Меир Брук

Категории

Теги

Архивы

Внутренние герои Пурима

  • Сегодня мы совершим "погружение" в самих себя - с помощью анализа известной нам истории Пурима.

    Существует "поверхностное" понимание историй (сюжетов) и "глубинное" понимание.

    Поверхностное рассматривает  историю - только как описание событий в "обыденном" мире.

    Глубинное - рассматривает  историю как "проекцию" ситуации взаимодействия сил - в каком-то мире, недоступном нашему буквальному  восприятию.

    Обычно мы говорим о  психологическом и мистическом - глубинных уровнях.

    Психологический - происходит в "психическом мире" человека, который обладает сложной структурой - и руппой" внутренних героев.

    Мистический - погружается  в болеетабстрактные схемы (например сфирот) - и при этом отражает разные системы в мироздании.

    Освоение психологического мира - делает человека хозяином собственного психического уровня.

    Освоение мистического мира - делает человека в некотором смысле "хозяином большого мира" - в некотором  смысле "подобным Б-гу".

    Эта идея - отражает суть фразы  из Торы, что человек сделан по образу и подобию Б-га, то есть он может научиться аспектам управления "большого мира" (программа-максимум) и своего "внутреннего мира" (программа-минимум).

    История Пурима описывает  четырех главных героев - Мордехай, Аман, Эстер и Ахашверош.

    Сейчас мы увидим, как с помощью проекции эти персонажей внутрь нас - мы получим все более усложняющиеся схемы - описания мира внутри нас - от "одно-звенной" до "четырех-звенной".

    Обычный человек - считает  себя "просто" хорошим. Он считает, что он всегда хочет добра, по крайней мере для самого себя. Если в его личный мир входит семья, община, место работы, страна - то он хочет добра и этим системам, настолько - насколько это будет хорошо лично ему.

    Человек видит себя в этой простейшей схеме - "Единым" и непротиворечивым.

    Эта хорошая "простая" личность - выражена "хорошим героем" Мордехаем.

    Но - человек может заметить, что его простое желание хорошего очень часто сталкивается с препятствиями. Человек обвиняет в проблемах  окружающий мир, но очень часто - первоисточником  является его так называемый внутренний оппонент - странные силы, которые саботируют планы человека.

    Юнг назвал эту часть личности - "тенью" (в противоположность - свету), иудаизм - пользуется термином "ецер а-ра".

    Этот внутренний оппонент "ставит нам палки в колеса". Он в том числе провоцирует и наши болезни и многие конфликты.

    Пуримская история обозначает его фигурой - Амана, главного оппонента Мордехая.

    Усложним схему - от двух к трем героям.

    Оказывается внутри нас скрываются не только оппоненты.

    История Пурима презентует нам третью фигуру - названную "скрытой" и зовут ее Эстер. Это - скрытые силы добра, те силы внутри нас - о которых мы сами не знаем.

    Доступ к этим силам - открывает  нам целый мир новых возможностей.

    Но - чтобы эти три силы жили в "порядке" между собой - история Пурима вводит четвертую силу - в виде Царя (образ Ахашвероша). Это - главный испетчер", который распоряжается тем, какой силедать доступ к управлению.

    Мы получили очень выразительную  модель - усложняющегося человека.

    Сначала - простой позитивный герой, потом - его оппонент (теневой персонаж), потом - мы раскрываем тайные/скрытые силы добра в нас, а потом ставим над всем этим - командующего.

    Далее - зная общую идею - человек должен осваивать детализацию.

    Рассматривая с этой позиции Пуримский сюжет - мы начнем раскрывать целую коллекцию идей, которые предлагает нам глубинная еврейская мудрость.

    Мы учимся "ставить  на место" внутреннего Амана, чтобы  он нам не мешал.

    Но он может и помогать нам. Силы разрушения - могут высвобождать место скрытому добру. Это видно из сюжета в котором Аман реализует план "ликвидации" Вашти, раскрыв дорогу к посту Царицы - для Эстер.

    Некоторые из "орудий" Эстер - включают пост и пир (для Царя).

    Осознанно включив внутри себя "фигуру" Царя - мы учимся управлять всеми тремя частями нашего внутреннего мира.

    равильный" Ахашверош - приближает Эстер, возвышает Мордехая и вешает Амана.

    После (первого) пира с Эстер - ему во сне приходят ценные мысли, ему в нужном месте - открываются  книги. Так Эстер (через скрытые  механизмы) влияет на царя.

    Это напоминает "мини-шахматы" с четырьмя фигурами, которыми "сам  с собой" внутри себя играет человек. Наша задача - освоить эти "Пуримские  шахматы" - от общих идей к частным  деталям.

    Подробнее...

    Добавить комментарий

0 комментариев