Обзор статей » Еврейская традиция

  • Два пути

    Видеть во всем корень добра и стремиться раскрыть его и, тем самым, исправить мир или решить, что человек призван уничтожать зло, и встать на путь борьбы за справедливость и милосердие.

    Какой из этих путей следует избрать?

    Если все создано ради блага, то искры добра есть повсюду, и их следует искать. Но ведь человек не способен видеть мир таким, каким его видит Всевышний. Как сказано: «…и увидел Всесильный все, что Он создал, и вот хорошо очень» (Берешит, 1:31). Всесильный увидел, но не человек…

    А тому, кто сотворен из плоти и крови, открыто не все. И он не должен быть ангелом... И если кто-то пришел убить тебя – встань и убей его раньше (Брахот, 58а).

    Конечно, все в мире не случайно и любая угроза не возникает без причины, а является результатом какого-то недостатка в самом человеке. Но сначала надо защитить себя, а потом заняться исправлением своих изъянов.

    И все же, если речь не идет об опасности для жизни, откровенном злодействе или обмане, следует видеть все в хорошем свете и верить, что все идет к лучшему. И мудрецы Талмуда напоминали: «Все, что сделал Всевышний, сделал Он ради блага» (Брахот, 60б).

     

    Путь праведника

    Яаков, покупая участок возле города Шхем, надеялся повлиять на местное население. Он учил их вести хозяйство, умножать поголовье скота, обрабатывать землю и торговать. Разъяснял законы, регулирующие отношения между людьми. Рассказывал об обязанностях человека по отношению ко Всевышнему. И это доказывает, что он хотел преобразовать мир, раскрывая в людях доброе начало, а не вступая в борьбу со злодеями. Но похищение Дины смешало все его планы.

    Воевать против жителей Шхема?

    Кровопролитие породит зло.

    Оставить Дину в городе?

    Это будет равносильно отказу от нравственных устоев.

    Яаков ждал помощи свыше.

    А тем временем его сыновья перебили жителей города и забрали Дину. В нападении и разграблении Шхема не принимал участия только Йосэф (Биньямин еще не родился). Ибо он – единственный из братьев – был готов идти по той же дороге, которую выбрал отец: искать повсюду свет и не вступать в борьбу со злом.

     

    Яаков и сыновья

    После событий в Шхеме в отношениях между отцом и сыновьями образовалась глубокая трещина. И поэтому Яаков только Йосэфу передал то, что выучил в школе Шема и Эвера, где он четырнадцать лет размышлял над тем, как раскрыть корень добра (Раши).

     

    Разрыв

    Сыновья почти не разговаривали с Яаковом, так как не понимали его позиции. Неужели он был готов оставить Дину в чужом городе только для того, чтобы сохранить отношения с его жителями и возможность влиять на окружающие народы?

    Утратив связь с детьми, Яаков попросил Йосэфа рассказывать ему о том, чем живут братья, что они делают и какие строят планы. Но тому было не так просто справиться с этой задачей, так как братья сторонились его.

    Он попробовал установить контакт с Шимоном и Леви, которые возглавили нападение на Шхем, но те (поскольку он отказался поддержать их в деле освобождения сестры) считали его предателем. Ему не удалось поговорить ни с Йеудой, который также верил, что необходимо сражаться со злом, хотя и ставил на первое место молитву, ни с Рэувэном, который был первенцем Леи и полагал, что Йосеф хочет потеснить его. И только с детьми Билги и Зилпы у него сохранились дружеские отношения. Поэтому и говорится: «И он приятель с сыновьями Билги и Зилпы» (Берешит 37:2). И Йосэф, выполняя просьбу отца, сообщал ему то, что узнавал о братьях. Он хотел помочь найти пути примирения.

     

    Сны о благословении

    В это же время у Йосефа появился пророческий дар. И он увидел во сне, что перед его снопом склонились снопы братьев. Получалось, что именно он получит стократный урожай, как его дед Ицхак, и распространит благословения на все народы. И в другом сне перед ним склонились солнце, луна и одиннадцать звезд. И это свидетельствовало о том, что для всех станет очевидна правильность выбранного им пути.

     

    В Египте

    Понимая, что они все больше отдаляются от отца, братья ушли из Хеврона, куда переселился Яаков, и отправились в Шхем. И тогда Яаков послал к ним Йосэфа в надежде вернуть их домой.

    Сыновья Яакова отличались стремлением к праведности и желанием исполнить свое предназначение: исправить мир, опираясь на благословение Авраама и Ицхака, которое перешло к Яакову и к его потомкам.

    Но если праведный человек совершает ошибку, он получает тяжелое наказание. И самым страшным является еще одна ошибка.

    Поскольку в сердца братьев закралась ненависть, они совершили страшный поступок: продали Йосефа в рабство.

    И это привело всю семью в Египет.

    Йосеф стал благословением для всех народов и спас людей в голодные годы. Но преобразовать мир ему не удалось. И в конце жизни он просил своих детей и внуков только об одном: «Вынесите мои кости отсюда». Даже слово «Египет» он не захотел произнести. Иными словами, пророчество о том, что он станет благословением для народов, исполнилось, но оказалось, что исправить мир только добром невозможно. А народ, произошедший от сыновей Яакова, пошел по пути Йегуды: пути молитвы и борьбы за свободу, поиска добра и уничтожения зла.

    Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
1 комментарий