Меир Брук

Категории

Теги

Архивы

Духовно-плодовые символы

  • Еврейский календарь имеет разные «измерения» - включая природные, исторические и мистические.
    Зимний блок календаря состоит из трех праздников — Хануки, Ту би-Швата и Пурима. Все они имеют более позднее происхожение, чем праздники из Торы.
    Ханука и Пурим — связаны с реальными историческими событиями — евреев, сталкивающихся в галуте с великими империями.
    Как результат, у этих праздников есть мощный исторический смысловой слой.
    Но параллельно — мистическая реальность вложила «тонкие» смыслы, которые дают этим праздникам мощное кабалистическое влияние.


    Интересно проанализировать связь между глубинными смыслами этих праздников. 
    Ханукальная мистика построена вокруг образа продукта из маслины - оливкового масла.
    Пуримская мистика построена вокруг образа продукта из винограда - вина.
    В нашей традиции мудрецы собирают вместе три ключевых продукта — хлеб, оливковое масло и вино. Каждый из них имеет не только прикладное значение в жизни человека, но и обозначает духовные концепции.
    Рассмотрим часть параллелей.

     

    Мудрецы говорят следующее: оливковое масло — рассматривается как внешний процесс - «втирания в кожу» (умащения). Оно создает особый статус наружной поверхности человека.
    Вино — используется для «внутреннего потребления». Как говорит каббала - «входит вино выходит тайна». То есть масло и вино — противопоставляются как огибающий и проникающий духовные процессы (ор макиф и ор пними — на языке каббалы)
    А сейчас мы увидим еще более сложную комбинацию.
    Посредине месяца шват — у евреев находился технический «выделенный» день, который называется Ту биШват, что в переводе просто обозначает дату в еврейском календаре - «15 швата».
    Великий каббалист Аризаль — на базе этой даты создал новый праздник, имеющий «обобщающее» плодово-мистическое значение.
    Формально Ту би-Шват — это Новый Год деревьев, который использовался изначально для подсчета урожая в определенный год — в чисто техническом смысле.


    Аризаль — совершил трансформацию идеи.
    Мы замечаем, что и оливки и виноград — это плоды, входящие в список - «семь плодов Израиля» (которыми славилась Святая Земля).
    В эти семь плодов входят и маслины с виноградом, но также и пшеница и ячмень, а также гранат, финик и инжир. (Пшеница и ячмень - «всплывают» в весенней связке — Песах, сфират а-Омер, Шавуот).
    Каждый из этих плодов также содержит мистические смыслы о которых мы еще поговорим в следующих статьях.
    Получается в Ту би-Швате целая «библиотека» кабалистических ресурсов, активированных Аризалем. И находится она примерно посредине — между праздниками масла и вина — Ханукой и Пуримом.
    Идея масла — как внешнего ресурса — очень точно отражает ситуацию с «околоханукальными» праздниками народов мира. Так же как Ханукия — выставляется на окно, чтобы «излучать» духовный свет из еврейского дома — в окружающий внешний мир, также и календарь показывает как разные народы устанавливали свои праздники вокруг даты нашей Хануки. И даже светский Новый Год — попал в эту «теплую компанию», косвенно черпая свои «тонкие» энергии — из еврейского мистического механизма, задаваемого Ханукой.


    А праздник «кванза» - выглядит как «лучший друг» наших праздников (название - на суахили от «матунда я кванза», что в переводе означает «первые плоды»). Основополагающие принципы праздника – Единство, Самоопределение, Совместная работа и коллективная ответственность, Сотрудничество, Целенаправленность, Творчество, Вера.
    Пурим — выглядит более мистическим и гораздо меньше окружающих культур - «вышли на связь» с тонкими энергиями глубинного праздника.


    Тем не менее — мы как евреи из бывшего Советского Союза — можем заметить неожиданный феномен. В бывшем Союзе — было два всеми любимых праздника, которые окружали наш Пурим (проходящий в конце февраля — начале марта).
    Это два праздника «мужской» и «женский» 23 февраля и 8 марта.
    Неожиданным образом эти два праздника имеют «тонкие связи» с самой великой еврейской женщиной — Эстер и с ее партнером Мордехаем, который совершил самую блистательную военную победу, победив соратников Амана (антисемитов), когда персидский Царь — разрешил евреям взять оружие и перебить их врагов, которых Аман хотел натравить на евреев.
    В следующих статьях — мы рассмотрим еще более неожиданные глубинные связи между «дуэтом» мужско-женских дней, окружающих Пурим, а также глубины Ту би-Швата.

    сайт автора статьи: http://meirbruk.net

1 комментарий