Обзор статей » Еврейская традиция

  • Ханука - история света

    "И сказал Всевышний: "Да будет свет". И был свет. И увидел Всевышний, что он хорош, и разделил Всевышний между светом и тьмой, и назвал Всевышний свет днем, а темноту назвал ночью. И был вечер, и было утро – день один" (Берешит, 1:3-5).

    Поясняет Раши: "Увидел Всевышний, что свет хорош, и спрятал его, и приберег на будущее для праведников, чтобы не пользовались им злодеи".

    Первые семь дней творения горел первозданный свет, шедший непосредственно от источника духовного, и даже когда в шестой день Адам согрешил, он не исчез сразу. Всевышний дождался конца субботы и скрыл его, дав взамен свет, излучаемый солнцем. 

    – Где искать свет, который скрылся после греха Адама?

    – Там, где он был спрятан.

    А спрятать свет можно только в темноте.

     

    Поиски скрытого света

    "И остался Яаков один, и боролся человек с ним..." (Берешит, 32:25).

    Зачем Яаков вернулся на другую сторону Ябока после того, как уже перевел всю семью на противоположный берег, чтобы защитить от нападения Эсава?

    Яаков забыл небольшие кувшины и пришел их взять, так как любое, даже незначительное по своей ценности имущество, праведник рассматривает как подарок Всевышнего.

    Мидраш раба делает неожиданный поворот и утверждает: "Яаков пришел искать кувшин Хануки".

    Тот самый кувшин чистейшего масла, (который позже Йеуда а-макаби найдет в Храме среди сосудов, умышленно оскверненных сирийцами). Но неожиданно на Яакова напал ангел…

    Это был Самэль – тот, кто скрывает первозданный свет. Он же, этот страшный ангел, – дурное начало человека, он же – соблазнитель и искуситель, он – преступление и он – наказание. И Яаков, борясь с темнотой, скрывающей присутствие Всевышнего, боролся одновременно и с самим собой: с тем, что мешает воспринимать свет.

    И победил!

     

    Удержать уходящий свет

    Через пятьдесят дней по выходе из Египта Всевышний привел евреев к подножию горы Синай и дал им Тору. И с этого момента в мир начал возвращаться первозданный свет. Но теперь он должен засветить и в самом человеке. И Моше поднимается на гору, чтобы приблизиться к Творцу и обрести свойства источника света.

    Но сыновья Израиля не дождались его возвращения и сделали золотого тельца И его изготовил никто иной, как брат Моше Аарон, ставший впоследствии первосвященником. Неужели праведник мог забыть о запрете Торы, который нельзя нарушать даже под страхом смерти?

    Решив, что Моше погиб, сыновья Израиля впали в отчаяние. И тогда люди, вышедшие вместе с ними из Египта, сказали, что необходимо сделать идола, который сможет заменить Моше.

    Сын Мирьям Хур пытался предотвратить преступление, но был убит. Толпа обступила Аарона и требовала сделать золотого тельца. Ибо кто, как не брат Моше, человек духа, может справиться с этой задачей? Пусть сделает некоего посредника, который будет соединять народ и Всевышнего.

    Удивительно – но Аарон не отказался. Он потребовал принести золотые женские украшения, в надежде, что женщины не захотят отдать их, и таким образом протянуть время, пока вернется Моше.

    Но требовавшие идола проявили необычайное рвение: отняли украшения у жен и принесли их Аарону. И тогда он взял золото и бросил его в огонь, надеясь, что оно сгорит. Но египетские колдуны сделали так, что из огня вышел золотой телец. Аарон, взяв напильник, стал подтачивать идола, сглаживая шероховатости... Моше все не возвращался. И толпа, не желавшая ждать, отобрала у Аарона тельца.

    Мудрецы Торы расценивают поведение Аарона как самопожертвование: он всеми силами пытался спасти народ от тягчайшего греха и для этого был готов пожертвовать не только жизнью своего тела, но и жизнью души – уделом в будущем мире.

    А то высокое и светлое, ради чего человек жертвует жизнью, остается в мире навсегда. И подвиг Аарона был совершен не зря. После того, как Моше вымолил у Всевышнего прощение за грех золотого тельца, народу была дана заповедь построить Мишкан, и в нем была зажжена менора – и в переносной Храм начал возвращаться первозданный свет, оставивший народ после греха золотого тельца.

    Более чем через тысячу лет после этих событий первосвященник Матитьяу Хашмонай в ответ на требование сирийцев принести жертву идолу бросился безоружным на солдат и, выхватив меч у одного из них, перебил весь отряд. Так началось восстание, в результате которого Йеуда обрела независимость. Но сыновья Израиля не только удостоились свободы, первозданный свет вернулся и в их дома. И с тех пор он проявляется в них в дни Хануки. И мы говорим: "Свечи эти святы, и нет у нас права пользоваться ими, а только смотреть на них".

    Масло, которое человек предназначил для Хануки, нельзя использовать ни для каких других целей. Таким статусом не обладают даже субботние свечи.

    Мидраш раскрывает, что Всевышний, утешая Аарона, которому не было дано принести в Храме первые жертвы вместе с князьями, дал ему заповедь зажигания меноры и сказал, что она важнее заповеди принесения жертв: они приносятся только тогда, когда стоит Храм, а менору будут зажигать всегда.

    Но ведь когда нет Храма – нет и меноры!

    Благодаря Матитьяу, душа которого была связана с душой Аарона, первозданный свет проступает из темноты, пробивается огнями ханукии в каждом еврейском доме восемь дней в году.

    Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев