Меир Брук

Категории

Теги

Архивы

Сфирот и четыре мира

  • Автор: M. Bruk   

    Когда в каббале появилась концепция сфирот, это сделало возможным описывать мистическое «пространство» систематически, в «научном» стиле. Сфира — это абстрактное понятие, описывающее духовную реальность.
    При таком подходе появляются и опасности. Можно выхолостить систему, убрав из нее религиозный компонент. Именно в эту «ересь» впал Лайтман, который стал заявлять, что его «версия» каббалы — это наука, а не религия, так как человек может освоить фрагмент каббалы (например, систему сфирот) и пытаться работать с ней в «усеченном» варианте.
    Изначально идея сфирот вводилась как система описания атрибутов Б-га, а также для использования принципа «уподобления Всевышнему». Так же как Б-г проявляется через сфирот, так же и человек — выражая идею, что человек создан «по образу и подобию Б-га».
    Но некоторые «особо проворные товарищи» отделили человеческие сфирот от Б-жественных — и получили некий вид науки о человеке, но заодно «изгоняющий» Б-га из мира этой науки.
    Более полноценной является «двухмерная» модель, где, кроме дерева сфирот, используется версия «лестницы Яакова» из четырех миров — асия, ецира, брия и ацилут.
    Асия — материальный мир.
    Мир ецира может рассматриваться как мир психологии (или мир эмоций). Сфирот в этом мире — эмоционально-психологические аспекты личности человека.
    Мир брия может иметь два основных смысла. Это мир творчества (креативности), мир идей. И это мир духовности в ее (условно говоря) «дальневосточном» понимании — без Б-га, но с привлечением разных духовных инструментов, таких как медитация, различные виды дыхания, йога, мантры, духовные измерения восточных единоборств и другое. С одной стороны, в этом мире «живут» писатели и изобретатели. С другой стороны, сюда могут «заселиться» разные гуру и их ученики.
    Мир брия — очень интересный и насыщенный. Но это еще не высший мир. Над ним находится мир ацилут. Его название происходит от слова «эцель», что означает «возле». Возле кого или чего? «Возле» Б-га. Имеется в виду, что мир ацилут — самый приближенный к Вс-вышнему, и в нем описываются «атрибуты» самого Вс-вышнего, через которые он проявляется в нашем мире.
    Очень важно различать миры брия и ацилут. На английском языке они различаются с помощью терминов spiritual — «духовный» (брия) и divine — «Б-жественный» (ацилут).
    В такой системе есть и опасность. Человек может «брать» эти миры «оптом» и (или) «в розницу». Ученые психологи-материалисты могут ограничиться миром ецира и получить очень эффективное и вполне научное описание человека. Но они же могут попытаться «зажать» человека на этом «этаже» реальности. Нечто подобное сделал Фрейд.
    Более «продвинутые» духовные и (или) творческие деятели могут освоить мир брия. Тогда человеку станет жить гораздо просторнее, освоив еще один этаж реальности. В частности, после Фрейда пришел Юнг, чьи модели хорошо работали в мире брия (идея об архетипах). Новые направления в искусстве (креативность), всплеск в инновациях, приводящий к «стартапам» — проявление мира брия. «Мода» на духовные технологии (всплеск «гуру») — это тоже аспект мира брия.
    Но и здесь есть та же опасность — «построить потолок», отгородившись от мира ацилут. Такой потолок построил и Лайтман, и другие «творчески-безбожные» деятели.
    В чем одна из ценностей мира ацилут? В нем нет места злу, так как «близость» к Б-гу делает появление зла невозможным (свет изгоняет тень). В более низких мирах — в связи с их «отдаленностью» и возможностью отделенности — для зла появляется лазейка. Теории про дьявола и падших ангелов получили «прописку» благодаря тем, кто открыл мир брия, но «забаррикадировался» от доступа в мир ацилут.
    Если человек будет осваивать все четыре мира, то, во-первых, вышестоящие миры станут источниками мощных ресурсов для нижестоящих, и наше творчество и духовность будут иметь связь с Б-гом и «Б-жественным».
    А во-вторых, мир ацилут как «источник мощного света» поможет «изгнать теневых» персонажей из жизни. Сочетание «мощности» и «чистоты» сделает такого человека настоящим героем нашего времени, так как это сочетание качеств является проявлением идеи Мошиаха — влиятельного, творческого и духовного, но при этом «ликвидировавшего» в своей жизни доступ теневых сил.
    К такому человеку будут стремиться приблизиться все люди.

    Подробнее...2 комментария
     
    Еще статьи...
    • Тора — надзор и инициатива
    • Краткий список возможных подходов к исправлению ситуации - противостояния евреев и неевреев
    • Шавуот как зачатие - часть 2, неожиданные продолжения идеи
    • Зачатие и рождение
    • Тора - Уметь пользоваться "подарком"
    « ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

    Страница 1 из 251
2 комментариев
  • Меир Брук и Viktor Kurjanov понравилось
  • Viktor Kurjanov
    Viktor Kurjanov Считаю, что интерпретация каббалы по Лайтману полезна для заинтересовавшихся этим учением. В любом случае, познавший учение в той или иной мере, будет на стороне Б-жьего промысла!
    June 1
  • Gregory Kohelet
    Gregory Kohelet Уважаемый Меер Брук, Михаэль Лайтман ничего не строит и не куда не впадает, он передаёт нам знания, которые были заложены великими каббалистами, в частности развивающихся на основе учения Ари, Рамхаль, Агра, Бааль Шем-Тов и Бааль Сулам и др. М. Лайтман са...  больше
    July 23