Израиль – страна «стикеров», наклеек на машинах. Достаточно взглянуть на багажник машины, и вы узнаете мнение водителя по целому ряду вопросов - от политики правительства в Иудее, Самарии и Газе и до принятия конституции. Обычно наклейки позволяют легко определить, к какому политическому лагерю принадлежит хозяин транспортного средства. Есть, однако, и наклейки-шутки, вводящие в заблуждение. Например – изображение собачей морды с надписью «Народ за Шуки» (Шуки – собачка из популярного юмористического ток-шоу на израильском телевидении; этого самого Шуки наклейка предлагает выдвинуть в парламент).
Одна из таких «наклеек-ребусов» грозными буквами гласит «Позор!». Её можно увидеть как на машинах с оранжевими ленточками (противников выселения евреев из Газы), так и на машинах с синими (сторонников того же выселения). Конкретный адресат отсутствует, и это, видимо, означает, что все и так знают, кому именно позор. Те, кому все еще не ясно, могут взглянуть на опросы общественного мнения о мере доверия, которым пользуются некоторые учреждения власти: партиям доверяют 11% и ещё 29% - доверяют средне; Кнессету, соответственно, 14% и 30%; правительству доверяют 16% и более-менее - 25%. Единственная структура, которой нечего стыдиться, это Армия обороны Израиля – ей доверяют 83% еврейского населения Израиля. Она не только символизирует, но и на деле воплощает, больше, чем любое другое учреждение, общеизраильские идеалы и ценности. Вместе с тем, все прочие инструменты суверенитета, о которых 2000 лет мы могли только мечтать, сегодня воспринимаются как недостойные доверия народа. В бытовых разговорах люди выражают разочарование в избранниках и всё меньше расчитывают на исправление "сверху".
Отсюда есть два пути: первый – это дать разочарованию захватить и другие сферы жизни, превращая существование в борьбу за собственное выживание, закрываясь от всего ради собственных интересов и возводя «право быть оставленным в покое» в главный жизненный принцип. Определённая часть общества пошла этой дорогой, вместе с тем осознавая, что такой подход ничего хорошего ни обществу, ни им лично не сулит. Другие, разочаровавшись в верхах, тем не менее не поддались гегемонии разочарования, а перенаправили свои силы и веру на более близкие сферы деятельности: школу, квартал, военное подразделение, на детей, новых репатриантов и т.д. Иными словами, посредством этого второго пути общество всё больше стало брать на себя национальную ответственность, которую, де факто, всё меньше несут государственные элиты. Стало формироваться еврейское гражданское общество.
Свыше трети миллиона людей пользуются помощью благотворительных организаций, раздающих в той или иной форме продукты питания. Это говорит о масштабах бедности, при которых многие не могут позволить себе купить более, чем минимум продуктов, - но это также говорит и о масштабах взаимопомощи. Ежегодно в университетах 29,000 студентов помогают в рамках проекта «Перах» более чем 50,000 школьникам, испытывающим трудности в учёбе. Один из наиболее удачных общественных проектов - движение "Берешит", в рамках которого светские и религиозные родители и дети регулярно совместно изучают недельную главу Торы. За несколько дней до прошлого праздника Шавуот был перекрыт центр Иерусалима, чтобы позволить десяткам тысяч детей и их родителей со всей страны, участникам этого проекта, принести своим иерусалимским сверстникам первенцы плодов Земли Израиля, возрождая нечто подобное традиционному поломничеству эпохи Храма.
В последние месяцы все больше и больше говорят о движении «Паним эль паним» - «Лицом к лицу». Жители поселений и студенты йешив выезжают целыми кварталами, чтобы встречаться и беседовать со светскими жителями страны. В свете реалий последних десяти лет, когда главный раскол общества всё больше проходит между светскими и религиозными, и у существенной части общества представление об иудаизме складывается исключительно на основе карикатурных описаний СМИ, подобные встречи способствуют, как ничто другое, возрождению национального диалога. Встречи «лицом к лицу» происходят следующим образом: участники получают список квартир, которые они обходят, предлагая хозяевам побеседовать о жизни «как еврей с евреем». Звучит, может, и странно, но в Беэр-Шеве, где обошли все квартиры, согласились на беседу треть посещаемых. Это огромный процент – учитывая, сколько рекламных агентов и сетевых распространителей звонят и стучат в каждую израильскую квартиру изо дня в день! Из этих визитов родилось 167 кружков по изучению и обсуждению еврейских источников и многократно расширилась сеть взаимопомощи. В Беэр-Шевском Университете провели исследование, показавшее значительное изменение облика города в результате деятельности «Паним эль паним».
Десятки летних лагерей организуются для детей, чьи родители не могут им этого обеспечить собственными средствами. Для земледельцев еврейских поселений Гуш Катифа в Газе, которым банки отказались дать ссуду ввиду планируемого правительством «размежевания», в этом году были собраны 10 миллионов шекелей фондом «Маамин везореа» - «Верит и сеет», чтобы они могли продолжать засеивать землю независимо от планов правительства. Движение «Маагалей Цедек» - «Круги справедливости» - уже второй год устраивает в день постов 17-го Таммуза и 10-го Тевета дискуссионные форумы на центральной площади Иерусалима. Эти встречи включают уроки виднейших раввинов, профессоров и общественных деятелей, на которые стекаются тысячи иерусалимцев, чтобы изучить и обсудить экономические и социальные проблемы в свете Торы. Движение стремится развить и вновь сделать актуальными «социальные» заповеди иудаизма, применяя их к современной государственной действительности. По инициативе «Кругов справедливости», например, всё в большем количестве ресторанов и свадебных залов наряду с сертификатами о кошерности появляются сертификаты о «социальной кошерности», гарантирующие, что в заведении соблюдаются принципы справедливости в трудовых отношениях.
Перечень подобных организаций, существующих на исключительно добровольных началах, заполняет сотни страниц в телефонных справочниках. За последние годы значительно расширились как сферы деятельности этих организаций, так и количество принимающих в них участие. Понятно, что при всём их успехе добровольные общества не могут заменить государственные структуры - как и наоборот. Но всё же нельзя не отметить восстановление принципа взаимной ответственности в израильском обществе. Это то, что позволило Израилю преодолеть экономический кризис 2000-2003 годов и волну террора последних пяти лет. Это то, что даёт каждому человеку в Израиле ощущение, что его поддержат в трудную минуту и не дадут упасть.
На экране это показывают редко. В действительности это то, что наполняет сердце теплом и уверенностью в завтрашнем дне.