Рав Яаков Медан Израиль Глава йешивы "Ар Эцион" в Алон-Швуте обновлено December 23, 2011

Категории

Теги автора Давид Левин

Архивы

Обзор статей » Еврейская традиция

  • Хасмонейский суд

    Борьба Матитьягу и его сыновей с евреями-приверженцами греческой культуры была, возможно, даже более суровой, чем их вооруженная борьба с греческими завоевателями. Ряд постановлений, упомянутых в книгах Маккавеев, обнаруживает неизвестное звено в цепочке передачи Закона. 

     

    В Мишне, в трактате Авот, говорится о Йеѓошуа бен Перахии и Нитае Арбельском (прибл. 140-110 г.г. до н.э.), которые унаследовали еврейскую законодательную традицию по цепочке от Йосе бен Йоэзера из Цреды и Йосе бен Йоханана из Иерусалима (200-170 г.г. до н.э.). Однако между двумя этими парами мудрецов существует большой временной промежуток, и возможно, в этой цепочке недостает еще одного звена. Мы предполагаем, что речь идет о периоде Матитьяѓу Хасмонея и его сыновей, или о «Хасмонейском суде», по выражению Талмуда. В этой статье мы хотим проверить, какое влияние оказал Хасмонейский суд на формирование Ѓалахи в период между двумя вышеупомянутыми парами ѓалахических законодателей.

     

    Галахические законы ведения войны

    Приведем здесь знаменитое постановление Хасмонейского суда, которое Матитьяѓу вынес для своих современников:

    «И тогда многие из тех, кто ищет справедливости и правосудия, ушли в пустыню, чтобы поселиться там, и взяли с собой детей своих, и жен своих, и имущество свое, ибо их постигли многочисленные беды. И было сказано приближенным царя и войску, расположившимся в Иерусалиме, в городе Давида, что люди, преступившие закон царя, ушли прятаться в пустыню. И погнались за ними многочисленные, и достигли их, и расположились неподалеку, и напали на них в субботний день. И сказали им: довольно вам, выходите из своих убежищ и исполняйте повеления царя, и будете живы. И отвечали те: не выйдем и не послушаемся повеления царя нарушать субботний день! И поспешили царские воины, и напали на них. Но не ответили они ударом на удар, и не метнули в них ни камня, и не закрыли входов в убежища, говоря: умрем мы все в чистоте нашей. Свидетелями нам станут небо и земля, что безвинно погубите вы нас. И воевали с ними царские воины в субботу, и погибли они, и жены их, и дети их, и разграблено было имущество их. Всего погибло там около тысячи человеческих душ. И узнали об этом Матитьяѓу и его приближенные, и скорбили они, и были безутешны. И говорили они друг другу: если все мы будем поступать так же, как поступили братья наши, и не будем воевать с неевреями за душу нашу и за Тору нашу, то нас очень быстро сотрут с лица земли. И посоветовались они в тот день, и постановили: с каждым, кто придет в субботу воевать с нами, будем мы воевать, и не погибнем, как погибли братья наши в убежищах. И тогда примкнули к ним многочисленные праведники и герои из народа Израиля, каждый, кто следует законам Торы» (Книга Маккавеев 1, 2:29-41).

    Итак, Матитьяѓу вынес постановление, позволяющее воевать в субботу. Историки склонны понимать это постановление в его прямом смысле. По их словам, до Матитьяѓу ѓалахический закон запрещал ведение войны или действия, направленные на самооборону в субботу. Однако соблюдение этого закона не представлялось возможным, поскольку народ Израиля не продержался бы более тысячи лет в Эрец-Исраэль, если бы не воевал в субботу. Ведь где бы евреи ни жили, другие народы тут же раскрывали их «тайну» и могли бы уничтожать народ Израиля каждую субботу, если бы евреи никак не реагировали на это. Если же мы предположим, что разрешение на ведение войны в субботу существовало в еврейском народе и раньше, но было забыто с течением лет, то можно возразить: как столь важная ѓалаха, от которой зависит само существование народа, могла быть забыта?

    Нам представляется, что новый ѓалахический закон, изданный Матитьяѓу, был связан с переходом от принципа «опасность для жизни преобладает над субботой», известного в народе Израиля и прежде, к «ѓалахическим законам ведения войны», которые представляют собой иную ѓалахическую категорию, нежели законы поведения в субботу в случае опасности для жизни (пикуах нефеш). Можно предположить, что с точки зрения законов пикуах нефеш борьба правоверных евреев, укрывавшихся в пещерах вместе с женами и малолетними детьми, против войска селевкидов была лишена всякого смысла. Их противниками были тщательно обученные и хорошо вооруженные воины, испытанные в боях, тогда как евреи, бежавшие в пустыню, были практически лишены даже самого элементарного оружия. В тот самый миг, когда они отказались подчиниться приказу царя, стало ясно, что их уделом может быть только смерть, и никакая самооборона уже не могла спасти их: ни камни, ни кипяток, ни даже немногочисленные мечи и копья, которыми они располагали. Если бы вышеописанные события происходили в будний день, евреи несомненно сделали бы все от них зависящее, чтобы усложнить задачу врагам, и продали бы свою жизнь как можно дороже. И вполне возможно, что им бы это удалось, потому что даже хорошо обученному войску не так-то просто вести военные действия в трудных условиях Иудейской пустыни. Но и это не спасло бы еврейских беглецов от смерти. Но поскольку они против своей воли столкнулись с врагом в субботу, и поскольку они не имели никакой возможности спастись, они предпочли погибнуть, не оказав никакого сопротивления. Они пришли к выводу, что сопротивление, которое все равно их не спасет, не оправдывает нарушения субботы.

    Однако с точки зрения ѓалахических законов ведения войны им было позволено оказывать сопротивление врагу так, как только было в их силах. Законы ведения войны подчиняются иной логике, нежели законы пикуах нефеш, предназначенные для каждого отдельного еврея. В случае войны мы стремимся дать отпор врагу, чтобы предотвратить нападение на другие группы евреев в следующую субботу. Даже если беженцы, скрывающиеся в пещерах Иудейской пустыни, не могли спасти свою собственную жизнь, они внесли бы вклад в общенародную борьбу с греками, оказав сопротивление врагу в субботу. Согласно ѓалахическим законам ведения войны им было позволено так поступить.

    Но и законы ведения войны были известны в еврейском народе испокон веков. Мы не думаем, что Матитьяѓу и судьи его суда сформулировали их впервые в истории. Нам представляется, что после этой трагической субботы Матитьяѓу постановил, что евреи, скрывающиеся от греков в пустыне, перестают быть просто индивидами, обязанными заботиться лишь о собственной безопасности; что на них распространяются законы войска и законы царства Израиля, которое возрождается в борьбе против ига греческих завоевателей. И поэтому в субботу они должны вести себя как воины народного войска, а не как отдельные евреи, которые заботятся о своем собственном соблюдении законов Торы. Нововведением Матитьяѓу стал закон, гласящий, что война за право исполнять заповеди является войной за само существование еврейского народа, и на нее распространяются все законы «заповеданной войны», изложенные в Торе. Своим постановлением Матитьяѓу, по сути, положил начало возрождению царства Израиля, которое не восставало из праха со дня смерти Йошияѓу бен Амона, царя Иудеи, в конце периода Первого Храма.

     

    Ѓалахические законы ревнительства

    А теперь давайте рассмотрим первое ѓалахическое постановление, вынесенное Матитьяѓу еще до того, как он дозволил ведение войны в субботу:

    «И, закончив произносить свои слова, этот еврей на глазах у всех направился принести жертву на жертвеннике в Модиине, исполняя царское повеление. И увидел это Матитьяѓу, и возревновал ко Всевышнему, и перевернулись внутренности его, и простер он гнев свой, как судебный приговор, и побежал, и зарезал его на жертвеннике. И царского посланника, который вынуждал принести эту жертву, предал смерти в тот же миг, а жертвенник разрушил. И возревновал он к Торе, подобно Пинхасу, убившему Зимри бен Салу. И воззвал Матитьяѓу в городе громким голосом, говоря: всякий, кто ревностен к Торе и блюдет союз, да пойдет за мной!» (там же, 23-28).

    Матитьяѓу позволил себе убить без суда и без приговора, без предупреждения и без Санѓедрина, двух евреев: того, который намеревался принести жертву, и царского посланника. Он совершил это согласно ѓалахическому закону ревнительства, который наши мудрецы сформулировали на основе поступка Пинхаса бен Эльазара, убившего Зимри, когда тот совершал грех с мидьянитянкой в сороковой год после Исхода из Египта. В период от Пинхаса до Матитьяѓу мы не знаем ни об одном человеке, который бы повел себя согласно закону ревнительства. Использование этого закона после столь длительного перерыва можно рассматривать как нововведение Матитьяѓу.

    На чем основан этот непростой закон, который можно сравнить с бомбой замедленного действия? Вероятно, существует связь между ним и другим ѓалахическим законом: «Преступление, совершенное во имя Торы, важнее заповеди, совершенной не во имя Торы» (Вавилонский Талмуд, трактат Назир, 23). Эти слова сказаны о Яэль, которая преступила законы скромности и гостеприимства, убив Сисру, военачальника царя Хацора, воевавшего с Бараком и Дворой (см. Шофтим, гл. 4). Рав Кук объяснял (Мишпат коѓен, 143-145), что этот закон актуален в ситуациях, когда идет речь о спасении еврейского народа.

    Представляется, что этот закон похож на законы, касающиеся царей Израиля. Законы царей отличаются от прочих законов Торы тем, что они возводят во главу угла одну высшую цель: спасение народа Израиля и обеспечение его существования, за счет всех других идеалов Торы, даже запрета на кровосмешение или напрасное кровопролитие. Тот, кто действует согласно закону ревнительства, берет на себя, подобно царю, ответственность за судьбу и само существование народа Израиля. Пинхас, поступивший по этому закону, хотел спасти народ от эпидемии, которая могла постигнуть его в наказание за грех поклонения Бааль-Пеору, и ему это удалось. Матитьяѓу решил спасти народ от погрязания в греческой культуре, хотя это и не грозило евреям физическим уничтожением, как было во времена Пинхаса. Это было его ѓалахическое нововведение.

    Как и закон ведения войны в субботу, этот закон также связан с царством. Матитьяѓу, который безошибочно ощущал в атмосфере Земли Израиля своего времени потенциал возрождения еврейского царства, взвалил на свои плечи ответственность и начал действовать.

    Мы не сможем уклониться от разговора о той великой опасности, которая таится в законе ревнительства, когда человек берет на себя ответственность за судьбу народа. Всякое обсуждение закона ревнительства должно сопровождаться многократным напоминанием, что действовать согласно этому закону дозволено отнюдь не каждому человеку. Многие из тех, кто стремится спасти еврейский народ, могут, сами того не желая, нанести ему непоправимый ущерб опасным необдуманным поступком, вызванным минутной манией величия. И поэтому в наши дни необходимо ѓалахическое постановление, запрещающее поступки согласно закону ревнительства по причине великой опасности, таящейся в нем.

     

    Насильственное обрезание

    Третье ѓалахическое правило, установленное Матитьяѓу:

    «И подошли Матитьяѓу и его приближенные, и разрушили жертвенники. И сделали обрезание мальчикам, которые не подверглись ему ранее» (там же, 44-45).

    Матитьяѓу и его приближенные вынудили народ к исполнению заповеди обрезания. Они превратили эту частную семейную заповедь в общенародную, на которую распространяется принцип, сформулированный нашими мудрецами: «Все евреи в ответе друг за друга». А значит, одни евреи могут и должны вынуждать других исполнить ее. Может быть, они брали пример с Йеѓошуа, который обрезал сынов Израиля, прежде чем они вошли в Эрец-Исраэль (см. Йеѓошуа, 5:2-7). Это было накануне длительной войны с кнаанейскими народами за создание первого еврейского царства в Земле Израиля.

    Может быть, они вынудили народ к исполнению заповеди обрезания, полагаясь на ѓалахический принцип принятия чрезвычайных мер (ѓораат шаа); а может быть, Матитьяѓу чувствовал, что необходимо обновить союз (брит) между Всевышним и Его народом перед войной с греческими завоевателями и возрождением царства Израиля. Матитьяѓу обновил этот союз с помощью заповеди обрезания (брит мила).

    Что касается самой заповеди обрезания, можно предположить, что многие из тех, кто не обрезал своих сыновей, были движимы только страхом перед властями. Завоеватели-селевкиды были жестоки по отношению к евреям, соблюдающим заповеди Торы, как никто и никогда прежде. Особенную жестокость они проявляли к тем, кто обрезал своих сыновей:

    «И женщин, которые обрезали своих сыновей, убивали по царскому приказу. А младенцев вешали за шею, и также убивали всех их домочадцев и тех, кто делал обрезание… И они предпочитали смерть… и умирали, не нарушая святого завета» (Книга Маккавеев 1, 1:60-63).

    «И двоих женщин обвинили в том, что они сделали обрезание своим сыновьям, и после того как младенцев привязали к их грудям и протащили их по всему городу на глазах у всего народа, их сбросили с городской стены» (Книга Маккавеев 2, 6:10).

    Самые жестокие наказания ждали главным образом (но не только) тех, кто совершил обрезание, поскольку оно создавало существенное физическое различие между евреями и неевреями, что ставило четкую преграду между народом Израиля и всеми другими народами в вопросах заключения брака. Это противоречило основным положениям стоической философии, адептами которой были селевкиды, и не позволяло евреям смешаться с другими народами империи.

    Подобные гонения на евреев повторились и в период правления римского императора Адриана, который во многом пытался подражать культуре Древней Греции. Именно эти гонения привели к восстанию Бар-Кохбы, которого воодушевляла память о восстании Маккавеев.

    С этой точки зрения, Хасмонейский суд вынудил именно правителей-селевкидов, а не родителей необрезанных детей, принять заповедь обрезания – правителей, которые хотели силой отменить союз народа Израиля со Всевышним.

    Но были и такие евреи, которые отказались от заповеди обрезания добровольно, стремясь отстраниться от своего еврейства и стать носителями греческой культуры. Иосиф Флавий писал об этих людях:

    «Они бежали к Антиоху и сказали ему, что хотят оставить обычаи своих отцов… и принять обычаи царя, и вести эллинский образ жизни. Он попросили у царя позволения построить гимназию в Иерусалиме, и когда он дал им свое позволение, они покрывали место обрезания своего, чтобы выглядеть, как эллины; и оставили они полностью обычаи отцов своих» (Иудейские древности, 12, 5:1).

    А в книге Маккавеев о них сказано:

    «И построили они гимназию в Иерусалиме по законам неевреев. И покрывали они место обрезания своего, и оставили священный завет» (Книга Маккавеев 1, 1:14-15).

    Возможно, Матитьяѓу вынудил и этих евреев обрезать своих детей. Это требование было неотъемлемой частью борьбы еврейского народа за выживание.

     

    Борьба за святость еврейского дома

    Источником выражения «Хасмонейский суд» является Талмуд: «Рав Дими сказал: Хасмонейский суд постановил: тот, кто вступает в интимные отношения с нееврейкой, преступает запрет овладения нидой, рабыней, нееврейкой и замужней женщиной» (трактат Санѓедрин, 82).

    Здесь идет речь о последствиях борьбы за заповедь обрезания: о борьбе за святость еврейского брака, за еврейскую семью, против эллинистической ассимиляции. Таким, образом, здесь продолжается процесс, начатый Пинхасом, убившим Зимри за то, что тот ввел в свой шатер мидьянитянку.

    Следует прояснить: Тора запретила жениться на нееврейках, а Матитьяѓу распространил этот запрет и на одноразовую интимную связь. Продолжением его дела стали 18 постановлений, изданных двумя веками позднее, в период Шамая и Ѓилеля, однако здесь мы не имеем возможности рассказывать об этом подробнее.

    Представляется, что главным достижением Хасмонейского суда стало объявление войны греческим завоевателям и их еврейским приспешникам. Йеѓуда Маккавей, сын Матитьяѓу и первый, кто возглавил восстание после него, смог превратить эту войну из гражданской войны между евреями, верными Торе, и теми, кто принял эллинский образ жизни, в национально-освободительную войну против империи селевкидов. Вот почему Рамбам охарактеризовал события Хануки такими словами: «И возвратилось царство к народу Израиля».

     

    Ханука

    Самым знаменитым постановлением Хасмонейского суда стало постановление о праздновании Хануки:

    «И стали Йеѓуда и его братья, и вся община Израиля праздновать дни освящения жертвенника, из года в год, восемь по счету – с двадцать пятого дня месяца кислев, – в радости и веселье» (Книга Маккавеев 1, 4:58).

    Добавление праздника в еврейский календарь – событие из ряда вон выходящее. Ведь есть запрет устанавливать праздники и заповеди, кроме тех, что указаны в Торе. Однако Хасмонейский суд учредил празднование Хануки, и с тех пор мы каждый год произносим благословения на зажигание ханукальных свечей.   

     

    Перевод: Хана Ар-Шалом

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев