Меир Брук

Категории

Теги

Архивы

Многомерная Ханука

  • Еврейские духовные ресурсы и идеи - обладают огромным разнообразием внутренних смыслов. Часть этих смыслов доступны и ребенку. И обычно в религиозных семьях - с этими смыслами знакомят с детства. Но важной задачей является взросление человека при котором он познаёт глубины этих же ресурсов и идей. В нашем сознании - каждая идея должна "взрослеть" вместе с нами. И чем глубже мы постигаем еврейские смыслы, тем интереснее становится наша жизнь, в которой взаимно отражаются еврейские ресурсы. Любопытно, что когда у нас накапливается целая серия смыслов - они могут между собой вступать в "причудливые" взаимосвязи, создавая новые "комплексные" смыслы и даже парадоксы. 

    Особенно в этом смысле выразительна Ханука. В ней "сталкиваются" весьма противоположные идеи. Самая известная парадоксальность это "макабиада" - спортивные соревнования евреев в стиле греческих Олимпийских игр, названные в честь одного из наиболее выдающихся борцов с греческой культурой - Йегудой Маккаби (он же - Макковей). Перечислим еще несколько парадоксальных феноменов. 


    Масло, которое мы вспоминаем в Хануку - имеет очень сакральный смысл, связанный с тончайшими мистическими процессами. Тем не менее при этом - чтобы увековечить аспект масла, еврейская ханукальная кухня наполняется совершенно "одиозными" супержирными и насквозь пропитанными маслом - пончиками, блинчиками, картофельными латкесами, в-общем - еврейство отдается самым "разнузданным" антидиетическим чревоугодиям. И, наконец, третий контраст. Тот самый кувшинчик с маслом, который впоследствие горел восемь дней - был изначально спрятан (греки его не нашли) и он символизирует самые скрытые части нашей души. И вместе с этим - сейчас мы выставляем наши ханукальные светильники на окно, чтобы их увидел весь мир. Это даже официально называется "пирсума ниса" (дословно - реклама чуда). В нашей любимой Хануке причудливо переплетается грубое с тонким, скрытое с публичным. И наша задача - правильно выбрать нужные идеи. 
    Несколько слов о культурных отношениях с греками. 

    Мы в Хануку отвергли греческую модель духовности. Но впоследствие еврейские мудрецы взяли "на вооружение" многие греческие научно-философские идеи - в частности Рамбам многое почерпнул из Аристотеля, а идеи эманации, разработанные Школой Платона (по мнению многих исследователей) помогли развить еврейскую мистическую концепцию сфирот. (На языке Торы - Яфет в шатрах Шема).Посмотрим глубже - в смысловые ряды нашего праздника. За восемь дней мы зажигаем в общей сложности 36 основных свечей (плюс 8 шамашей - вспомогательных). Говорят каббалисты, что первый человек - Адам родился в "полдень шестого дня", успел согрешить, но из сада он был изгнан только после первого Шаббата. 
    Это означает, что он провел в райском Саду - 12+24=36 часов. И на мистическом уровне 36 свечей как бы излучают свет 36 часов в которые первый человек наслаждался Б-жественным Светом и близостью ко Вс-вышнему. Ханука и Пурим - привносят в наш мир две наиболее мистические жидкости - оливковое масло и вино. При этом вино - обладает сугубо внутренним применением. А оливковое масло соединяет в себе внешнее и внутреннее. Мы его едим и мы его зажигаем, чтобы оно дало нам свет. При этом масло также используют для смазки (чтобы убрать трение) и масло - отталкивает воду (не смешиваясь с ней). Храм также имел глубинное значение, олицетворяя человеческие мистические качества. 

    Снаружи Храма был жертвенник, на котором приносили животные жертвы. Это - символ нашего животного начала, которое мы освящаем. 
    Внутри Храма стояли стол с хлебами, жертвенник для воскурений и светильник - менора. Стол обозначает пищу, которую мы впускаем в себя (а также информацию, которую мы как бы "пережевываем" и усваиваем). Жертвенник для воскурений обозначает утонченные мысли, которые мы освящаем. А Менора - несет в себе символический образа света. Свет "работает" в две "стороны". Он может быть направлен "внутрь нас", помогая нам постичь (осветить) самих себя. А может быть направлен вовне, когда мы освещаем другим людям - понимание мира. 
    Когда мы зажигаем Ханукальные светильники, мы включаем в себе - еврейское качество быть "светом для народов". При этом в дни Хануки окружающий мир (по контрасту) находится в зимне-темном времени года. Желаем читателям удостоиться "Нового Света".


    см. также другие статьи на тему "Еврейские праздники".

1 комментарий