Сегодня мы совершим "погружение" в самих себя - с помощью анализа известной нам истории Пурима.
Существует "поверхностное" понимание историй (сюжетов) и "глубинное" понимание.
Поверхностное рассматривает историю - только как описание событий в "обыденном" мире.
Глубинное - рассматривает историю как "проекцию" ситуации взаимодействия сил - в каком-то мире, недоступном нашему буквальному восприятию.
Обычно мы говорим о психологическом и мистическом - глубинных уровнях.
Психологический - происходит в "психическом мире" человека, который обладает сложной структурой - и "группой" внутренних героев.
Мистический - погружается в болеетабстрактные схемы (например сфирот) - и при этом отражает разные системы в мироздании.
Освоение психологического мира - делает человека хозяином собственного психического уровня.
Освоение мистического мира - делает человека в некотором смысле "хозяином большого мира" - в некотором смысле "подобным Б-гу".
Эта идея - отражает суть фразы из Торы, что человек сделан по образу и подобию Б-га, то есть он может научиться аспектам управления "большого мира" (программа-максимум) и своего "внутреннего мира" (программа-минимум).
История Пурима описывает четырех главных героев - Мордехай, Аман, Эстер и Ахашверош.
Сейчас мы увидим, как с помощью проекции эти персонажей внутрь нас - мы получим все более усложняющиеся схемы - описания мира внутри нас - от "одно-звенной" до "четырех-звенной".
Обычный человек - считает себя "просто" хорошим. Он считает, что он всегда хочет добра, по крайней мере для самого себя. Если в его личный мир входит семья, община, место работы, страна - то он хочет добра и этим системам, настолько - насколько это будет хорошо лично ему.
Человек видит себя в этой простейшей схеме - "Единым" и непротиворечивым.
Эта хорошая "простая" личность - выражена "хорошим героем" Мордехаем.
Но - человек может заметить, что его простое желание хорошего очень часто сталкивается с препятствиями. Человек обвиняет в проблемах окружающий мир, но очень часто - первоисточником является его так называемый внутренний оппонент - странные силы, которые саботируют планы человека.
Юнг назвал эту часть личности - "тенью" (в противоположность - свету), иудаизм - пользуется термином "ецер а-ра".
Этот внутренний оппонент "ставит нам палки в колеса". Он в том числе провоцирует и наши болезни и многие конфликты.
Пуримская история обозначает его фигурой - Амана, главного оппонента Мордехая.
Усложним схему - от двух к трем героям.
Оказывается внутри нас скрываются не только оппоненты.
История Пурима презентует нам третью фигуру - названную "скрытой" и зовут ее Эстер. Это - скрытые силы добра, те силы внутри нас - о которых мы сами не знаем.
Доступ к этим силам - открывает нам целый мир новых возможностей.
Но - чтобы эти три силы жили в "порядке" между собой - история Пурима вводит четвертую силу - в виде Царя (образ Ахашвероша). Это - главный "диспетчер", который распоряжается тем, какой силедать доступ к управлению.
Мы получили очень выразительную модель - усложняющегося человека.
Сначала - простой позитивный герой, потом - его оппонент (теневой персонаж), потом - мы раскрываем тайные/скрытые силы добра в нас, а потом ставим над всем этим - командующего.
Далее - зная общую идею - человек должен осваивать детализацию.
Рассматривая с этой позиции Пуримский сюжет - мы начнем раскрывать целую коллекцию идей, которые предлагает нам глубинная еврейская мудрость.
Мы учимся "ставить на место" внутреннего Амана, чтобы он нам не мешал.
Но он может и помогать нам. Силы разрушения - могут высвобождать место скрытому добру. Это видно из сюжета в котором Аман реализует план "ликвидации" Вашти, раскрыв дорогу к посту Царицы - для Эстер.
Некоторые из "орудий" Эстер - включают пост и пир (для Царя).
Осознанно включив внутри себя "фигуру" Царя - мы учимся управлять всеми тремя частями нашего внутреннего мира.
"Правильный" Ахашверош - приближает Эстер, возвышает Мордехая и вешает Амана.
После (первого) пира с Эстер - ему во сне приходят ценные мысли, ему в нужном месте - открываются книги. Так Эстер (через скрытые механизмы) влияет на царя.
Это напоминает "мини-шахматы" с четырьмя фигурами, которыми "сам с собой" внутри себя играет человек. Наша задача - освоить эти "Пуримские шахматы" - от общих идей к частным деталям.
Подробнее...
Добавить комментарий