Украина должно нам гарантировать возврат этих средств, если предприниматель прогорит по не зависящим от него причинам. Мы хотим дать возможность вкладывать в Украину израильские деньги, но должны иметь гарантии.
— Давно уже поднимается вопрос о пенсиях для уехавших из Украины в Израиль граждан...
— Речь шла и о пенсионном договоре, касающемся израильтян, которые многие годы проработали либо в УССР, либо в независимой Украине. На сегодня получается так, что всю свою трудовую жизнь они делали отчисления в пенсионный фонд вашей страны, но сейчас никакой поддержки от этого фонда не получают. Но здесь, например, нужно решить, насчитывать пенсии репатриантам из Украины за период независимости, либо Украина должна нести ответственность и за СССР. А ведь большая часть пенсионеров отработала здесь в советский период. Еще один нюанс — чернобыльцы. У нас есть очень много чернобыльцев, которые имеют инвалидность, и они претендуют на пенсии. Но самая главная — у Украины нет денег на эти выплаты и они не заложены в бюджет. Количество таких людей — 32 тысячи, и чтобы обеспечить им выплаты, нужно около 100 млн гривен.
Хочу процитировать Совместное заявление президентов по пенсионному вопросу: «Президенты подчеркнули важность ускорения заключения Соглашения между Правительством Украины и Правительством Государства Израиль о социальном обеспечении и договорились завершить экспертные консультации по указанной тематике в ближайшее время».
— Что было подписано во время визита?
— Подписаны три документа: план сотрудничества в области медицины и здравоохранения на 2012—2015 годы, Меморандум о сотрудничестве между Госагентством по инвестициям и управлению нацпроектами Украины и Центром содействия инвестициям Израиля «Invest in Israel».
В инвестиционном плане нам тоже интересно сотрудничать с Украиной. Даже если взять только одну очень интересующую нас область — Черкасскую (а здесь была черта оседлости еврейского народа, в границах территории которой находится около 200 иудейских святынь), думаю, что речь идет о больших инвестициях. Это и аэропорт в Черкассах, который нужно модернизировать, чтобы он мог принимать десятки международных рейсов. Это и инфраструктура Умани, начиная от гостиничного комплекса и до канализации и водоканала. Население Умани около 90 тысяч человек, и ежегодно к ним приезжают десятки тысяч паломников. А расселить их просто негде. Больничного комплекса соответствующего уровня тоже нет. Все это нужно создавать.
— Какие еще проекты вы хотите реализовать?
— Планирую издать научно-популярную книгу на двух-трех языках, в которой будут собраны все еврейские святые места Украины. У нас растут дети, которые не имеют ни малейшего понятия, что их связывает с Украиной, что все самые великие деятели-практики сионизма родом из Херсона, Одессы, Харькова… Например, первыми репатриантами в XIX веке была группа студентов-евреев из Харькова. Часть всех руководителей нашего государства, так же, как и среди создателей государства Израиль, — выходцы из Украины. Основатель и идеолог движения сионистов Владимир Жаботинский родился в Одессе. Самый известный еврейский поэт Нахман Бялик — из-под Житомира.
Не выпускаем из поля зрения и объекты культурного наследия в Украине. Так, львовская синагога «Золотая Роза» в XV—XVI веках была самой роскошной синагогой в Европе, а сейчас от нее остались одни развалины и на ее месте хотели построить гостиницу. Этому вопросу мы уделяем очень большое внимание и, при содействии мэра Львова, мы надеемся сохранить этот памятник. В общем, размежевываться нам никак нельзя, нам нужно вместе работать во всех направлениях.
— Как изменилась ситуация с туризмом после отмены виз для украинцев?
— Это можно назвать туристическим бумом: с 9 февраля, когда был отменен визовый режим, турпоток увеличился на 100—120%. Это поток туристов-паломников к нам, и наши туристы, выходцы из Украины и паломники — к вам. И возможности для увеличения этого потока еще есть. Поток может расти не только благодаря хасидам, которые обязательно приедут, какие бы условия проживания вы им бы ни предложили. Важно, чтобы к вам, как в любой другой город Европы, приезжали и обычные туристы, не выходцы из Украины. Например, в Киеве есть достаточно пятизвездочных очень дорогих отелей, но очень мало гостиниц средней цены. Нужно совместно работать и над инфраструктурой. И это только туризм. А лечение, а оздоровление?! Почему в Карловы Вары едут, а чем хуже Трускавец?
— Как сегодня обстоят дела с эмиграцией Украинцев в Израиль? Чем это отличается от времен СССР, Перестройки?
— Сейчас наблюдается совершенно не та тенденция, что была в 1990 годах, когда в маленький Израиль приехали 1,2—1,3 млн репатриантов из СССР и большинство из них были из Украины. Несколько сотен тысяч евреев выехали. Сейчас едут намного меньше, а право получить гражданство Израиля имеют от 300 тысяч до полумиллиона жителей Украины. И это не те, кто является евреем по матери — по религиозному признаку. По закону о репатриации, право на гражданство Израиля имеют те люди, у которых в роду до третьего колена были евреи. В годы СССР их предки многие меняли и фамилии и национальность. Многие из их потомков даже не догадываются, что у них есть право репатриироваться с семьей. А закон о репатриации был принят Израилем в короткий срок после основания государства и выписан по аналогии с нацистским законом об уничтожении всех тех, у кого в роду были евреи до третьего колена.
А не едут в Израиль из Украины, я думаю, потому, что им здесь хорошо. Если было бы плохо, искали бы еврейские корни. То, что сегодня в Украине есть возможность нормально жить, доказывает тот факт, что ежедневно здесь находятся 40 тысяч израильских граждан. Это как те, кто приехал в гости к родным, паломники, туристы, так и те, кто занимается здесь бизнесом. А ведь еще 20 лет назад я не знал ни одного израильтянина, кто имел бы здесь бизнес-интересы.
— Израиль оказался в центре «арабских революций», и в ряде стран власть могут взять исламисты, от которых не стоит ожидать дружественного отношения к вашей стране.
— К этому не привыкать. Вы мне напомните, когда Израиль находился в окружении очень дружественных стран? Например, до прихода Мубарака к власти в Египте в 70-х годах, до заключения с ним мирного соглашения, что было? Когда «арабская весна» только начиналась, мы насторожено отнеслись к этим событиям, опасаясь прихода к власти исламистов и осложнения ситуации на Ближнем Востоке. Но все хотели видеть в этом народное восстание против диктаторов. Сначала весь мир аплодировал освобождению народов, в потом прошли выборы в Тунисе, которые показали — власть путем народного волеизъявления берут самые отпетые исламисты.
Египет был мусульманской, но не исламистской страной, а кто теперь берет там власть? «Братья-мусульмане», которые позиционируют себя умеренными исламистами. Но ведь «Братья-мусульмане» — это те, кто убили египетского лидера Анвара Садата, кто в Сирии поднял восстание еще в 1970-х годах против отца Асада, а он передавил их танками. А сегодня они законным путем получают власть, и чего нам ожидать?!
Чем все это закончится, можно посмотреть на примере Турции — государства, которое могло бы процветать, где была и свобода религии, и светские законы, и текли миллионы от туризма. К власти пришли исламисты, и за 5—7 лет все изменилось. А ведь Турция могла стать лидером на Ближнем Востоке. Это было единственное государство, с которым мы могли договориться. Сейчас к решающему моменту подошло восстание в Сирии, где каждый день льется кровь. И на этом фоне появляется Палестинская автономия и требует статус государства, и вся Европа думает, как реагировать. А что тут думать?! Не ясно, решение чьей это проблемы? Это решение проблем господина Аббаса.
Это неправда, что мы не хотим вести с ним переговоры. Мы были бы счастливы договориться и разойтись по-хорошему. Он не мог вести эти переговоры, потому что тогда к нему были бы претензии, что он договаривается с израильтянами. Они же непримиримы и хотят государство от Иордана до моря! Нам не привыкать. Но мы призываем, чтобы мировое сообщество не позволяло бы этого. Допустим, создадут они палестинское государство. Где будет его граница? Кто заставит нас или кто заставит их прийти к границам 1964 года?
Давайте проведем аналогию с Крымом. Завтра его жители скажут: все, мы отделяемся! Вы ответите: мы же единое целое, многим связаны друг с другом! А тогда соберется все либеральное сообщество Европы и США и все скажут: создаем государство. Кому это на пользу, чьи это интересы?
То же самое с палестинской историей. У них нет своих денег, нет своей почты, сотовая связь и телевидение — это наши компании, свет мы им даем, воду мы им даем (просто у нас есть свои технологии по добыче пресной воды), деньги перечисляются через нашу финансовую систему. Сотни тысяч арабов работают в Израиле ежедневно!
— Но палестинцы постоянно заявляют о дискриминации со стороны Израиля…
— Приезжайте в Израиль, посмотрите на дискриминацию арабов. Палестинская деревня сегодня выглядит как элитный район Конча-Заспы. В то время, когда мой ребенок по окончании 12 классов идет в армию на три года, ребенок из арабской семьи поступает в университет или идет в семейный бизнес. Но когда пробуют провести закон, чтобы арабы проходили хотя бы альтернативную службу, они восстают: «Почему мы должны что-то отдавать этому государству?». А ведь они получают такое же бесплатное образование, как и мы, нет никакого лимита приема их в наши вузы, в Кнессете 20% депутатов — представители арабских партий.
— Когда будет голосование Совбеза ООН по заявке Махмуда Аббаса?
— Я верю, что палестинское государство будет — но только с нашего согласия, когда мы решим все наши общие проблемы. Мировое сообщество должно понять, что пока все проблемы между нами и палестинцами не будут решены путем прямых переговоров, такое государство не может быть создано простым голосованием на Генассамблее ООН. Если такое решение будет принято, то оно приведет к кровопролитию. На данный момент страны-члены Совета Безопасности ООН не могут договориться, но завтра все может измениться. Есть заявление США о наложении вето на резолюцию, в случае, если она будет принята. Все понимают, что это приведет к очередному кровопролитию, но это уже не будет очередное кровопролитие между нами и палестинцами. В это «болото» будут втянуты все, начиная от нас и заканчивая Сирией, Египтом… Пострадает Иордания, поскольку большая часть территорий Западного берега — это бывшие ее территории.
А ведь если поднять историю, Палестинская автономия — это искусственное образование, которое появилось примерно тогда же, когда и Израиль. Палестинского государства не было и в природе, пока мы, справедливо или несправедливо, захватили или освободили в ходе Шестидневной войны земли, принадлежащие Сирии, Иордании и Египту. Один раз мы попытались вернуть Каиру сектор Газа, но в результате чуть не сорвался наш мирный договор — Египет не захотел забирать себе эти проблемные земли.
— На каком основании израильские спецслужбы сняли с поезда «Харьков—Киев» палестинца Дирара Абусиси?
— Откуда вы знаете, что его сняли с поезда? Если он сидит в тюрьме, если есть приговор, значит он виновен. Я полностью уверен, что есть факты, доказывающие его причастность к террористической деятельности. Я верю в нашу судебную систему, в отличие от некоторых других стран. А как, с какого поезда его снимали, в Украине или в другой стране, я не знаю. Точно известно, что сейчас он находится в Государстве Израиль.
БИОГРАФИЯ
Имя: Реувен Дин Эль
Родился: Литва, 1956 год
Карьера: в августе 2011 года стал Послом Израиля в Украине
Господин Дин Эль родился в Вильнюсе в 1956 году, куда его родители переехали из Одессы после войны. Долгие годы отец будущего израильского дипломата занимал пост директора обувной фабрики всесоюзного значения. Мать всю жизнь проработала в министерстве легкой промышленности республики. В Израиль Реувена родители увезли в 1969 году, когда ему было 12 лет. Семья поселилась в Хайфе, где жил дед дипломата. Здесь Дин Эль закончил институт международных отношений, а затем была Академия генштаба.
Дипломатическую карьеру начал с работы в Узбекистане, но часто посещал Украину. «Я часто ездил сюда в командировки, и Киев всегда был моим любимым городом. Может быть, потому, что здесь у меня много настоящих друзей, хотя и в Узбекистане их осталось много, — говорит Дин Эль. — За несколько месяцев работы в Украине я уже успел побывать на родине отца во Львовской области, а в Одессе бывал неоднократно».
Ирина Ковальчук
Газета "Сегодня"