В сущности, а что такого произошло тогда, в дни событий Хануки? Храм оставался стоять там, где стоял; он функционировал, и евреи могли свободно (или почти свободно) оправлять в нем свои ритуалы. Чем им так мешало присутствие греков?!
Все, как всегда, упиралось в одну «мелочь».
Весь смысл существования еврейского народа заключается в привнесении в этот мир света Всевышнего, приведении его к состоянию, когда «будет на всей земле Бог один и имя Его едино». И если народ, который был избран Богом как «Его» народ, вдруг оказывается под чужеземным владычеством; если в Его дворце (то есть в Иерусалимском Храме) все делается в соответствии с волей царя-чужеземца, то о каком «свете Всевышнего», о каком Царстве Божьем может вообще идти речь? Это уже, скорее, карикатура и на Бога, и на идею Его Царства.
Для того, чтобы исповедовать ту или иную религию, не обязательно принадлежать к какому-то определенному народу. Христианами и мусульманами, как известно, считают себя представители самых разных национальностей. Но вот идею Всевышнего как Владыки, Царя этого мира нельзя реализовать без идеи Его народа, так как царь только тогда и царь, когда у него есть свой народ, свое государство, свой дворец.
Именно на этом и основана неразрывная связь между иудаизмом и принадлежностью к еврейскому народу.
Когда еврейский народ не свободен, когда он пребывает вдали от своей земли, он может сохранять свое еврейство только в нафталине религиозности.
Но верно и обратное: когда еврейский народ обретает независимость, но при этом не желает исполнять заповеди Творца, он так же уклоняется от своей миссии, и его еврейская сущность вновь оказывается законсервированной в нафталине – только на этот раз в нафталине «национально-государственном».
Урок истории заключается в том, что «религиозный» нафталин сохраняет нас как нацию куда эффективнее, чем «государственный», ибо Тора отправляется в изгнание вместе с нами. Но, так или иначе, ни тот, ни другой нафталин - ни религия, ни обретение национального государства - по отдельности никак не гарантируют ни будущее существование еврейского народа, ни, тем более, реализацию им своей исторической миссии.
Две эти сущности - религия и национальность – сходятся в итоге на Храмовой горе. Это - то самое место, где, как говорится, голова прирастает к телу, и при обладании которым и осознании важности которого наша нация становится подлинно полноценным, живым организмом. Нет более еврейского места на планете, чем Храмовая гора, которую осеняет Шхина Всевышнего и от которой она распространяется по всему миру. Причем дело не только в историческом значении Храмовой горы, ибо наша связь с ней отнюдь не ограничивается историей; она куда глубже.
Тот, кто довольствуется еврейством как религией, панически боится этого места и выступает против его возвращения под полный еврейский суверенитет. Но ведь и тот, кто определяет еврейство исключительно как национальность, никак не связывая наше возвращение в Сион с Богом, боится его не меньше.
Большинство народа колеблется сегодня между этими двумя точками зрения. С одной стороны, некоторые еврейские религиозные авторитеты утверждают, что в наши дни еврею нельзя восходить на Храмовую гору и молиться на том месте, которое избрал Бог, а с другой, юридический советник правительства передает контроль над этим местом в руки мусульманского ВАКФа.
Праздник Хануки – это как раз праздник, напоминающий о том, что борьба за нашу политическую свободу неразрывно связана с борьбой за свободу духовную, за нашу верность живой еврейской традиции в целом, а не разделенной на отдельные религиозную и национальную составляющие. И вспоминая о грандиозной победе Хасмонеев, героическом восходе их династии, нельзя не вспомнить и историю гибели их государства.
Погибло оно, как все помнят, отнюдь не в результате войны, ядерного взрыва или международной изоляции. Просто идея реализации еврейской мечты о привнесении в мир света Творца на определенном этапе перестала интересовать Хасмонеев как лидеров нации. Связь между верой и государством была утеряна - и, как следствие, вскоре была утрачена государственная независимость, а затем исчезло и само еврейское государство.
Вывод напрашивается сам собой. Чтобы понять, как нам сохранить современное государство Израиль, очень рекомендуется изучить уроки Хануки. Нет и не может быть еврейского государства без иудаизма, но и иудаизм без еврейского государства ущербен. И место их встречи изменить нельзя – они пересекаются именно на Храмовой горе. Ну, а дальше умный поймет и без дополнительных разъяснений…
«Макор ришон»
Перевод сайта "Еврейское руководство"